О том, что было в предыдущих частях можно прочесть здесь:
http://m-petra.livejournal.com/70203.htmlА для тех, кто уже знает что и как, продолжение под названием «Город моей мечты».
Внимательный читатель, полагаю, помнит, что мы остановились на шахматном турнире?
Немного терпения, друзья мои, доберёмся и до него. Сначала я расскажу о той поездке в Донецк.
А вот тут надо начинать издалека.
Несколько школьных лет я училась в Варшаве, и мои одноклассники были из самых разных городов Союза и европейских стран. И не знала я тогда, что москвичи - пуп земли, и не знала, что есть такое слово «лимита», да много чего не знала. Вообще, долгое время из Москвы в нашем классе была я одна, и не было у нас даже понятия такого, как иерархия по «городскому» или национальному признаку.
И была у меня подруга Жанка, с которой жили мы душа в душу, но однажды она узнала, что я москвичка. Это выбило её из колеи:
- Москва, - гремела она, - большая деревня! А вовсе не город! Как можно там жить?!
И грязно-то там, и люди не как люди, а буки и зазнайки, и толпы и толкучки, в общем, ужас, как гневалась.
И уж совсем (особенно по красоте) Москва не идёт ни в какое сравнение с городом, откуда она родом. Горячая убеждённость плюс харизма завершали дело, и скоро все зарубили себе на носу, что нет на свете благословенней земли, чем жанкин город - Жданов. Спорить никто не решался даже просто в пику - она пресекала любые попытки в зародышевом состоянии, переходя на личности. Ну вот есть на свете какие-то непреложные истины, так одна из них была: Жданов - лучший город Земли.
Как-то проводили конкурс рисунков «Край, в котором ты живёшь» (нужно было нарисовать город, из которого ты приехал). И хотя конкурс был объявлен для начальной школы, но все желающие могли принять внеконкурсное участие. И Жанка нарисовала. Какую же красоту она нарисовала! Залитое солнцем небо, огромные яркие цветы с бабочками во весь лист, и радуга. Рай нереально изобразить удачнее. (Я хоть и не рискнула озвучить, но всё-таки подумала, что эдак любой город можно нарисовать, даже Москву, но поднимать Жанку в ружьё, чтобы она опять начинала яростно клеймить недостойные города и превозносить Жданов, где люди самые добрые, небо самое синее, берёзы самые белые, школы самые лучшие, не говоря уже о её классной руководительнице, - было стрёмно).
Постепенно светлый образ г.Жданова вошел в кровь и сознание, и если звучала песня
«Снятся людям иногда
Голубые города,
У которых названия нет»,
- я точно знала название.
Не могу сказать, что я страстно желала побывать в Жданове, но взглянуть да, хотелось бы. Это был город-песня, город-мечта. Вот, например, можно мечтать о Лондоне. Но в него же можно и съездить?! Малореально по тем временам, но возможно. А мечтать побывать в Жданове - это было равносильно мечтанию побывать, скажем, во Флоренции времён правления Медичи, и чтобы на площади Синьории сидел задумчиво Галилей и смотрел на звёзды (на этой площади я потом побывала, но Галилей уже не сидел, а полиция почти за ухо снимала меня с фонтана, в общем, совсем другие реалии).
Однако вернёмся из детских грёз на пыльную автобусную остановку у Азовского моря, куда с утра пришли мы с Делей и Лериком (в последний момент решившей поехать с нами) и тремя сопровождающими. Парни стали читать расписание автобуса на покосившемся столбе и вдруг...
... вдруг мне померещелось слово «Жданов»... Я застыла и прислушалась... Опять!
- Жданов?! - вырвалось у меня, - вы сказали Жданов?!
Парни обернулись:
- Да... а что?
- Вы имели ввиду, что мы будем проезжать Жданов?! Город Жданов?!
Они переглянулись и опять внимательно посмотрели на меня:
- Да. У тебя кто-то живёт в Жданове?
- Нет! То есть да, но я уже не знаю, неважно. Мы будем ехать мимо Жданова?
- Не, не будем... а что тебе в Жданове?
- Ничего, но он что, тут, в расписании? Значит, мы можем заехать в него?! Можем посмотреть, ну хоть одним глазком?!
- На Жданов?!
- Ну да! Просто Жданов - это мечта моего детства!
- Жданов?!
- Да! Я всё понимаю,но мне уже просто из принципа, ну раз это рядом? Умоляю! Ну на полчасика мы можем туда заскочить, с краешку посмотреть?!
Они отказать не смогли (кто ж откажется подарить мечту?) и, изучив хитросплетения расписания, порешили, что сначала - прямой автобус, Донецк и дело (нужно было поменять ж/д билеты), а потом, на перекладных - мечты детства и обед в ресторане. По времени как раз укладывались, чтобы успеть к матчу.
