Путешествие на Белое озеро. (1)

Jul 03, 2018 21:07

Часть первая, техническая.

Предисловие таково, что тем, кто соберётся идти этим маршрутом, настоятельно рекомендуется, помимо моего ЖЖ, прочитать книгу "От Москвы до Соловков на катере и яхте", это как бы букварь. Позволю себе сделать два замечания - первое, это то, что авторы ориентируются больше на парусные яхты с приличной осадкой. И второе, это то, что книга написана более 10 лет назад, с тех пор многое изменилось, особенно в плане качества навигации и её доступности.



В этой части я опишу сугубо технические моменты, поделюсь опытом по технике и параметрам.

Значит так. Всего было пройдено около 1400 км!

Маршрут сформировался так, исходя из ТТХ нашего корабля. Путём замеров, было выяснено, что самая оптимальная скорость, как это не печально - 11 кмч. В зависимости от нагрузки, она достигается уже при 1600-1750 оборотов/мин. В этих режимах, во первых, мотор едва слышно, не слышно турбокомпрессор, почти не слышно выхоп, шум воды, нет натужного гула, но самое главное - расход около двух литров в час! Думаю, что при 1.600 - примерно 1.9, а при 1750, примерно 2.1. То есть, по итогам, мы имеем на воде, почти что автомобильный расход топлива! Откровенно говоря, когда я покупал Беллу, то меньше чем на 30/100 даже не рассчитывал, а о 25/100 лишь в тайне мечтал! Но реальность превзошла даже самые смелые ожидания, она реально ОЧЕНЬ экономична, и если не гнать, то действительно может пройти на своём небольшом 67-ми литровом баке 300+ км! Но 300 это 300, а перегон между ПЗС (если они работают) по пути в Питер - под 800 км! То есть их почти нет на маршруте! А учитывая возможную плохую погоду, ветер, волны, ночные стоянки, шлюзы, брать с собой нужно топлива как минимум на 1000 км, и то, это совсем самый минимум. Ну то есть 67 литров бак и ещё литров 150 надо брать с собой! Но вот разместить столько канистр в Белле, как бы особо и негде. Поэтому было решено идти ближе, и топлива взять с собой всего 50 литров, т.е. 2 канистры по 25.

Выйти хотели часа в 3-4 утра, в субботу, но вечерний звонок в КиМ изменил планы, т.к. у них был теплоход на 3 часа утра. Т.к. маломерки сейчас шлюзуют и в тёмное время суток, то никаких проблем не было, и в 22:50, мы тронулись в путь, на север.

Спустя 3.5 часа мы уже были у 6-го шлюза КиМ, в Икше. Подождать пришлось около 50 минут, но по водным меркам это быстро.



Прошлюзовались в 5, 4, 3, прошли большой перегон до 2го, после 2го прошли два парома и вышли в Иваньковское водохранилище. Первый шлюз "припарковал" нас у Ленина, дно хорошее, якорь держит. Через час ожидания, нас позвали на шлюзовку и выпустили в Волгу.



Шлюзы конечно изнашиваются гораздо быстрее, чем их чинят, смотришь на свисающий кусок бетона размером с 4 50-ти кг мешка и думаешь, что будет, если он оторвётся. Кроме того, торчат куски камня, острые железки. Основываясь на прошлом опыте, на борту висело 5 кранцев, но и этого, в итоге - маловато. Думаю, для 7-ми метровой лодки, нормальным, не избыточным вариантом, будет 6 обычных кранцев на борт + шар. Шар по центру, чтобы упирался в рым, и по три по обе стороны от шара...



Далее Кимры, где мы немного заправились. Расклад, в целом, получается такой, что если увеличить обороты с 1.600 до 2.600, то скорость возрастёт с ~11 до ~15, ну грубо - в полтора раза. А вот расход - почти вдвое. Поэтому далее, в основном, шли на малых оборотах, т.к. заправляться особо негде. Как и планировалось, дошли до устья Медведицы, где и заночевали, спрятавшись за одним из островов, на двух якорях.

Утром дошли до Калязина, где по описанию, должна была быть ПЗС, но её там нет! К набережной тоже не подойти, глубина 40 см. Яхт-клуб Калязин отвечает на 5м канале. Яхт-клуб Причал (вроде бы), чудь далее, в сторону Углича, за колокольней, предлагает недорогую парковку, недорогие домики.

