Полное совершенство выглядит, как изъян.
Невозможно исправить.
Крайняя полнота похожа на полную пустоту.
Нельзя исчерпать.
Великая прямота действует исподволь.
Великая речь нисходит, как заблуждение.
В стране, открытой для Дао,
лошади удобряют пашни.
В стране, закрытой для Дао,
кони мчатся в боевых колесницах
за городской чертой.
Страсть не беда,
когда знаешь границу.
Покупка не опасна,
пока бесстрастна.
Счастье таится в сравнении.
Несчастье таится в сравнении.
Сравнение - добровольная пытка ума,
враг постоянства.
Нет уступчивей под небом,
чем простая вода.
Нет равного воде под небом
в преодолении твердого, прочного.
Слабый одолеет сильного,
мягкое одолеет твердое.
Любой знает эту правду.
Никто ни признает ее за истину.
Молчаливый укор -
запасной колчан насилия.
Небесное Дао беспристрастно,
потому всегда на стороне отзывчивых.
Точное слово некрасиво.
Красивая речь неточна.
Добрый много не говорит.
Говорливый редко добродушен.
Знающий не ищет доказательств.
Доказательство - верный знак заблуждения.
Итак, он встретил Сократа - умытого и в сандалиях, что с тем редко
случалось, и спросил его, куда это он так вырядился.
Если, например, юноша, отдавшийся ради
богатства богатому, казалось бы, поклоннику, обманывается в своих расчетах и
никаких денег, поскольку поклонник окажется бедняком, не получит, этому
юноше должно быть тем не менее стыдно, ибо он-то все равно уже показал, что
ради денег пойдет для кого угодно на что угодно, а это нехорошо.
Вместе с тем, если кто отдался человеку на вид порядочному, рассчитывая, что
благодаря дружбе с таким поклонником станет лучше и сам, а тот оказался на
поверку человеком скверным и недостойным, - такое заблуждение все равно
остается прекрасным. Ведь он уже доказал, что ради того, чтобы стать лучше и
совершеннее, сделает для кого угодно все, что угодно, а это прекрасней всего
на свете. И стало быть, угождать во имя добродетели прекрасно в любом
случае.
Ведь врачевание - это, по сути, наука о вожделениях тела к
наполнению и к опорожнению, и кто умеет различать среди этих вожделений
прекрасные и дурные, тот сведущий врач, а кто добивается перемены, стремясь
заменить в теле одно вожделение другим, создавая нужное вожделение там, где
его нет, но где оно должно быть, и удаляя оттуда ненужное, тот - великий
знаток своего тела.
и никуда не обойтись без портрета читателя