Проект TheatreHD не перестает радовать зрителей не только трансляциями спектаклей лучших театров мира, но и уникальными фильмами-выставками американского режиссера Фила Грабски. Его киносезон 2014-2015 завершился на прошедшей неделе показом картины «Импрессионисты» о выставке, исследующей корни знаменитого и любимого всем миром живописного течения, нелегкую судьбу его создателей и последователей и огромную роль в его истории одного человека. Тюменцы увидели фильм в кинозале
Синема Парк DeLUXE, не оставив ни одного свободного кресла.
Пожалуй, главным и слегка неожиданным достоинством такого проекта хочется назвать его универсальность: чтобы получить удовольствие и узнать новое, не обязательно быть профессиональным искусствоведом, а достаточно лишь немного любить живопись. Но уже после нескольких минут действа ясно ощущается приобщение к великому - и неудивительно: прямо перед тобой раскрывают двери Музей в Люксембургском саду, музей Орсе, Лондонская национальная галерея, Художественный музей Филадельфии… Голова кружится, правда?
Очевидно, что иметь сюжет фильм-выставка по определению не может, однако внимание зрителей держала история, наверное, величайшей фигуры импрессионизма - французского коллекционера, арт-дилера 19 века Поля Дюран-Рюэля. Около полутора столетия назад он начал скупать полотна у никому еще не известных художников, первым оценив их гениальность и тем самым подарив жизнь новому направлению, а в далеком 1886 году организовал выставку в Нью-Йорке и тем самым спас импрессионизм от полного краха. И теперь лучшие музеи мира организуют выставку, которая, возможно, становится одной из самых масштабных, связанных с феноменом импрессионизма.
Жаль только, что саму-то выставку зрители в фильме и не увидели. Познакомившись с импрессионизмом так, как в школе не рассказывали точно, узнав Дюран-Рюэля как человека и арт-дилера одновременно, почти поняв причины возникновения всего направления, я вышла из зала с чувством, что пропустила что-то очень важное. Наверное, те великие полотна, намеки на которые слушала полтора часа, но увидела вряд ли больше десяти из них. Спорный вопрос, что лучше было бы показать: все-таки большинство из полотен находится в открытом доступе в интернете, а вот приблизиться к системе коллекционирования, заглянуть в инвентарную книгу «родителя» импрессионизма - возможность почти уникальная, хотя и обещанного во всех аннотациях проникновения в мир самих художников, увы, не состоялось. Возможно, виновато не самое точное название: картина не об импрессионистах, а об их «крестном отце» - Поле Дюран-Рюэле.
В любом случае трудно переоценить то, насколько особенным и значимым является и весь проект, и эта картина: не покидая родной город, каждый из нас может прикоснуться к тайнам изобразительного искусства, заглянуть в самые известные музеи мира, услышать мнение признанных искусствоведов (пусть и без хорошего перевода, хотя следить за изображением на экране и одновременно читать субтитры все-таки сложновато). Тем более фильм точно соответствует своему содержанию: иногда путаясь, теряя нить повествования и забывая основную идею, зритель увидел то мимолетное «впечатление», передать которое и стремились импрессионисты на своих живых полотнах.
Кино смотрела Маргарита Пинигина