Углич-шлюз принял нас сразу, ждали минут 15. Шлюз работает очень оперативно, оператор всё время подгоняет - мол выходите-заходите побыстрее. Далее, ниже шлюза река становится очень живописной, а нас ждёт лодочная станция, с ценой парковки 300 руб*час (7200 руб в сутки!!!), потом город Мышкин, причалить к которому можно только весьма условно, ну а говоря строго - нельзя, далее, по правую руку есть пара, вроде бы приличных марин.

Ну а потом яхт-клуб Коприно, уже перед самой Рыбинкой, где есть ПЗС, но, карты не берут и работает ПЗС только с 9:00 до 20:00. Это нужно учитывать.



Далее, 150-км переход по Рыбинке, до Череповца. Идти нам по 63му судовому ходу.
Тут надо ещё раз внимательно перечитать "От Москвы до Соловков...". Без нормальной навигации на Рыбинке делать нечего! Да и на Волге-Шексне, кстати тоже. Я пользовался Boating от Navionics, и картами Гармин, в картплоттере Garmin GPSMAP 526S. Эхолот крайне желателен, да и вообще, выходить в поход без него, это самоубийство. По картам, есть некоторые претензии к Гармину, некоторые к Навиониксу, но в целом, такая пара, дополненная эхолотом, позволяет чувствовать себя в безопасности. Единственное что, это перегрев планшета и телефона на солнце...



Этот момент нужно учитывать. В следующий раз, я куплю отдельный wi-fi эхолот Raymarine, чтобы отсылать данные по глубинам в Навионикс, т.к. было реально обидно, разведать хорошие пути, но не иметь возможности, поделиться глубинами. Ещё, если "резать", то нужно очень внимательно следить за водой, наверняка, в месте удобного "среза", будет сеть! Впрочем, это касается всего маршрута. Если вы видите по пути изгиб судового хода, а по короткому пути, приличные, скажем 3 метра, глубины, то с огромной вероятностью, там будут рыбацкие сети! Смотрите в оба.

Время похода было выбрано не случайно, а ближе к моменту летнего солнцестояния. На Рыбинке в это время - белые ночи. Переходили оба раза ночью, хоть и было очень страшно.

"Туда", до выхода в "море" был полный штиль, по выходу оказалось, что "почти штиль" и едва заметная рябь на Волге = 30-50 см волны на Рыбинке! Прошли всё "море" часов за 14. И отшвартовались в Череповце, в яхт-клубе Адмирал, перед мостом, где за 1000 руб в сутки, вам предоставят шатающиеся причалы без рымов. Заправка в 600 метрах, примерно 100 руб на такси.

Далее Шексна, появляются слепни, утроенное внимание в навигацию и на воду - приличное количество топляка.
По Шексне идём до шлюза Шексна, это уже Волго-Балт, так же 3й канал. Опять пропустили мгновенно. После шлюза слепней и топляка становится ещё больше. По Шекскинскому водохранилищу, удалось срезать приличный угол, но глубины 0.9, а то и 0.6 метра, в одном месте уже вязли в иле, зато сэкономили минут 45.



После Шекскинского водохранилища, направо есть совершенно фантастический маршрут - Северо Двинская водная система. Начинается она в Топорне, со шлюзов 2-3, шлюзы деревянные! Ленина видели! Пропускают там с 15:00 до 16:00, причём прошлюзуют даже маломерку, т.к. больших судов там почти нет. В Топорнинском канале (часть Северо Двинского канала) тоже топляк и ещё больше слепней.

Канал настолько секретный, что согласно Навиониксу и Гармину, мы едем по суше.



Канал выходит в Сиверское озеро, к городу Кириллов, к монастырю. Встать на якорь можно у монастыря, причал жутко неудобный, топливо можно купить, вызвав такси.



Если пойти дальше по Северо Двинскому каналу, то можно дойти до огромного озера Токшинское, до Вологды, до Северной Двины, до Великого Устюга, до Сыктывкара, до Архангельска и до Белого моря! Крутейшим вариантом мне кажется, совмещение "московской кругосветки" с "кругосветкой" северной - выйти из Северного речного порта, описанным мной маршрутом, до Топорни, оттуда по Северной Двине до Архангельска, до Белого моря, оттуда до Соловецких островов и по книге "От Москвы до Соловков...", через Онегу, до Рыбинки, оттуда вниз по Волге до Нижнего Новгорода, потом по Оке, в Москву-реку и оттуда в Южный речной порт, ну и далее, через центр опять в северный. Эдакая, северо-московская восьмёрка. Как вам? Единственное что, выходить надо максимум, в конце мая, т.к. дальше, уровень воды в Северо Двинской системе понижается и на перекатах реки Сухона, на прошлую неделю, составлял 1.6 метра.

