В общем, эпопея с зимним ремонтом катера в ВМК Десант-1 завершена. Сначала я хотел написать просто оглушительно-разгромный пост про этот "яхт-клуб". Потом передумал. Потом, решил, нет, надо писать. Страна должна знать своих героев. Но напишу спокойно, без эмоций. Только факты. Меня часто спрашивают, почему мол я до сих пор работаю "на дядю", а не открыл своё дело. Так вот. Потому, что. Потому, что я делаю свою часть работы у дяди - качественно. И мне за неё не стыдно. Ну да, иногда бывают косяки, но они не системные. В целом - я работаю хорошо. Наверное даже очень. А вот начав что-то своё, становишься заложником своего коллектива. Кто-то накосячил - а тебе отвечать. Что-то не сделали - тебе переделывать. Ну, это конечно, если ты ответственный, ну типа как я. А если нет, и таки-да, открыл своё дело, то получается... Читайте сами в общем.
Остановились мы на пункте 66. 67. Установка нового топливного бака.
Бак занял своё место, следом нужно было делать перегородку моторного отсека, которую вырезали ранее. Штуцера автономок оказались развёрнуты влево, а печки-то справа. Месяц просил переделать. Переставлял сам, и слава б-гу, т.к. выяснилось, что удлинители заборников собраны так, что сосут воздух обе. То есть, на половине бака, обе печки бы вырубились.
Переделывал сам, трубки заборников тонкие и одним хомутом шланг просто не обжимается до конца. Представляю, как бы я матерился, когда всё уже было бы собрано.
68. Замена крышек передних рундуков (передних полов). С ними было вроде всё ок, но они были вырезаны прямыми, а в оригинале они округлые и выступают. Если с левым это не мешало, то правый, будучи сантиметров на 8 уже чем надо, не давал возможности встать левой ногой, половина ступни висела в воздухе и не находила опоры. Ехать стоя было очень неудобно. Ну ок, с горем пополам, уже в марте (!!!) - начали. Левый сделали нормально. А правый, который и был особенно критичен, получился не очень - окружность выступает всего на 20 мм, вместо оговоренных 60! Но как? Ответа нет. Переделываем. Со второго раза получилось нормально, правда не совсем аккуратно.
Было вот так:
Потом промежуточный вариант - нормальный размер + 20 мм окружности.
А вот фотки последнего варианта чо-т и нет... В общем, сейчас нормально. Нужно только отдекорировать.
69. Изготовление и установка перегородки моторного щита.
Изготовление началось через 3 недели после того, как был установлен бак. И по словам владельца яхт-клуба, к покупке фанеры не приступали потому, что я не внёс предоплату (!!!). То есть то, что я уже тысяч 150 туда занёс, не значило абсолютно ничего. Не будем покупать фанеру и всё. Соли в этой ситуации добавляет то, что узнал я о том, почему ничего три недели не делают, как раз когда приехал в очередной раз ругаться. Типа мол а что вы хотите, предоплату же не оставили?! (кстати за эти деньги никто не отчитался, ни одного чека я так и не увидел) Получилось идеально. Вот прям настолько, насколько это вообще возможно там. И виброизоляцию наклеили и шумоизоляцию, запихав мне оторванные подложки в пакет с новым материалом, да. Но сделано было реально хорошо. Я не шучу.
70. Установка прохода через борт для выхлопа Вебасто.
Ставил сам, поэтому никаких засад не было.
71. Снятие колонки, проверка карданов.
Делал силами Десанта, собственно, снять колонку нужно было ещё до снятия мотора, с этого нужно было начать, но мотор вырвали не снимая колонки, а на саму колонку просто забили, типа а зачем. В итоге, слава б-гу, что когда, под конец марта, её всё же сняли, то оказалось, что крестовины в отличном состоянии. Потому, что заказывать бы их было уже поздно.
72. Ремонт мотора гидротрима колонки. При снятии мотора, необходимо частично снять насос гидротрима ноги. Который работал только если по нему постучать. Я сразу сказал - вскрывайте, смотрите щётки, наверняка зависли. ОК, говорят. Месяц за месяцем, опять же в марте - "не будем чинить, мы не умеем"... Да он по устройству проще любого стартера! ОК, говорю, давайте. Привёз в гараж, открыл, так и есть, щётки подвисли, износа нет. Почистил, собрал, всё работает. Удивило то, что ещё и корпус не по меткам был собран, пытались уже чинить, что ли? Времени час заняло.
73. Замена лампочки кругового огня на светодиодную. Не экспериментируя с китайцами, взял сразу OSRAM. Светит очень ярко и хорошо, но надо "блюдце" снизу поставить, уж больно сильно светит на саму лодку.
74. Наконец, уже в апреле, 17го апреля, Карл, начали ставить мотор.