О Донецке можно писать отдельный рассказ, но сейчас не буду отвлекаться. Город действительно понравился, парни показывали его с гордостью, периодически приговаривая: «-Вот, на самом деле лучший город Земли, а не какой-то там Жданов».
Больше всего запомнилась улица Артёма, и даже фотография есть:
шли по ней в ряд, болтали, и девицы выдали что-то про нежилой вид - ни души кругом, и я, чтобы сгладить ситуацию, ляпнула смягчающее:
- А мне наоборот - очень нравится! Я люблю вот такие маленькие улочки...
Лучше бы я этого не говорила!
- Улочка?! Маленькая? Да это центральна улица города! Улочка!
- А люди тогда где? - вскинулись девицы, - Ни души кругом!
- Так это вам не Москва, где бездельники толпами шастают, все сейчас на работе!
Неизвестно, чем бы закончился спор, но вдруг из подворотни на нас нацелился мужик с фотоаппаратом. Мы переключились на него.
Это оказался охотник из фотоателье, он протянул нам квитанцию и сказал, что через пару часов можете забирать готовую фотографию.
На вокзале мы хоть честно и отстояли очередь, но окошко всё равно пришлось брать штурмом, потому что со всех сторон лезли кричащие опаздывающие и просто буйные страждущие.
Поменяли билеты и взъерошенные вынырнули в безопасное место. В руках у меня были билеты и деньги.
Мы посчитали - сдача оказалась больше ожидаемой на 27 рублей (это немало). Мы с Делей посмотрели друг на друга и замерли...
- Двадцать семь?! - прогремел сверху верзила Фёдор, да она с ума сошла! Её там задёргали совсем! Давайте без очереди попробуем, а то опять полдня стоять!
Мы, онемев, подняли на него глаза, но он поспешно успокоил нас:
- Да не бойтесь, девчата, прорвёмся! - и рванул с воплями в гущу толпы, таща нас за собой.
Мы расстроились, но сволочами выглядеть не хотелось. Раздвигая толпу спинами, парни дали нам подойти к окошечку. Я залопотала, про неправильную сдачу, и кассирша на ульразвуке заорала, что она одурела уже от жары, и от нас, лезущих без очереди, и от шума, и что надо сразу проверять. Пока я стояла с разинутым ртом, Фёдор взял деньги и протянул в окошечко:
- Спокойно, спокойно, мы всё понимаем, проверьте.
За окошечком сердито пошуршали и выплюнули нам новый вариант сдачи, уже другими купюрами и медяками.
Толпа тут же навалилась и выдавила нас обратно.
Не скажу, что слишком радостно, но с чувством выполненного долга мы с Делей пересчитали деньги. Потом ещё раз: там было на десятку больше, чем раньше - теперь 37...
- Ну совсем уже, - охнули парни, - мы так никогда не уйдём отсюда! - и, крякнув, опять потащили нас за собой, продираясь через ещё больше обозлённых людей и перекрывая своим ором вопли недовольных.
Достигнуть окошечка было непросто, поэтому когда, наконец, это удалось, Фёдор одной рукой вцепился в подоконник, а другой крепко держал меня, чтобы не сносило волной. Женщина, увидев меня, побагровела и стала с ходу ругаться.
- Подожжите, не ругайтесь, - вступился Фёдор, видя, что у меня разговор не клеится, - внимательнее посмотрите, Вы всё время нам больше даёте, посчитайте хорошенько, мы подождём, не спешите, - и тут же отвернулся и рявкнул нечеловеческим голосом на очередь, - Да замолчите вы!!! Работать же невозможно! Она уже ничего не соображает от вашего крика! Вы бы сами выдержали?! А она деньги считает, ей кассу сдавать! Сдайте назад!!! Я тут -пару часов, но чую - сейчас на людей кидаться начну, а она здесь с утра сидит!
Толпа моментально притихла. Никому не хотелось, чтобы бугай Фёдор стал кидаться на людей. Он опять нырнул в окошечко. Растерянная женщина, что-то бормоча, возвратила ему деньги и билеты.
Выбравшись наружу, мы опять пересчитали деньги...
На этот раз было на 5 рублей больше нужной суммы... Наконец кто-то произнёс:
- Ну... если мы ещё третий раз на абордаж полезем... Это уже не смешно...
- Да... Упорная она...
Мы скорбно помолчали. Но, прийдя к утешительному решению, что в принципе, сделали всё, что могли, и теперь можем с чистой совестью пропить эту пятёрку в Жданове, рванули на автобусную остановку, нужно было спешить. Нас ждал город моей мечты...
Продолжение следует
Click to view