Из рекомендаций круглого стола "Семейное образование: всем ли оно доступно?":
http://edconf.familypolicy.ru/read/124 "Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Совету Федерации Федерального Собрания РФ, их профильным комитетам:
- При совершенствовании образовательного законодательства Российской Федерации учитывать необходимость обеспечения гарантий свободной доступности семейного образования для всех семей с детьми, включая приемные семьи, семьи опекунов и попечителей, а также финансовой поддержки семейного образования, полностью учитывать специфику семейного образования, взаимодействовать с представителями негосударственных организаций и экспертов, специализирующихся в области семейного образования;
- При доработке законопроекта № 121975-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» внести в него изменения (см. Приложение № 1), с целью:
• распространить налоговые вычеты на расходы родителей на образование детей в любой форме, а не только на расходы на обучение в очной форме в образовательной организации;
• предусмотреть в ст. 5.57 КоАП РФ санкции за нарушение не только прав обучающихся в области образования, но и прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
• прямо включить в обязанности региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления обязанность гарантировать обеспечение доступности всем детям, проживающим и (или) получающим образование на территории городского округа всех форм образования и форм обучения, предусмотренных законом;
- внести следующие изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (см. Приложение № 2):
• обеспечить финансовую поддержку семейного образования путем выплаты родителям (законным представителям), обучающим детей в форме семейного образования не облагаемых налогом денежных средств в размере норматива финансирования образования ребенка в образовательных организациях соответствующего региона;
• прямо указать в ст. 79 закона, что родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов вправе обучать их в форме семейного образования (без предъявления к ним избыточных дополнительных требований);
• дополнить ст. 57 закона положением, согласно которому основанием изменения образовательных отношений, связанного с изменением формы образования или формы обучения несовершеннолетнего обучающегося является заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об изменении формы образования или формы обучения, а не распорядительный акт образовательной организации;
• предусмотреть в ст. 58 необязательность (добровольность) прохождения промежуточных аттестаций в образовательной организации при получении образования в форме семейного образования, сохранив обязательность лишь итоговых аттестаций по результатам освоения программ основного общего образования и среднего общего образования.
Министерству образования и науки РФ:
- учитывать специфику семейного образования (гибкость, высокую степень индивидуализации, неформальную составляющую) при разработке подзаконных нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности семей и родителей, обучающих своих детей в форме семейного образования, включать в состав рабочих групп по разработке соответствующих нормативных правовых актов представителей негосударственных организаций и экспертов, специализирующихся в области семейного образования;
- содействовать обеспечению гарантий доступности семейного образования всем детям и семьям, независимо от их места проживания и иных обстоятельств;
- при разработке обновленного положения об аттестации в форме экстерната - сохранить существующую практику, предусматривающую обязательную промежуточную аттестацию экстернов только по предметам обязательной части федерального учебного плана, за исключением предметов «музыка», «технология», «изобразительное искусство», «физкультура».
Региональным органам законодательной и исполнительной власти, органам местного самоуправления:
- с помощью законодательных мер и управленческих решений эффективно обеспечить доступность семейного образования для всех желающих семей, проживающих на соответствующей территории;
- обеспечить в своих регионах (муниципальных образованиях) финансовую поддержку семейного образования путем разработки и принятия соответствующих региональных и местных нормативных актов, предоставить родителям свободу в использовании соответствующих средств (на образование ребенка, компенсацию затраченного на образование времени) без обременения их какой-либо дополнительной отчетностью;
- содействовать созданию региональных площадок, обеспечивающих промежуточную аттестацию детей, получающих семейное образование, с использованием дистанционных технологий и с полным учетом специфики семейного образования..
- поддерживать деятельность организаций, объединяющих родителей и семьи, использующие семейное образование в обучении своих детей, привлекать их представителей к участию в разработке соответствующих нормативных правовых актов;
- эффективно пресекать любые нарушения права родителей на выбор обучения в форме семейного образования для своих детей.
Общественной Палате РФ:
- Содействовать развитию и обеспечению доступности семейного образования в Российской Федерации, формированию его позитивного публичного образа среди экспертного сообщества и широкой общественности, доведению объективной информации о семейном образовании и его преимуществах до различных специалистов, взаимодействующих с семьями.."