Многие ненавидят Вконтакте и тупые сердечки и бегемотиков. Но пост не об этом…
А о том, насколько же круты создатели Вконтакте с точки зрения современной "цифровой экономики" и Интернет-бизнеса в целом.
По образованию я экономист-математик. По профессии - интернет-маркетолог. В свое время писал курсовую работу по столь малоизученной теме как Digital Goods (цифровые товары), конкретнее "Pricing Digital Goods: Discontinuous Costs and Shared Infrastructure”.
Так вот, пара размышлений о том, насколько же крутым и прорывным ТОВАРОМ с точки зрения фундаментальной экономики является, например, вот это сердечко:
Итак, немного простой теории…
Цифровые товары - это чаще всего литературные, графические, музыкальные, аудиовизуальные произведения, программное обеспечение, которые могут быть загружены непосредственно с Интернет-сайта продавца в сети Интернет, без доставки какого-либо материального носителя информации.
В экономике цифровые товары имеют несколько уникальных особенностей, отличающих их от обычных товаров.
Основных отличительных характеристик три: неразрушаемость, преобразуемость и воспроизводимость.
Неразрушаемость означает отсутствие любого рода износа или повреждений, связанных с использованием электронного товара. Единица товара, проданная производителем, может быть затем перепродана кем-либо еще без каких-либо потерь свойств. Поэтому продавцы электронных товаров используют стратегии по предотвращению таких перепродаж - например лицензирование, ограничения по времени работы или система обновлений продуктов, при которой уменьшается ценность предыдущих версий
Преобразуемость означает, что электронные товары легко восприимчивы к различным изменениям, что является достаточно парадоксальным моментом в виду первого свойства неразрушаемости. Это позволяет создавать и обеспечивать потребителей заказными и персонифицированными продуктами. И производители широко используют эту возможность дифференциации продуктов. Преобразуемость поднимает целый ряд спорных вопросов относительно индивидуализации цен, дифференциации номенклатуры и использовании предоставляемой покупателям информации.
Воспроизводимость электронных товаров заслуживает особого внимания. Она означает крайнюю легкость производства, хранения и доставки дополнительных единиц продукта. Это означает, что после первоначального вложения средств в создание первой единицы продукта, все последующие единицы производятся и реализуются с предельными издержками (издержки на производство дополнительной единицы товара), близкими к нулю.
Благодаря этим свойствам (и прежде всего третьему) множество ученых-экономистов и математиков бьется над тем, как же собственно правильно продавать и строить модели ценообразования для этих долбаных цифровых товаров!
Ведь основу большинства моделей составляет именно теория предельных издержек. Очень упрощенно: товар стоит продавать до тех пор, пока издержки на производство дополнительной единицы товара (предельные издержки) меньше дохода от продажи дополнительной единицы (предельного дохода).
У ведь у нас предельные издержки стремятся в нулю! Фундаментальная экономика терпит поражение? - На самом деле нет. Умные дяденьки придумали несколько очень-очень сложных моделей на основе всяких интегралов и Лагранжианов. Но я не буду ими вас грузить. Перейду лучше к Вконтактику…
Введем термин "постоянные издержки". Это издержки, не зависящие в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции. Они представляют собой издержки ее постоянных факторов производства.
Предположим, что создание и распространения сердечка с буковкой В и его распространение стоит 10 000 руб. (работа дизайнеров, программистов и пр.).
Далее, термин "переменные издержки". Издержки, которые зависят от объема выпуска продукции фирмы. Они представляют собой издержки переменных факторов производства фирмы. Они, как я писал выше для нашего типа товара стремятся к нулю. Для простоты предположим, что они равны нулю.
Теперь прикинем, сколько же это долбаное сердечко принесло доходов…
У нас что-то типа 70 млн. пользователей Вконтакте. Пусть половина из них боты. Остается 35 млн. Пусть каждый второй хоть раз в жизни отправил своей телочке/пацанчику на стеночечку хоть один подарок. Получим 17,5 млн. подарков. Пусть всего там около 50 разновидностей подарков, т.е. каждый 50-ый из них - сердечко наше.
Таким образом, было отправлено 350 000 таких сердечек…
Возьмем цену сердечка в 10 рублей. И получим, что долбаное сердечко получило 350 000 * 10 - 10 000 (постоянные затраты) = 3 490 000 рублей чистой прибыли.
Это пример электронного товара с нереальной маржой. Да и вообще очень интересный феномен с точки зрения экономики и бизнеса…
Мораль…
Многие крутые ученые Оксфорда и Кембриджа сейчас бьются над моделями ценообразования и торговли цифровыми товарами. Я прочел несколько их трудов, пока писал курсовую. Реально интересно все и ново. Но пока на практике мало применимо.
Однако, Дуров (или кто-то за ним стоящий) на практике замутил (ну, конечно, не первый) модель продажи и ценообразования никчемных электронных товаров. И получает сейчас с нее нереально высокую для торговли и экономики в целом маржу.
За это я как экономист по образованию и маркетолог по профессии их уважаю.