Выйдя в 16:00 из 2го шлюза Топорни (шлюзовка занимает примерно час), идём направо, вверх по течению Шексны.

И, не останавливаясь, благо был штиль, до Белого Озера и Белозерска.



Если войти в Белозерский канал у Белозерска, то направо будет наплавной мост, его откроют по запросу, а налево будет набережная, домики и ресторан. Топлива нет. Хозяин ресторана очень понравился, видно, что человек хочет работать хорошо, обещал вывеску, нормальный причал и рацию. С топливом, всё очень трудно, как я понял, но бензин они возят клиентам.

Обратно пошли по каналу, глубина в одном месте была 1.2 метра, в основном 2.5. Много топляка. Наплавной мост в Каргулино открыли, едва только мы показались на горизонте, даже вызывать по рации никого не пришлось.

Не останавливаясь прошли Шексну, заправились в Череповце, перешли Рыбинку (опять ночью), по словам диспетчера "ветер слабый, волна 80 см", но на самом деле это временами метр, причём в корму, причём с такой частотой, что дочку укачало, хотя никогда раньше не укачивало. Ещё раз хочу повторить, про важность навигации на Рыбинке. Заправились в Коприно, далее шли вверх по течению до Углича, с остановкой в Мышкине, шлюз прошли уже затемно, после чего, заныкались на ночёвку в ближайшей бухте, справа по ходу. Утром вышли в сторону Калязина, убедились, что заправок на воде там нет, прошли устье Медведицы (говорят, что там может неплохо раздуть), и дошли до Дубны, потеряв немного времени на попытку зайти в Скнятино, на лодочную базу. Отстойнейшее место. Зашвартоваться предложили об каркасные ворота, на причал не пустили. Развернулись и ушли.

Около Дубны мы решили, не останавливаясь на ночь, дубасить по каналу домой. Первый шлюз прошли с Окским и "пассажиром", а вот во второй поставили толкач, пассажира, Окский оставили, а мы не влезли по длине. Потеряли 50 минут. Вышли. Окский ползёт 9 кмч. Проползли за ним несколько км, после чего было принято решение обгонять и попытаться догнать "пассажира", который до этого обещал идти 12 кмч. Выставил скорость под 15, быстро догнал толкача, а вот теплоход удалось настигнуть уже в камере 3го шлюза, и то, еле успел, но зато успел! Дальше 4-5-6 шлюзы. И в районе 11 утра мы в Маяке!



Усталость конечно дикая, после ночной вахты. :)

По итогам:

Белла офигенная, просто супер-пароход. 1400 км, ничего не сломалось, идёт с упорством танка.
Что бы я ещё достроил, так это поставил бы душ и автопилот, ну вот реально без них вилы в дальних переходах. Доделанные в последний день перед походом, доп. розетки прикуривателей очень пригодились, как и usb-розетка, от которой всю дорогу питалась 360-камера Garmin virb.
Но безусловно, лодку для таких путешествий нужно ещё больше. Как минимум метров 9. Уже готов выйти за пределы транспортного габарита, останавливает вдвое-втрое большая цена, буду работать над этим. Водоизмещайка это зачёт. Расход 2 литра в час - тоже. Осадка 0.6 метра - огромный плюс. Но автопилот реально нужен. :)

И конечно, стационарная рация с нормальной антенной, не идёт ни в какое сравнение с портативкой. Если с портативкой вы едва "достаёте" шлюз за километр, то тут, при прямой видимости, устойчивая связь возможна за 10 километров, что даёт возможность планировать тайминг ещё на подходе. Впрочем, портативка тоже была с собой, что позволяло реализовать отсутствующую функцию "dual watch". :)

По шлюзам, получается так, что выйдя из Химкинского водохранилища, мы не меняя уровень идём до Икши, там спускаемся и потом еще четыре раза спускаемся до уровня верхней Волги и Иваньковского водохранилища. Далее, в первом шлюзе, в Дубне, мы опять спускаемся на уровень Калязина, далее, в Угличе, мы опять спускаемся, уже до уровня Рыбинского водохранилища, далее, если мы пойдем от Рыбинска по Волге, мы опять спустимся в Рыбинске, если мы идём вверх по Шексне, то в Шексне мы поднимаемся, на уровень Шекскинского водохранилища и входа в Топорню, в Топорне мы опять поднимаемся, до уровня Сиверского озера. Вот такой расклад по высотам. Если вдруг мы хотим из Химкинского пойти в Москва реку, в Строгино, то мы будем спускаться 4 раза.

Продолжение.

катер, фото, gps, 7000, покатушки, отчет, отдых, белла

Previous post Next post
Up