... и примкнувший к ним Шепилов...

Nov 20, 2008 23:39

Нынче на работе в перерыве Терца (Синявский) читаю. Вот, наткнулась:
<<Недаром утверждают злые языки, что диссиденты это не те, кто борется с Советской властью, а те, с кем борется Советская власть, устраняя любую попытку независимого мышления... Будто государство у нас пуще огня боится живого слова. "Неужели ваше государство такое слабое?" - спрашивают иностранцы, недоумевая, к чему так преследуют диссидентов. - "Неужто стоит кому-то раскрыть рот, и ваше государство развалится?"...
Дело серьёзнее. Над нами властвует уже не идеология, а фразеология. Начальство даже согласно: думай, что хочешь, но говори, как приказано. "Колдовская сила мёртвой буквы", - писал об этом Пастернак, колдовское владычество фразы. И если "вера в коммунизм" испарилась уже у самих настоятелей, эта отвердевшая фраза, эта пустая скорлупа гнетёт тяжелее ига...
Прошло много лет, линия изменилась, но принцип остался: нужно не думать, а знать точную форму ответа: "три источника и три составные части марксизма", "ленинским курсом", "волюнтаризм", "и примкнувший к ним Шепилов"... Никогда я не мог понять, почему Шепилова нельзя просто ввести в антипартийный аппарат, наряду с Маленковым, Молотовым и Кагановичем, а надо прибавлять, разделяя по уставу: "и примкнувший к ним Шепилов".>>

Сразу детство всплыло:) Ни до каких диссидентских высот я в школе, конечно, не додумывалась, но особое восприятие этого "неживого, угрожающего" языка точно было. Мне тогда казалось, что этот язык - атрибут взрослых "при исполнении", причём при исполнении карающей функции.
Ещё никогда не понимала этих трансляций съездов итп. Как-то для себя решила, что вот у племён древних были всякие ритуалы, а теперь у нас - в эдакой форме, т.е. вникать в это не надо, но какую-то важную функцию сохранения чего-то важного, оно (наверное!) несёт.
Чего-то вспомнились политинформации со скучными и непонятными новостями. А в 10 классе как-то поспорили в классе - если стырить у исторички тетрадь с конспектами - сможет урок прочитать или нет? (Она тему объясняла всегда по ней, не отрывая взгляда от текста). Класс делал ставки, варианты были такие: прочтёт всё равно; по учебнику прочтёт; заменит тему; устроит закрепление пройденного. Я ставила на “прочтёт всё равно”. В результате она дала зверскую контрольную на весь урок, наставив пары и трояки в журнал и устроила такую истерику с вызыванием классной, что тетрадь потом тихонько подбросили обратно, и она её уже НИКОГДА без присмотра не оставляла.
А в студенчестве, кстати, училка по Истории КПСС у нас не злобствовала, требовала конспектировать чёртову кучу партейных работ, но мы давали ей на проверку пару тетрадок, меняя обложки, а потом уже и не меняя, так, открывая на нужном конспекте, подавали. Она делала вид, что не замечает и ставила галку - “зачтено”. Но если на семинаре надо было отвечать, то требовалось действительно - строго по тексту, хотя и немного.
Интересно, куда потом рассосалась вся эта армия учителей по истории кпсс и марксистко-ленинской теории, в какой управдом переквалифицировалась?..

Так и живём, Принципиальное

Up