Авиагородок и канал им. Москвы. ул. Свободы, Сходненское шоссе, Мещерякова. Мосты. Автобус №8

Jul 04, 2016 11:37


В техотчете Мосты и дороги канала Москва-Волга, будущая улица Свободы фигурирует как ответвление Волоколамского шоссе вместе с мостами через деривационный канал. В одном месте упоминается как «2-й (основной) проезд». В отчёте прямо говорится, что мосты, а, следовательно, и подъезды к ним, строились для восстановления связи отрезанных деривационным каналом промпредприятий и жилого посёлка, с центром Москвы.


Советская (Мещерякова), вероятно её трасса появилась одновременно с первоначальной трассой Свободы и выполняла роль технического(?) 1-го проезда, упоминаемого в том же техотчете, или подъезда к нему.

Стоит отметить, что, судя по планировке, различимой еще на немецких аэрофотоснимках 41-42 годов, задействовать западный мост, как транспортный, предполагалось именно через эту улицу - она идет вглубь нынешней территории МПО им. Чернышева, и поворачивает, примерно, под прямым углом к Западному мосту, переходя через него в нынешнюю Сходненскую улицу (ранее Сходненское шоссе - основной транспортный подъезд к Захарковскому аэродрому. То, что изначально от Западного моста дорога должна была идти к Волоколамскому шоссе не соответствует действительности. Этот проезд стал возможен и был реализован только в 60-е годы 20 века, с осушением болота, находившегося на нынешней территории завода (был доступен для проезда сравнительно недолго).

На территории Авиагородка, судя по воспоминаниям, строительство канала началось не ранее 1935 года (деривационным канал), по крайней мере ж/д ветка за сегодняшнюю трассу деривационного канала существовала еще в 1933-м. Трасса этого канала прошла по территории барачного заводского посёлка, уничтожив средний(-ие?) ряды бараков (вдоль северного берега часть укороченных бараков сохранялись еще в 1970-х, по южную, по крайней мере до 1960-х). Возможно, переселение из них рабочих к северу и западу от 81-го (ТМЗ) образовало Новый Поселок. Хотя в ряде текстов сообщается, что Новый поселок был образован после пожара лета 1932 года, уничтожившего т.н. Старый поселок (12-й Заводстрой, «Тушинская стройка»), который начинался от Волоколамского шоссе (скорее за старой трассой Белорусско-Балтийской ж.д.) и тянулся к северу. Возможно, бараки на месте канала были его частью.

То, что в ул. Свободы до изъятия земель под строительство канала не было никакой необходимости, и то, что это изъятие на 1-м участке, в районе «Тушинской стройки», произошло не раньше 1934 года свидетельствует тот факт, что первый маршрутный автобус в Авиагородок - №8 (Тверская застава - Авиагородок) следовал по Ленинградскому шоссе до Никольского, где поворачивал налево, на достаточно давно существовавшую проселочную дорогу к д. Тушино и Волоколамскому шоссе. Дорога эта пересекала Химку, примерно в месте расположения нынешних аварийных заградворот перед шлюзом №7 и истоком деривационного канала. Разумно предположить, что конечная автобуса №8 находилась в районе позднейшей трассы деривационного канала (305) до ветки узкоколейки к заводским стройкам, либо севернее этой ветки, ближе к нынешнему ТМЗ, либо пересекала ветку. В любом случае, локализовать конечную остановку«Авиагородок» проблематично.


Маршрут №8 существовал в 33-34 годах (еще в 1934 маршрут был перенесен в совершенно другое место). Следовательно, можно достаточно уверенно утверждать, что изъятие земель, по крайней мере, по судоходной трассе москворецкой лестницы шлюзов произошло в 1934 году и возможность подъезда к Тушинской стройке с Ленинградского шоссе через Никольское, а с Волоколамского через Иваньково была утрачена.

Previous post Next post
Up