Со снятой колонкой было попроще, однако уши опор было решено пропилить, чтобы иметь возможность задвинуть мотор, а не насаживать его сверху на шпильки в ограниченном пространстве.
75. Тогда же я прошприцевал крестовины кардана.
76. Установка колонки. Опять силами Десанта.
Кстати цилиндры гидроподъёма всё время висели на шлангах, закрепить их никто и не подумал.
77. Замена масла в колонке. Когда её сняли, то зачем-то открутили и верхнюю крышку. Снимать её было не нужно, но её открутили.
Колонку же притулили к катеру, а когда я позвонил и сказал, что еду, они зацепили катер, потянули его и колонка со всего размаха шмякнулась на пол, крышка вылетела и масло в ней как бы поменялось само. Осталось только налить новое...
78. Топливные шланги были из кусочков, т.к. всё снимали, попросил заменить и только сегодня увидел, что таки да, один из ненужных кусочков так и оставили... Хорошо, что шланга купил с запасом, поменяю один...
79. Ремонт винта.
За вот эту коцку на винте, которую я молотком выправил за 10 минут, Десант, позиционирующий себя как самый дешёвый яхт-клуб, где все цены пополам от конкурентов, зарядил 10 тысяч рублей. Разумеется, правил сам. Заодно немного полирнул винт, но его бы надо реально нормально отполировать, соль и ракушки изрядно его потрепали.
80. Замена масла и масляного фильтра двигателя. Заменилось на снятом моторе. Масло, традиционно Mobil Delvac XHR. В следующий раз залью Лукоил.
81. Замена воздушного фильтра двигателя. 20 лет его не меняли. Жаба долго была против. В итоге, в декабре, с новогодними скидками, он обошёлся в 17 тысяч рублей в Мегазипе. 17 тысяч рублей, Карл! И я не знаю, чем его заменить. Но менять наверное больше уже не буду. Старый оставил, постираю его в стиральной машинке.
82. Установка щитка воздушного фильтра. Он был по мануалу, но по факту отсутствовал. На фоне фильтра, был почти бесплатным.
83. Переклейка номеров и названия. К сожалению, в местной мастерской первый блин был комом и краска начала бледнеть и смываться. Номера побледнели, флаги превратились в украинские, в общем - грусть. Пришлось переклеивать. Происходило это в воскресенье, первого мая. Одно из названий прилипло криво, но было уже не оторвать. Ну до зимы уж теперь.
Тут кстати видно, что катер довольно плохо помыт - желтизну не отмыли. Да, дёшево - 3 тысячи, не 6. Но за 6 мне отдавали лодки в состоянии "как новые", включая отмытую до блеска подводную часть на лодках без необрастайки. А тут необрастайка, её разумеется не мыли, и... Желтизна.
В этот момент, эпопея с Десантом была завершена и мы слипанули лодку. Я завёл мотор, отметив, что в моторный отсек плюнуло дымом, заметил, что в трюме вода, хотя он был сухой. Дав поработать мотору, я прислушался и понял, что где-то течёт. И вода заметно прибывала...
А предыстория такова, что изначально, я настоятельно просил закончить вообще весь ремонт до 1го апреля. Забыли/забили. Стоянка была оплачена по 23е апреля. Во вторник, 26го апреля, мне звонит Павел и говорит, всё готово, всё собрали, завели, забирайте! Я говорю, ок, приеду в четверг. (а каждая поездка в Вертячево это целое дело, нет, может повезти и доедешь за час десять, но рекорд был почти четыре часа в одну сторону!)
28го, в четверг приезжаю на машине, с мыслями, что мол мы сейчас отслипуем, прокатимся, проверим всё, оставим на воде и в субботу, а 31го, я уже на ОТ туда приеду и заберу, и потом прицеп, через пару дней уже. Я приезжаю и вижу, что капот не установлен, сиденье не установлено, пайол мой не доделан, в лодке сантиметровый слой грязи, тик не отмыт от масла, ГУР сухой (так и заводили, тестировали, не залив даже масло в ГУР, воду не подключали, так и заводили, без воды, сжигая импеллер), масла в триме нет, трим не работает от выключателя на колонке, короче спустить на воду нельзя.
Опять ругаюсь, "ой, ну вот мы всё оставили, чтобы вы посмотрели". Ладно, хоть топливо привёз, заливаю, попутно проверяю отопители, Валлас раза 4 падает в защиту, разблокирую, лодку никто не делает. С горем пополам решаем, что завтра они её доделывают, послезавтра моют и в воскресенье утром я её забираю. Вот только... отслиповать не смогут, т.к. нужен трактор, а трактор у них водит только Павел, а он уехал, так что приезжайте на машине и сами слипуйте... Сервис, чо уж.
