Театр-2006. Итоги

Dec 26, 2006 00:21

Самый интересный спектакль - А.Чехов “Чайка” - НАДТ им.Я.Коласа (Витебск). Реж.Ю.Лизенгевич
Я разделил понятие «лучший спектакль» на два, потому что тот факт, что на шедевры у нас «неурожайный год», не освобождает от потребности все увиденное - структурировать. «Интересно» - значит есть работа режиссера над качественным текстом. В Витебске авторским театром занимается именно Лизенгевич, и он не просто качественно вскрывает классический текст (особенно на уровне столичных шекспировских), он реально строит внутренне завершенный текст.
Призеров - это так же касается, но тут еще один аспект. Беливуд для СТ, Макбет для Купаловцев - это норма, это тот уровень, который эти коллективы держат, а вот «Чайка» для Витебска, на фоне их остального репертуара - прорыв.
2.Беливуд - Свободный театр, 3.Макбет - НАТ Я.Купалы.

Самый эмоциональный спектакль - А.Дударев “Вечер” - НАТ Я.Купалы. Реж. В.Раевский.
Спектакль оторван от действительности, как весь белорусский театр вообще (а надо умудрится рассказать про стариков так, чтобы никакого отношения к реальности это не имело), но сам по себе представляется эмоциональным сгустком, рефлексией на жизнь - в поиске потаемного этой жизни… в этом смысле это очень характерный художественный текст, потому что белорусские театры стали чаще спекулировать идеологемами, как одного, так и другого порядка. Иными словами, белорусский театр все больше становится интеллектуальным, и на предыдущую номинацию найти сценические работы значительно легче. Качественных мелодрам в этом сезоне не ставилось. В итоге, в шорт-листе студенческая работа, показанная один раз, да брестский спектакль, удивительным образом силами актеров ожививший пьесу Макаенко. На сцене Купаловского театра «ожил» псевдомагический реализм.
2. П.Рассолько «Молекулы» - БГАИ (студенческая работа С.Ивашкевич) 3. Затюканный апостол - Брестский обл театр драмы и музыки.

Лучшая мужская роль - Денис Тарасенко - «Беливуд»
В современном театре все меньше героев. Про это много говорят. Но в прошлом году несмотря на это было много сильных работ - у Харланчука, у Молчанова, у Сигова, наконец. В этом - нет. Много банального, неинтересного. Даже Олег Гарбуз, который в Макбете мне бесконечно понравился, кажется просто перенес свои прошлые роли в новую постановку, и она … «совпала». В итоге, среди лучших исполнений перечисляем двух артистов Свободного театра при том, что в творческой манере Владимира Щербаня понятие герой тщательно затушевывается. Но у Дениса Тарасенко действительно вырисовывается «мой сосед». И он угадывается, и вокруг него выстраивается действительность, и она кажется настоящей, и… действительно очень тяжело дается безысходность - основной мотив постановки. Именно потому что Денис играет-таки славного парня, славного, но обреченного.
2. О.Сидорчик - «Быть Гарольдом Пинтером» 3. ?

Лучшая женская роль - Светлана Зеленковская (Леди Макбет)
Та же самая история. Классных ролей в прошлом году было хоть отбавляй. Были работы у Хитрик, у Аникей, взрослела поросль в Русском театре. В этом году актрисам легче было собрать ансамбль и дать джазу, чем поучаствовать в достойной постановке. Потому что мало их было. Зеленковской повезло. Приехал Латенас и поставил спектакль чуть ли не специально «под нее». А она из тех актрис, которые не упускают таких возможностей. Классная роль, сделанная за счет классной режиссуры. Запали в память глаза Алены Сладкевич в витебской постановке «Чайки». На мой взгляд, хорошо сделанная работа, все на своих местах, но топ-3 все равно кроме Зеленковской назвать некого…
2. 3. ;

Лучший актерский ансамбль - «Свободный театр»;
Сейчас очень модное слово «резидент», так вот резиденты Свободного театра сейчас легко отличимы в любом творческом коллективе. Очень монолитно смотрятся вместе и, можно пошутить, рушат все остальные «ансамбли». Яна Русакевич в роли второго плана затыкает за пояс в «Снежной королеве» Аню Хитрик. Размахов в Театре армии в спектакле по Короткевичу чуть ли не единственный «живой» персонаж. Вывод очень простой. Белорусский театр спасет массовое студийное движение.

Роль второго плана - О.Сидорчик «Мы.Белливуд», «Быть Гарольдом Пинтером» -Свободный театр.

Театр года - «ИнЖест»
Самый громкий запрет года, самый громкий успех года (который дошел до нас не из уст самих инжестовцев). Иноземцев тянет свой маленький возок уже не одно десятилетие, и дай ему бог здоровья. Такие театры должны поддерживаться и лелеяться, как национальное достояние, а всех тупых училок - фтопку!!!

Тенденция года - режиссерский разброд
Тот факт, что Ищенко (Иркутск) ставит у нас Лира, Латенас (Литва) Макбета, Кац (Москва) Мольера, а некто Юрий Пахомов - «Поминальную молитву», показывает, что национальная режиссура лежит в руинах. Новых имен в драме нет. Купаловский, отказавшись от очередных режиссеров, сделал только один шаг к тому, чтобы пригласить молодых ребят, которых уйма, поддержать их. Лошицкий, Огородникова, Харланчук - очень глупо, преступно, имея такие кадры, ничего не делать самим и не давать им делать. А им приходится выживать, искать себя в другом. Никаких поводов для оптимизма нет. Удивляют студенты-режиссеры, которые перехватили инициативу в интересе к молодой драматургии (правда, интерес тут же пропал у самих драматургов). На что они надеются, непонятно.

Режиссер - Владимир Щербань
Человек, который сумел организовать творческий процесс в нетворческих условиях. Респект и уважуха.

Неожиданность года - не было;
Событие года - тоже сложно назвать;
Зарубежный спектакль года - «Док.тор» Театр.ДОК
Прорыв года - «Д.О.Z. Ск.И;
Объединившись, Дмитрий Залесский и Ольга Скворцова сделали вполне живой и интересный танцевальный коллектив.
Новый текст для театра - «Трусы» П.Пряжко;
Дебют года - Вероника Пляшкевич «Укрощение строптивой» Русский театр.
Лучший студенческий спектакль - «Маленький принц»
Лучший сценограф - сложно назвать
Лучшее музыкальное оформление - Тимур Калиновский «Путь в Царград»
Шок года - комедии Валентины Ереньковой;
Книга года - Красная книга «Искусства» Вадима Салеева.
Личное потрясение - Тольятти.
Пьесы года - «Спасательные работы на берегу воображаемого моря» К.Стешика, «Про сюжетчицу Милу и ее резервную неактивированную копию» М.Курочкина, «Медленный меч» Клавдиев, «Closed windows» М.Дурненкова
Скандал года - изгнание артистов из театров в связи с весенними политическими событиями.
Разочарование года - «Путь в Царьград» РТБД.
Умирающий театр - Театр им. М.Горького
Когда единственно здравые спектакли третий год подряд в этом театре делает приезжий Аркадий Кац, хочется попросить его остаться.

итоги

Previous post Next post
Up