Оригинал взят у
agp в
Цыганский шик (посмертная версия) Аллея цыганской славы, пожалуй, одно из самых известных мест на Бадалыке. Даже более известное, чем официальная аллея славы в новой части кладбища. Говорят, что цыгане клана Оглы неофициально (а официально в советское время это сделать было нельзя) выкупили всю «улицу», ведущую от центрального входа, вскоре после открытия Бадалыка, поэтому на ней практически нет других могил (затесалась только одна грузинская семья ближе к концу).
Я впервые увидел цыганские памятники зимой 1999 года, когда неподалеку хоронили моего деда. С тех пор их немного прибавилось, но сейчас, похоже, места закончились (да и сам Бадалык закрывают в этом году - некуда уже расширяться).
Открывается аллея могилой авторитетного цыгана Моси Оглы. Говорят, что похоронили его прямо в той самой «Волге», которая изображена на монументе. Не уверен в правдивости этого слуха, но теоретически вполне возможно - размеры участка позволяют.
Вообще, все цыгане, лежащие на этой аллее, носят фамилию Оглы. И когда в середине 80-х возле красноярского ЦУМа висела «доска позора» с фотографиями цыганок, пойманных с поличным на спекуляции, у всех у них тоже была фамилия Оглы. Точно знаю, что цыгане Оглы также есть на Урале и еще в нескольких сибирских городах. Например, в
Новосибирске.
Ларчик открывается просто: Оглы - это самоназвание цыган, исповедующих ислам. Фамилий, как таковых, у них не было, поэтому, когда при советской власти цыган начали паспортизировать, просто дали им всем в качестве фамилии название народа.
Кстати, в детстве у меня был друг-татарин, у которого родственники жили в Покровке рядом с цыганами. Его религиозный дед регулярно на цыган ругался, говоря, что они никакие не мусульмане, а самые натуральные язычники. И действительно, хотя на многих надгробиях изображен мусульманский месяц, там же можно увидеть бутылки с алкоголем (вроде как мусульманам нельзя, нет?), да и само изображение людей на памятниках противоречит исламской традиции (впрочем, давно и регулярно нарушаемой).
Похоронные обряды у оглы также далеки от мусульманских и наверняка уходят корнями куда-то в глубокую египетско-азиатскую древность. Если верить
журналистам желтых изданий, под роскошными надгробьями скрываются бетонные склепы, где рядом с телами покойных лежат необходимые им в загробной жизни предметы, а также золотые украшения, которые цыганки снимают с себя и бросают в могилу во время похорон. А у лидеров цыганской общины под землей могут быть оборудованы целые мавзолеи с несколькими комнатами - подробнее об этом можно прочитать по приведенной выше ссылке (или по первой ссылке об аллее оглы в Новосибирске).
Здесь тоже наблюдается религиозный диссонанс: у цыганки из предположительно мусульманского клана на шее висит православная иконка.
Уверен, что изображения бутылок и сигарет, а также модели и номера автомобилей и прочие атрибуты красивой жизни на памятниках соответствуют реальным предпочтениям похороненных под ними цыган. Автомобили, кстати, по нынешним временам кажутся довольно босяцкими, но стоит вспомнить, что в 1993 году ВАЗ 21099 стоил дороже большинства иномарок (подержанных, конечно, новые в то время в городе практически не встречались) и был, соответственно, престижнее.
Нельзя не отметить и мастерство художников, изображавших покойных на камне (хотел выложить для сравнения пару новых памятников, портреты на которых явно делали какие-то самоучки, но не стал, поскольку эти люди все-таки умерли совсем недавно).
Вот этот гражданин, например, выглядит просто как живой.
А этот портрет, по-моему, очень ярко передает характер старого цыгана. На памятнике, кстати, внизу написано имя мастера - Алик Арзаев. Он до сих пор трудится на Бадалыке, руководит мастерской по изготовлению памятников. Не исключено, что это одна из его первых работ, поскольку в 1990 году ему было всего лет 20.
Надгробье цыганского патриарха Саита Оглы, похоже, самое старое из всех. Есть еще одно, где стоит дата смерти 1981 год, но это единственное выполнено не из цельного камня, а из каменной плитки прикрепленной к бетонной основе (в то время даже при наличии денег далеко не все можно было купить).
Восьмидесятые вообще были временем экспериментов: тут тебе и бронзовая скульптура в полный рост…
…и барельеф почти в стиле раннего Пикассо…
…и победившая в итоге плита с ростовым портретом.
Некоторые из могил, датируемых началом-серединой 90-х, по слухам принадлежат цыганам, погибшим в нарковойнах. Кое-кому из них не удалось обрести покоя и на кладбище: два постамента стоят пустые, поскольку установленные на них надгробные плиты уже давно разбили.
Хотя нельзя исключать, что это были просто хулиганы или даже вообще плиты сами упали под воздействием погодных условий. Например, вот эта плита на могиле старой цыганки упала относительно недавно, простояв много лет. Похоже, просто проржавели металлические стержни, которыми она крепилась к основанию.
Бросается в глаза, что подавляющее большинство могил выглядят заброшенными: цветам на них явно по много лет, через щели в плитах пробивается трава, бетонные ступеньки разрушаются и осыпаются.
Самый печальный памятник на всей аллее - отец и дочь, умершие в один день. Мне рассказывали, как они погибли (происшествие было громкое, сообщали в новостях), но за давностью лет уже не помню деталей, а спросить не могу - рассказчица сама уже два года лежит на этом же кладбище. Кстати, если вы что-нибудь знаете об этом случае - расскажите в комментариях. Другие истории на тему этой аллеи, похоронных обрядов цыган и т.д. также приветствуются.
P.S. Прошу прощения за сомнительное качество фотографий - сильно торопился, да и на могилы не хотелось лезть, поэтому кое-где бомбил, не глядя, с вытянутых рук.
P.P.S. Впервые победил лень и соорудил большой пост с фотками. Теперь меня
jimmy_dwarf не упрекнет, что я про фото регулярно пишу, объективы из Америк заказываю, но своих снимков никогда не выкладываю :)