Короче. Я глушу мотор, в корпус с весёлым журчанием льётся вода и заметно прибывает. Откуда? Плюнуло из выхлопа! Не затянута выхлопная гофра? Точно! Так и есть, все 4 хомута откручены! Затягиваю, течь прекращается. Нет, не то, чтобы я совсем против косяков - они неизбежны. Но какого хрена не проверить? Не подключить воду? Не залить масло во все узлы? Ведь сразу бы стало ясно, что что-то не так?
В трюме приличный слой воды, c'mon bilge pump! Щёлкаю выключателем трюмной помпы, и... Тишина! Помпа, которую я с октября просил проверить в ведре, чтобы убедиться, что она исправна - не работает. We sinking, we sinking! What are you thinking about?
И я заглядываю в трюм и вижу, что оба провода к помпе не подключены, хотя мне отдельно сообщили, что помпа подключена! Один на разъёме, а второй просто отгнил и оторвался, ну или его оторвали, пока мотор снимали, короче отчитались о том, что помпу подключили, но по факту - видно на фото. Соединяю провода, о чудо, она работает! Да, льёт и внутрь, да, надо менять, но работает и довольно бодро всё это откачивает.
Ещё на этой фотке виден замазанный герметиком датчик скорости, с ещё в одном месте перебитым кабелем (по ним же ходили ногами), который, ну уже даже никто и сомневаться не будет, теперь не работает. То есть да, после ремонта или "ремонта" проводки, было же сложно с помощником включить зажигание и проверить, покрутив турбинку, работает ли датчик или нет? Теперь сезон без датчика скорости/счётчика километража. Класс. И замена датчика за свой счёт, ага.
После того, как я долил антифриз, масло в трим, масло в ГУР, было решено парковать машину и отчаливать.
И мы пошли. И в принципе, всё было отлично, под конец только перегорел 20А предохранитель в туалете, ну просто потому, что нужен был или 25 или 30А, а у меня был только на 20, я поставил и забыл. Шлюзовали нас одних и просто супер быстро, нас везде ждали, везде включали зелёный ещё до подхода, а мы не ждали ни минуты! Как так вышло, я просто не понимаю.
На берегах Москвы реки ударными темпами строятся целые районы человейников, всё идёт по плану.
Вышли в 12 дня, в 22:30 были в Химках.
Вроде всё нормально глобально.
Что хочу сказать про Десант-1:
Да, недорого. Да, просто, да, наобещали с три короба. И да, таки по факту - сделали, правда самый минимум, но это были самые критичные и самые засадные работы. И их всё же сделали. Но... Лодку засрали просто адово. То есть снятый мотор полгода валялся открытый, отверстия ничем не закрыли, рядом красят, шкурят, на моей лодке постоянно оставляли открытыми и дверь рубки и даже переднее стекло! В ангаре грязно, тесно, очень холодно (+4 типа, и типа это международный стандарт хранения катеров), ну ОК, хранения, а работать в +4 как? Клей не клеится, изолента не клеится, герметик не выдавливается и не сохнет, руки коченеют, приходится надевать сто одёжек, чтобы не мёрзнуть. Везде ощущение свалки, к лодке каждый раз прислоняют то какие-то железки, то деревяшки, то детали от самолёта, ну а она же качается на прицепе, всё это трётся по бортам и их царапает, ну просто треш! Рядом что-то пилят, режут, на водительском стекле у меня теперь свежие царапины, ну спасибо, что хоть не разбили! По диванам ходили ногами, всё в грязи и песке, матрасы перемазали литолом, мля!
Лодку теперь надо не просто мыть и чистить, нужно реально делать химчистку, после такого ремонта. И всё это, бесконечные поездки, т.к. никто ничего не знает, никто не может сделать нормально фото и отправить, сломанный датчик, химчистку, срыв сроков, проверки важнейших элементов, выполненные не осенью, а в конце весны, всё это нужно прибавлять к этой "недорогой" цене.
Вот, подтачивали крышки рундуков. Сделали хорошо, вопросов нет. Но грязища:
Это снаружи уже всё убрано, помыто.
