Оставлю здесь, чтобы не забыть, мой камент из разговора о любимом английском "Онегине". Собрать бы всё, что наговорено за много месяцев с умным другом
tdm11 - на монографию бы хватило. )) Но лень засушивать лёгкие беседы, оформлять в наукообразный текст. ))
В общем, вот.
"Онегин" (1999). Режиссёр Марта Файнс, в роли Онегина Рэйф Файнс.
«Додумала наконец-то мысль, к которой уже подступалась не раз, но не понимала. Помнишь, в "Онегине" в объяснении в беседке последняя фраза Татьяны после отказа Онегина: "Вы прокляли сами себя". Я не понимала, зачем это сказано, для чего эти слова в фильме. Не понял и Онегин, он только молча поклонился и вышел. Но в фильме же всё взаимосвязано и всё рифмуется. Значит, для чего-то надо.
А сейчас я связала, сообразила, зачем авторам это. Когда в финале Онегин, отвергнутый и убитый, уходит по улице, звучит тот вальс, под который он танцевал с Ольгой. Как в наказание. Сам глупо и непоправимо виноват. И ничего уже не исправить. Этим танцем он погубил несколько жизней, включая свою. Проклял сам себя. Как Татьяна и предрекала.
Ну, давай закольцуем это проклятье, чтобы ещё красивее. Фильм начинается со слов "Когда же чёрт возьмёт меня?" И с дядиного гроба. В конце, когда Онегин мёртвой походкой и с каменным лицом уходит по улице, тут и думаешь: ну, вот, накаркал. Вот он тебя и взял. И чей-то гроб тут как тут, стоит у обочины. Не зря же мы сто раз говорили, что всё в фильме взаимосвязано, всё рифмуется. Два письма, оба брошены в огонь, два мальчика, бегущие с письмами. В начале Онегин в шутку стреляет над головой Ленского и приглашает обедать, Ленский пророчески спрашивает: "А потом застрелите?" В беседке Онегин произносит ещё одну загадочную фразу: "Не думаю, что меня надо спасать от меня самого". Но и эта фраза объясняется в финале, когда он умоляет Татьяну: "Спаси меня!" Авторы заставили Онегина опоздать на именины, чтобы потом срифмовать с опозданием на дуэль. Онегин говорит Ленскому, что ему все равно, провинциален Ленский или нет. Ленский сомневается в этих словах, и Онегин наверняка вспомнит этот разговор, когда в финале Татьяна скажет ему, что он влюбился, потому что теперь она достаточно знатна для него. В сцене в беседке Татьяна спрашивает Онегина, отвечает ли он на ее чувство. Он говорит: "Я не могу". В финальной встрече она просит его уйти. Он отвечает: "Я не могу". В беседке он говорит ей: "Вы видите во мне то, что вы хотите видеть, но не то, что я есть". В финале она повторит ему те же слова. У убитого Ленского правый рукав был в крови. Когда Онегин хотел утопиться, он намочил в реке правый рукав. И так далее. Очень красиво "рифмуются" первая и вторая часть фильма. Онегин и Ленский в сцене на мостках бросают камешки в воду, и круги, как по воде, расходятся от того злополучного вальса Онегина с Ольгой. Все эти повторы в фильме, как кружение в вальсе. И вальс - как смысловой центр истории, как точка невозврата в сюжете. И не зря это именно "На сопках Маньчжурии", серьёзный и глубокий, а не, скажем, весёлый и цветистый Штраус. К музыке в фильме, несмотря на её анахронизм, у меня не только претензий нет, но вообще полный восторг. И дудук Дживана Гаспаряна, который сопровождает разговор героев в сцене в библиотеке Онегина и потом повторяется на катке, когда Онегин не может оторвать глаз от Татьяны и перестаёт слышать всё остальное, что происходит вокруг. И песенка Ольги, которая предвещает то, что случится с Татьяной. А потом Онегин в Петербурге приглашает Татьяну танцевать, тут бы и срифмовать в очередной раз - и вдруг отказ! Проклятие начинает сбываться.»
Надо бы ещё написать об интерьерах в фильме, которые намеренно выглядят, как театральные декорации. И вспомнить все моменты, где авторы мастерски сумели передать одним кадром, кинематографическим языком, пушкинские описания, рассуждения, отступления от сюжета, словом, то, что мы с таким удовольствием читаем в романе. И примеры точного внимательного вчитывания в текст «Евгения Онегина», в комментарии к нему, в черновики романа, во всё, что хоть сколько-нибудь касается Пушкина. И о том, с какой огромной бережной любовью всё это сделано.
Но, пожалуй, уже не сегодня...