Продолжение статьи об Анри Картье-Брессоне. Часть 3.
Решающее мгновение (Анри Картье-Брессон)
Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. - Л.: Лениздат, 1991.
Часть 3.
Но мы отвлеклись. Давайте же послушаем, что говорит о фотографии Мастер.
- Для меня фотография - это искусство в какую-то долю секунды проникнуть в самую суть явления и одновременно передать ее в такой художественной форме, которая бы зрительно точно и ярко воспроизводила эту суть. Сущностью фотографии является познание ритма поверхностей, линий и оттенков действительности.
Путешествуя по различным странам, я всегда стараюсь уловить непосредственный облик народа в его повседневной жизни, в характерных жестах и выражениях лиц.
Снимая, по сути дела, то, что принято называть репортажем, он всегда уходит от чисто журналистского подхода, ставящего во главу угла событие, преследующего какую-нибудь одну ярко выраженную доктрину. Его фотографии не просто точное отражение действительности, но всегда еще и стремление к совершенной форме, единственно возможной для передачи того или иного содержания. Факт в фотоискусстве, считает Брессон, должен быть зафиксирован не в тот момент, когда этого требует социолог, психолог или историк, а тогда, когда «сильная композиция визуально воспринимаемой формы позволяет отразить эти факты и подчеркнуть их значение. И тогда все они поразятся убедительности этого факта, которую может дать только искусство». Его сюжеты - это скорее ситуации в жизни человека, нежели события. Это люди в труде и на отдыхе, люди в одиночестве и в компании, грустные и веселые, любящие и протестующие. Он ищет то, что является для них общим, что их роднит. В этом гуманизм Брессона.
- Отпраляясь в дорогу за снимком, я надеюсь обычно, что мне удастся сделать такой, о котором люди скажут: «Вот это настоящее». А кроме всего прочего, сам процесс фотографирования для меня - одно удовольствие. Я люблю присутствовать при происходящем. Как если бы я говорил: «Да! Да! Да!» Никаких «может быть» или «вероятно». От «может быть» надо отказаться. «Да» - это мгновение. Это - Настоящее. И спуск затвора означает желание слиться с ним. Как это прекрасно - сказать «да». Даже если это относится к тому, что вы ненавидите. «Да!» - это уже позиция!
Мы говорили тогда о многом, и естественно возникал вопрос: а можно ли поделиться своим мастерством, можно ли помочь тем, кто хочет овладеть искусством фотографии?
- К сожалению, научиться фотографировать с технической точки зрения гораздо проще, чем овладеть музыкой или, скажем, живописью. Кроме того, отсутствие мысли в накшем деле легко завуалировать техническим вывертом, применением какой-либо насадки, необычного объектива, фильтра и т. Д. Доступность фотографирования, спрос на «красивую» инсценированную фотографию, расцвет жанра фоторекламы, коммерческий успех - ведь рекламным фотографам платят баснословные гонорары - все это развращает даже талантливых людей, которые перестают совершенствоваться, искать, растрачивают свое дарование, чтобы угодить заказчику, создав очередную «сногшибательную» картинку.
Учиться и учиться - это пустые слова. Надо жить и наблюдать. Зреть? Это значить прбовать уже испробованное снова и снова, освобождаться и проникать все глубже. Я не знаю, можно или нельзя назвать фотографию искусством. Дети делают иногда прекрасные рисунки, а в переходном возрасте теряют эту способность… И проходит много лет, прежде чем человек не то чтобы вновь обретает чистоту детства (она уже не вернется), но, приобретя знание, иногда восстанавливает в себе хотя бы частицу почти детского восприятия.
Некоторые считают, и я с ними согласен, что большинство хороших фотографов проявляют себя уже с самого начала и что созревания, как такового, не существует. Я, например, свои лучшие снимки из книги «Решающее мгновение» сделал через пару недель после того дня, как начал фотографировать.
Я считаю, что у человека или есть талант, или его нет. Талант обязывает. Имея талант, надо работать.
Не все и не во всем могут быть согласны с Мастером - каждый вправе жить и развиваться по-своему, но жизненный путь Анри Картье-Брессона говорить о тех закономерностях, которые помогли ему стать великим фотографом и точно сформулировать спецификуф фотоискусства. Это - активная жизненная позиция, высокая культура, образованность, знание смежных искусств, понимание задач каждого из них и яркое, постоянное стремление к самовыражению.
- Я верю, что каждый человек - потенциальный художник, - считает Мастер. - Он должен только развить свои способности в той сфере, где он их почувствует. Я всегда пытался это сделать - сперва в фотографии, затем в рисовании.
Надо сказать, что закончив работу над своей последней книгой о Советском Союзе, Брессон почти перестал снимать и целиком отдался своему юношескому увлечению - живописи. Состоялся ряд выставок. Судить о них не могу - не видел. Но главное - Мастер остается верен себе, люмым путем реализуя страсть к интуитивному, непосредственному самовыражению.
Популярность Брессона-фотографа поражает. Когда в Москве состаялась его встреча с советскими фотографами, конференц-зал агентства печати «Новости» не мог вместить всех желающих.
- Я думал, что их будет не больше тридцати, - удивленно воскрикнул Мастер, - а пришло триста!
Это объясняется тем, что размышления Брессона, так же как и его творчество, выражают собой направление, формировавшее современную фотографию (хотя это и не все сознают), а поэтому они выходят за рамки личной исповеди и становятся действительными и актуальными для все области фотографии, которую мы традиционно называем репортажной.
Послушаем же еще Мастера. Он говорит:
- Сюжет - это не нагромождение фактов, ибо факты сами по себе малоинтересны. Важно, что из них выбрать, как передать факт, несущий на себе печать глубокой реальности, какую позицию занять по отношению к фактам. Мы обнажаем перед остальными то, что видим сами, мы - свидетели жизни, окружающей нас. В фотографии любая незначительная деталь может придать то или иное звучание огромной теме, мельчайшая человеческая подробность - превратиться в лейтмотив. Очень важно помнить, что каждую съемку надо производить в том же темпе, в каком развивается событие, и быть уверенным, что успеешь все передать на пленке, иначе будет слишуком поздно: невозможно повторить мгновение. Поправки можно внести только следующим снимком. Но все вокруг изменчиво и быстротечно: часто не успеешь оглянуться, а сцены нет. И вы не можете попросить: «Улыбнитесь, пожалуйста, еще раз. Повторите это движение».
Продолжение следует.
P. S.
Часть 1, часть 2.