Послушайте, это потрясающе: совершенно случайно я нашла текст, который много лет назад был для меня, ну, очень важен (я даже не поленилась тогда перепечатать его значительную часть!).
Это был этап увлечения репортажной съемкой. Естественно, восхищение Родченко переполняло меня. Тогда-то мне в руки и попала эта статья. По-моему, она интересна (хотя и не бесспорна) и сейчас, хотя бы как кусочек истории фотографии. Делюсь. Приятного чтения:)
Революционный фоторепортер (Александр Родченко)
Лаврентьев А. Н. Ракурсы Родченко. - М.: Искусство, 1992.
...И фоторепортаж считается в фотографии чем-то низшим.
Но это прикладное и низшее, в силу конкуренции журналов и газет, в силу живой и нужной работы, когда нужно снять во что бы то ни стало, при всяком освещении и точке зрения, и проделало революцию в фотографии.
А. Родченко. Пути современной фотографии
«Революционный фоторепортер» - так назывался набросок одной малоизвестной статьи Родченко. Это была даже не статья. А текст доклада, подготовленного в середине 1929 года и адресованного слушателям курсов Союзфото, молодым фоторепортерам.
В тексте изложено понимание Родченко работы фоторепортера. Пресс-фотография - это взгляд на Родченко-фотографа, это один из основных ракурсов Родченко наряду с художественным экспериментальным творчеством. Он обращается к слушателям несколько неожиданно:
«Вы от меня ждете доклада о «левой» фотографии, но напрасно, так как я считаю, что это вопрос несколько запоздавший. Во-первых, уже многие из Вас снимают «по-левому», а во-вторых, вопрос потерял актуальность. Есть более первостепенный вопрос: каким должен быть советский фоторепортер, что он должен знать, как и для чего работать».
Фоторепортаж становится темой выступления Родченко не случайно. Именно в 1929-1930 годах он приобретает опыт в фотографии - становится не пророком и разведчиком в экспериментальной фотографии, а, скорее, одним из ведущих мастеров репортажа. Он работает для прессы. И поэтому хорошо представляет, какие знания и навыки требуются фотожурналисту.
Родченко продолжает:
«Все мы учились у Запада, и поэтому давайте посмотрим, что представляет из себя фоторепортер Запада. Читая «Советское фото» № 3 за 1929 год, мы перечислим те качества, которые считает необходимыми американский фоторепортер Джон Доред».
Откроем журнал «Советское фото». Здесь действительно помещена статья «Качества, необходимые буржуазному фоторепортеру». По характерным пометкам, вопросительным знакам видно, что Родченко внимательно прочитал эту статью. Джон Доред перечислил 20 требований:
- фоторепортер должен быть физически сильным и ловким, настойчивым, выносливым, психологом, гипнотизером, смелым и храбрым, не слишком щепетильным (Доред разъясняет, что это качества нужно для производства съемок вопреки запрещениям. - А. Л.), сообразительным, лингвистом, трезвым, по возможности неженатым, художником.
В этой группе перечислены профессиональнее навыки и качества. Далее речь идет о том, каким не должен быть фоторепортер:
- фоторепортер не должен быть скупым (раздача «на чай»), откровенным, приверженцем каких бы то ни было политических убеждений, слишком высоким, слишком низкого роста.
Последние два качества Доред объясняет тем, что слишком высокий фоторепортер будет всюду слишком заметен и не сможет сделать правдивые репортажные кадры врасплох, а из-за малого роста фотограф просто может ничего не увидеть. В заключение перечислены знания, необходимые фоторепортеру:
- фоторепортер должен знать экспозицию, географию, пути сообщения.
Со многими качества Родченко согласен. Но он поставил вопросительный знак против следующих:
«отсутствие щепетильности», «лингвистика», «фоторепортер должен быть по возможности неженатым», «не должен быть откровенным», «не должен быть приверженцем каких бы то ни было политических убеждений». С последним требованием, как мы услышим дальше от Родченко, он категорически не согласен.
К приведенному списку качеств он дополняет кое-что и от себя:
«Не могу не прибавить к этому, что он еще знает азбуку Морзе и владеет радио, умеет писать статьи и телеграммы, знает несколько языков, знаком с литературой и искусством, умеет ездить на велосипеде, лошади, мотоцикле и авто, знает законы и политику своей страны, редакции, знает своего читателя и от всего этого знает себе цену».
Вывод Родченко из всего этого перечисления довольно неутешительный:
«Вот напишем анкету, составим список нужных для наших фоторепортеров знаний и, вероятно, окажется, что у нас ни одного нет фоторепортера, подобного западному.
Мы против знаний западных фоторепортеров, но что мы можем им противопоставить? Вероятно, очень мало.
Конкуренция газет, высокая плата, имя - вот что толкало фоторепортера Запада на поднятие (освоение) таких знаний. У нас нет ни конкуренции (или, во всяком случае, ее не должно быть), ни высокой платы, и, по правде сказать, имя у нас не ценится.
