Про Тушино и ул. Свободы.

Jul 04, 2016 11:12

Когда-то давно начал писать, но, похоже, не доведу до каког-то приемлемого вида, поэтому кладу сырьем, как писалось. Может, котму-нибудь пригодится. Есть спорные моменты, много не верифицировано. Где брал фотки, уже не вспомню.

Совершенно определённо до изъятия земель под строительство канала, ул. Свободы не существовало ни в каком виде, за отсутствием в ней нужды. Более того, весной 1932 года от ст. Тушино к стройплощадке 62 завода (81, 82, ТМЗ) была проложена узкоколейка, использовавшаяся и при строительстве 63 завода (82, 500, Красный Октябрь, МПО им. Чернышева) и, вероятно других, позднее поглощенных этими заводами, выделившимися из них или упраздненными, в частности завод №10 лёгкой промышленности (территория №3 500-го с 1942-43), например, 65 или 85? Радиозавод, парашютная фабрика. ДУК и Дирижаблестоительный институт (выделенный из состава МАИ дирижаблестроительный факультет), позднее МАТИ, появились здесь раньше будущего 500.



Узкоколейка судя по всему заканчивались близ существовавшей еще недавно автобазы ТМЗ на берегу канала и просуществовала до 1935, когда, по воспоминаниям ветеранов завода, сюда пришли строители канала и земли были изъяты в пользу МВК.

Узкоколейку укоротили (и, возможно, частично перепроложили) до берега обводняющего канала, где она могла использоваться строительством до 37-39 годов (на аэрофотомъемке 1942 уже не фиксируется, но есть на одной из схем гидроузла), кроме того был сделан отвод, заканчивавшийся тупиком в районе нынешнего перекрёстка Свободы и Тушинской. Позднее этот отвод был продлён до нынешнего Автосервиса на ул. Циолковского(по карте 1951 года съёмки). Возможно, это упоминавшаяся в газете «Вперед» База хранения?

Первые капстроения - ДУК и институт со школой воздухоплавания - производственный корпус первого - интегрирован ныне с ДК Красный Октябрь (по некоторым данным там находится ИВЦ МПО им. Чернышева, второй - здание напротив главной проходной завода 500 по Циолковского. Синхронно, или примерно синхронно строится пожарная часть (д. 6 по Вишневой, снесена в 2013-м) на пересечении Циолковского и Вишневой (до 1968 Октябрьской, наименование в 1933 неизвестно) и комплекс трехэтажных общежитий - два по нынешней нечетной стороне Циолковского (д. 9,11 по Циолковского, снесены синхронно с пожарной частью, ныне на их месте ЖК на Циолковского д.7), два по четной - сохранилось меньшее здание, ныне д. 4 по Циолковского. На месте большего здания, выведенного на реконструкцию в конце 70-х годов и сохранявшегося 20 лет в виде стройплощадки с частично реконструированными старыми кирпичными стенами под новыми ж/б перекрытиями (в конце 90-х - начале 2000-х коробка снесена) построен жилой дом №6 по Циолковского. Примечательно, что до перетрассировки Вишневой (Октябрьской) в конце 1940-начале 50-х годов, проезжая часть улицы проходила с восточной стороны здания пожарной части, т.е. пожарная часть, судя по всему относилась к ДУКу, позже к заводу.

Один из домов 1933 года на Циолковского с адресацией 40-50-х годов, до массовой застройки нижнего Тушино (идентифицировать дом пока не удалось, скорее всего, снесенный корпус общежития, на месте нынешнего д. 6 по Циолковского).


В связи с узкоколейкой заслуживает внимание гипотеза происхождения старой трассы Свободы от места расположения путей старой узкоколейки. Если посмотреть на карте 51-го года, то видно, что ветка от ст. Тушино проходит по касательной к тогдашней ул. Свободы. От этого места трасса улицы забирает к востоку, потом идет прямо. Характерно, что к Восточному мосту улица подходила не прямо, а несколько восточнее, чтобы попасть на мост существовал левый поворот к нему со Свободы. Так вот, не кажется невероятным следующее развитие событий:

