Для меня это очень непростой вопрос.
Раньше я была уверена в том, что чем раньше, тем лучше, много занималась с Сеней, и он шагал семимильными шагами. Конечно, я не слишком усердствовала. Например, карточки Домана и кубики Зайцева в 1-2 года - для меня были чем-то уж очень искусственным. Но Сеня рано научился читать, имел хорошую память, и в пять лет его можно было спокойно отдавать в первый класс. Может быть, только письменными буквами он с трудом писал бы.
Но мы решили, что это слишком рано.
Вот мои рассуждения во фриэдью, когда я спрашивала там совета 2,5 года назад:
"Нашему Сене в этом сентябре будет 5,9 лет, он прекрасно читает, складывает, вычитает и немного умножает на уровне середины 2го класса, логические задачки ему тоже нравятся. Пишет правда только печатными буквами, ими разгадывает кроссворды, ребусы и пишет письма бабушкам и своему другу Роме (Алена, привет!). Грамотность неплохая, ведь он много читает. Письменными буквами, правда, совсем не интересуется. Очень любит энциклопедии. Английским хвастать не буду.
Знаю многих, кто в таком возрасте пошел в школу, и все они об этом не жалеют, даже наоборот рады, что раньше других закончили школу. Хотя, вряд ли они адекватно оценивают то, что с ними было в первом классе в таком возрасте.
Для меня всегда самыми вескими аргументами НЕ ходить так рано было длительное сидение за партой и принуждение, но эктернат нас от этого вроде бы должен избавить. А то, что теперь на младшую школу 4 года, а не 3, как было у нас, тоже подпихивает оформиться в этом году.
А если оформляться только через год (а точнее полтора), будет ли ему интересно сдавать всю эту ерунду за первый класс? Не расслабится и не возгордится ли он, глядя на то, как ему легко дадутся экзамены?
Но с другой стороны такая "отсрочка" даст нам гораздо больше свободы! Можно будет продолжать заниматься только в свое удовольствие тем, что интересно, а не бежать за программой. Тем более, что там можно будет тот же год нагнать."
Тогда я боялась, что раннее развитие угнетает другие направления развития, такие как эмоциональная сфера. Мне представлялось, что ребенок, в голове которого много знаний, видит мир совершенно иначе. Он просто не обращает внимания на то, на что обращает внимание человек со средним уровнем знаний. Мне казалось, что в таких детях выше уровень агрессии.
Прошло 2,5 года. Все это время я намеренно тормозила его учебу, насколько я себе это представляла. Можно сказать, что за это время он продвинулся примерно на год, вместо двух или трех. И вот сегодня, читая о девочке, в неполные шесть зачисленной во второй класс и успешно учащейся в нем, я подумала, что может быть напрасно я не давала ему бОльшей нагрузки.
Вдруг, когда он вырастет, то скажет мне, что надо было с ним больше заниматься, что он закончил бы школу в 14 лет, а в 18 защитил бы кандидатскую? И я не знаю, что я ему отвечу. Что хотела, чтобы он был обычным, ничем не выдающимся и ничего не добившимся середнячком? Мне стало не по себе. Может быть, это его предназначение - стать каким-нибудь успешным молодым ученым или работать там, где хотели бы работать сотни других менее достойных, а я намеренно его сдерживаю, "порчу ему жизнь". Может быть нужно с ним более активно заниматься сейчас?
А что бы вы выбрали на моем месте?