У нес ценится коллектив, но не умеют еще ценить в этом коллективе ни инициаторов, ни исполнителей, поэтому с уходом инициатора и исполнители не хотят работать с плохим вожаком.
Мы знаем, что с хорошим редактором хорошо работать. Стараются и фоторепотер, и репортер, и художник, и «выпускник». У нас думают, что можно людей мешать, как карты, и они все равно будут работать».
Кто же те «хорошие редакторы», с которыми сталкивался в конце 20-х годов Родченко-репортер? Наверное, это О. М. Бескин и В. Л. Жемчужный, которые вели в 1926-1927 годах журнал «Советское кино». Наверное, это сотрудники редакции журнала «30 дней», где Родченко опубликовал в 1928 году свой очерк о работе газеты, и наверняка редакции журнала «Даешь!» (как та же М. Костеловская, подписавшая удостоверения и обращения редакции к тем учреждением, для которых Родченко снимал в 1929 году по заданию редакции). Однако журнал «Даешь!», где очень ценилась фотография и где Родченко узнал ближе таких фотографов, как Б. Игнатович и В. Грюнталь, закрылся после 14-го номера из-за дороговизны. Двухнедельник «Даешь!» не окупал всех затрат.
После такого интригующего вступления Родченко спрашивает: «Что же необходимо знать советскому фоторепортеру, похож ли он на западного и каким о должен быть действительно?»
Родченко ссылается на «Календарь-справочник фотографа 1929/30 г.» под редакцией В. П. Микулина. В этом изданном журналом «Советское фото» календаре на с. 102 были приведены «Заповеди» фоторепортера:
«1. Изучи свой аппарат.
2. Ни шагу без аппарата.
3. Смотри в лицо с точки зрения своего объектива.
4. Первое - тема, второе - сюжет, съемка - последнее.
5. Думай остро, жди терпеливо, работай быстро.
6. Побольше новизны и оригинальности, поменьше кривляний и оригинальничая.
7. Фотография без точных подписей и дат - печати не нужна.
8. Бери жизнь, как есть, избегай инсценировок.
9. Бери работу по плечу, снимай то, в чем хорошо ориентируешься.
10. Ошибки и неудачи - учат, а не останавливают».
Как будто все написано правильно... Чем же недоволен Родченко?
«И странно и непонятно. Критикуя американца, они (редакция «Советского фото» - А. Л.) ставили ему на вид, что советский фоторепортер должен быть политически грамотным, а в своих заповедях ни слова о политике и очень много о каком-то кривлянье. И только вместо «никаких инсценировок» написано «избегай инсценировок». Это в Советской стране, где все должно быть материалистически действительно и достоверно!»
И далее Родченко формулирует:
«Каковы могут быть заповеди советского фоторепортера?
Ни шагу без аппарата.
Изучи аппарат, объективы и экспозицию.
Снимай жизнь, как она есть, никаких инсценировок.
Давай точные подписи.
Снимай быстро, по возможности незаметно.
Побольше оригинальности, остроты и неожиданности.
Прежде чем снимать, познакомься с тем, что будешь снимать.
Что должен знать советский фоторепортер?
Экономику, географию и этнографию.
Способы передвижения.
Спорт.
Способы сообщения.
Советский кодекс.
Языки.
Трудовые процессы.
Быть общественником, работать в фотокружке.
Читать каждый день газеты.
Это, так сказать, на ближайшее время. Но это только переходный период, так как, работая в прессе, фабричном фотокружке, нужно перекраивать и специализировать свою работу. Член фотокружка должен, с одной стороны, вести съемку в самой глубине своей фабрики, зная ее достоинства и недостатки, с другой - браться снимать работу по той специальности, которую уже достаточно хорошо знает.
Есть три основных вопроса, которые должны интересовать нас: как снимать? что снимать? для чего (или кого снимать)?
«Как снимать» - это есть вполне оборудованный человек, именуемый фоторепортером. Оборудованный фоторепортер - это есть хорошо вооруженный всей современной технической культурой фотографии профессионал.
Меня не раз обвиняли за мое «как снимать» в период моей экспериментальной работы, говорили, что это аполитично и абстрактно, что главное - «что снимать» и «для кого снимать». Но я считаю, что, пока у фоторепортера не будет вооруженности «как снимать» или своего подхода, метода, своей направленности и грамотности, с помощью которых он может подать или заснять объект в очень многих возможностях в смысле точек съемки, света, глубинных отношения, подчеркнутости, остроты и прочее, - он не сможет идти «что снимать» и «для чего снимать», так как тогда он будет только бухгалтер, а не фоторепортер».
И уже в другом наброске текста выступления о фотографии Родченко добавлял, что в случае незнания фотографом «как снимать», через его объектив будет просвечивать вкус редактора. А фотограф будет работать по принципу «чего изволите». Родченко же больше всего ценил в фоторепортерах самостоятельность и съемку «для себя», поиск своих тем, своих личных, авторских кадров...