Могут ли там нормально сделать лодку? Увы, мне кажется, что при таком попустительстве со стороны руководителя/владельца - нет. Культуры производства примерно ноль. Чистоты - тоже нет. Работать при +4 в ремзоне, ни один нормальный, уважающий себя специалист - НЕ БУДЕТ. Павел, если вы это читаете, а я очень надеюсь, что вы это прочитаете, попробуйте просто мне поверить. Я всю жизнь в сервисе. Не могут и не будут люди нормально работать при +4 градусах. По факту, если у вас старая, грязная ржавая железная лодка, в которой невозможно что-то сломать или испачкать - вам скорее всего её сделают отлично. Если же у вас красивый и бодрый пластик, готовьтесь к худшему. Сам процесс тоже ужасен, да, что-то делают, но вам скорее всего об этом никто не скажет. Вам придётся ездить самому и за всеми бегать. А если вы будете это делать слишком настойчиво, вам скажут, что вы плохой клиент. Или предложат каждое утро в 9 часов звонить и напоминать, что лодку надо делать! Блин, почему мне мой руководитель не звонит каждое утро, со словами "Саша, не соблаговолишь ли ты сегодня поработать, сегодня рабочий день, не забудь!" Но как??? Нет, я понимаю, что у владельца такого большого яхт-клуба и так полно дел, что в ремонте куча катеров и даже теплоходов, но тогда должен быть человек, который отвечает за сервис. От и до. "Под ключ". И да, если ты не справляешься с объёмами, нужно уметь делегировать, и да, это тоже одно из необходимых умений руководителя, и уж тем более - владельца. Но такого человека нет, поэтому вот так...
По баку, работа 60 тыс руб., говорил - нужен максимальный объём, считаем три ступени, смотрим сколько получится, если меньше 200 литров, делаем 4ю ступень. В оригинальном баке 3 ступени и 170 литров, в том, что стоял - вообще 2 было, и те не полные, и 120 литров. Так вот мы сделали 3 ступени, выступ мой слева, который они очень не хотели делать, говорят, ооооо, отлично, уже 225 литров выходит точно, а может и 230. Я - ОК, отлично, всё, оставляем 3, как есть, достаточно, варим. Сварили. Ой, мы тут это, ошиблись, тут короче 195 л! А бак-то уже сварен! Да мать вашу! Вижу, что можно прям малой кровью добавить нахлобучку ещё литров на 10. Говорю. Несколько дней переписываемся, реально, работа тянет процентов на 10 от цены бака. Говорят - 20 тыщ ещё давай и там не 10 литров, а 3 получается. Ну тут уже стало понятно, что в принципе, им не важно, что и как хочет клиент, а вот сделали так и сяк, 20% усилий, 80% результата - и нафиг. А если бы не ленились, да пускай бы не 60, а 90 взяли бы за работу, но бак можно было бы реально сделать литров 225 точно. Да, разница не очень большая, но это +50 км запаса хода, на минуточку! И клиент, ну то есть я, был бы доволен... Но им не надо.
Схема оплаты тоже интересная - "вот мы сняли мотор, давайте денег". "вот, мы сделали бак, давайте денег". "вот мы сделали перегородку, давайте денег". ОК, ок, а сроки-то поджимают! Время идёт. На дворе апрель, цену на установку мотора вдруг называют на 50% дороже чем было снятие, но это всего 15 тыс. А сотка-то уже отдана. А мотор не стоит. И его не ставят. И если щас психануть и забрать, никто не будет уговаривать - типа пфффф, всего 15 тыщ потеряем.
Также неоднократно просил подклеить порог. Забили. Неоднократно просил срезать непонятную херню на носовой палубе - забили. Неоднократно просил лодку изнутри хотя бы пропылесосить, чтобы не пачкать одежду - забили.
К плюсам можно отнести то, что ничего не пропало. Ни одной мелочи. До последнего самореза. Всё на месте, залитый антифризом и моторным маслом тик отмыли, следов нет. Я уже с ним попрощался. Но чтобы не мыть и не заставлять клиента переживать, другие сервисы просто закрывают плёнкой дерево, да и вообще всё, что не требует доступа/ремонта. И ноль проблем. Ничего из того, к чему не притрагивались - не испортили. Да и из того, к чему притрагивались, испортили немного, надо сказать, что в принципе, даже удивляет, при таком отношении. После ремонта в marlin.su, например, у меня просто фобия, но финально - тут конечно сделано в итоге в разы лучше. И дешевле, кстати. Марлин бы брал наверное бы х5 от их расценок.
Честно, надеюсь, что руководство прочитает этот пост, сделает выводы и начнёт предоставлять услуги чуть более лучше и более внимательно изучит термин клиентоориентированность. Потому, что ведь даже в таких условиях - ну что-то же могут.
84. Шумоизоляция отсека холодильника.
Помня о том, как шумел холодильник на Белле, решил сразу немного заклеить шумкой отсек.
85. Установка холодильника. В октябре заказал
Indel-b 49V Cruise, который ехал ехал, да так и не приехал. Удалось поменять на Isotherm 49, в общем-то такой же индел-б, наклейка только другая. Приехал он в последний момент, я уже сказал - возвращайте деньги, вот есть китаец за полцены. Но в целом - рад, что всё же получилось этот поставить. И да, он практически бесшумный, инвертор берегового питания громче работает.
Из самых засадных засад остался только отсутствующий блок шкафов. Всё остальное уже менее глобально.
Продолжение следует.