До второй половины 1934-го никакой надобности в шоссе №436 не существовало (было ли оно изначально запроектировано - вопрос открытый. Есть подозрение, что существование здесь достаточно крупных предприятий, имеющих капстроения и начавших, худо-бедно, серийное производство, стало открытием для строителей канала) - грузы к стройке подвозились по узкоколейке от ст. Тушино (не исключено, что весь этот неслабый комплекс путей именовался «ст. Тушино», а не только хозяйство при нынешней платформе. Да и узкоколейность ветки к 62-му заводу, возможно, фигура речи, и пути были нормальной колеи), автомобильное сообщение осуществлялось от ленинградского шоссе, через проселок (на 1931, позднее, дорогу, возможно, усовершенствовали) от Никольского. Кроме того, существовало сравнительно качественное Иваньковское шоссе, по которому грузы можно было подвозить довольно близко к месту стройки с Волоколамского шоссе (по некоторым воспоминаниям, продукты доставляли именно до поля у Иваньково). Затем, начались земляные работы на трассе деривационного канала. Тут сразу встает вопрос - если начали рыть русло сразу по всей длине, то 62-й завод оказался совершенно отрезанным и от путей снабжения, и от путей вывоза продукции (хотя, конечно, можно было самолеты поднимать и на поле у Захарково, вывозя «своим ходом», что и пришлось сделать в 40-м, отдав аэродром ГВФ в Захарково заводу, но тогда 81-й завод, бывший 62-й, будущий ТМЗ, клепал уже военную продукцию), но это кажется чрезмерным, даже для ударных темпов строительства канала. Если же допустить, что сначала был построен западный участок, с мостом 436-2, проложен автомобильный проезд к 62-му заводу, затем был построен Восточный мост 436-1 (до этого момента жд ветка сохранялась), после чего были разобраны пути на ветке, она была перестроена в автодорогу, которую левым поворотом вывели на Восточный мост, одновременно проложив отвод от Волоколамского шоссе, то картина не выглядит противоречивой - на всем протяжении строительства хотя бы минимальная связь 62-го завода с «большой землей» сохранялась непрерывно. Кстати, не исключено, что жд ветку собирались восстановить, проложив ее по Восточному мосту. Такие планы объяснили бы его существенное превышение по ширине над конструктивно и архитектурно однотипным Западным. Либо, уже тогда существовали планы прокладки трамвайных путей к заводу №62 (это вполне вероятно, хотя про мосты через отводящий канал подобного не сказано, но мосты Волоколамского шоссе через Химку и Сходню проектировались и строились с расчетом на организацию движения трамваев по ним в будущем, согласно техотчету «Мосты и Дороги»). Хотя, возможно, такая ширина была запроектирована в соответствие с генпланом 1935-го, где будущая ул. Свободы предстает значимой магистралью на окраине Москвы (что характерно, согласно Генплана, Авиагородок, Захарково и прибрежная зона Химкинского вдхр. включена в административную границу Москвы).


Правда, вплоть до начала 50-х годов ул. Свободы, судя по всему, оставалась сугубо технической дорогой, окраинным проездом города, единственное назначение которого - обеспечивать проезд к заводам. Судя по капитальной застройке довоенного Тушино, центральными улицами мыслились Октябрьская (Вишневая) и Советская (Мещерякова). По поводу последней можно высказать следующие соображения. Возникла она, похоже, как проезжая дорога так же вынужденно, как и Свобода, и не раньше последней - для обеспечения подъезда к Западному мосту (1-у проезду Авиагородка?), откуда шла дорога к аэродрому ГВФ в Захарково (будущее Сходненское шоссе и нынешняя Сходненская улица). Вопреки бытующему мнению, сквозного прямого продолжения к путям нынешней Рижской ж.д Сходненская улица тогда не имела.

Возможные названия ул. Свободы в разные годы:

Шоссе 436 - порядковый номер дороги, как объекта строительства канала Москва-Волга со схемы Химкинского гидроузла 1937(1934?) года:



дорога на Авиагородок - «Вся Москва» 1936 - путь следования автобуса №13 (в 1937 в справочнике «Метро, трамвай, автобус, троллейбус, такси» название в пути следование то же).

2-й проезд Авиагородка - 1940-й путь следования автобуса №13

Никольское шоссе - один из вариантов пути следования автобуса №13 неустановленного года: Станция метро «Сокол», Ленинградское и Волоколамское шоссе, Покровское-Стрешнево, Покровское-Глебово, Никольское шоссе, Тушино. http://www.mintorgmuseum.ru/vocabulary/580/

Тушинское шоссе - путь следования трамвая №6 1950 год.

Ул. Свободы - достоверно фиксируется на карте 1952 года издания (1951 год съемки) с отображение старой трассы. В печати в газете «Вперед» за 1949 год в связи со «строительством шоссе по ул. Свободы»





Судя по всему, ниже фото не позднее 1952 год - ул. Свободы мостят булыжником в районе нынешнего пересечения с Мещерякова



Previous post Next post
Up