В августе провела всего 4 занятия с мальчиком, а сегодня спустя месяц узнала, что он отлично учится, увлекся физикой и стал победителем школьной олимпиады среди 8мых классов. Совершенно неожиданная для меня новость!
Ему чуть не поставили три в седьмом классе, можно сказать, что в тот год физика проша мимо него. Мы занимались повторением нужных в восьмом классе тем и немного затронули восьмой класс. Об олимпиадах и речи не было. И сегодня я надеялась услышать, что он учится на 4-5, о большем и не думала. Школа ведь очень серьезная в плане отбора и подготовки учеников - кадетская, ее даже президент посетил в этом году.
Как же так получилось? Почему всего 4 двухчасовых занятия дали такой толчок, помогли ему так быстро опередить других?
И это не первый такой случай у меня. В этом году всего два занятия помогли девочке написать ГИА по математике на пять, единственной из двух классов, до этого она писала гораздо слабее. В прошлом году после полутора лет занятий моя ученица из обычной сельской школы заняла первое место по английскому в районе, где есть языковые гимназии, хотя мы к этому совершенно не готовились.
Мне сложно понять, как это происходит. Есть только несколько предположений.
1) Даю суть предмета. Не знаю, как там рассказывают в школе, возможно, много времени уделяют каким-то формальностям, а не самим знаниям. Я почти не занимаюсь оформлением работ. Так и говорю, спрашивайте правила оформления в школе, т.к. они могут различаться. Ищу примеры из жизни. В физике это и есть суть, в математике для старших классов это сложнее, но тоже можно придумать. В английском показываю, как нечто подобное мы используем в русском языке.
2) Ищу интересное конкретному ученику. Кому-то интересны машины, кому-то оружие или спорт. Обязательно спрашиваю, чем интересуется и стараюсь брать примеры из этой области.
3) Предлагаю разные способы. Мышление у всех разное, и надо каждому дать возможность найти "свое". К тому же это дает глубину знаний, когда смотришь на одно и то же с разных сторон.
4) Главное - контакт с ребенком. Не всегда удается его найти, характеры тоже у всех разные. Но часть времени стоит уделить общению на вронующие ребенка вопросы, выслушать и дать обратную связь. Чтобы он знал, что вы ему не безразличны. Обычно это про учебу в школе или просто про жизнь. Очень важно видеть в нем личность, спрашивать, чего он хочет, что ему интересно.
5) Только позитив. Одно отрицательное событие может навсегда отвратить ребенка от учебы. Никакого крика и давления. Только положительные эмоции. Только так мозг способен воспринимать что-то новое. Не ругаю за несделанное домашнее задание, помогаю доделать.
6) Не заставляю ничего учить. Никаких огромных текстов или правил. Мое дело объяснить суть и заинтересовать. Рутина должна быть собственной инициативой ребенка. Мне все равно, какие оценки они получат, главное - знание.
7) Моя роль - помощник. Главный в этом процессе - ученик. И ответственность тоже на нем. Рассказываю как лучше организовать обучение, чтобы достичь его цели.
Перечитала и не понимаю, как это может помочь выиграть в олимпиаде. Но больше у меня секретов нет :)