"Комната сына" Нанни Моретти

Dec 27, 2012 12:01


Сразу - этот фильм о том, как в счастливой семье погибает сын 14-15 лет.

Кино снято итальянцем Нанни Моретти (он же, как обычно, в главной роли)  и в 2001 году получило "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах. До этого у Моретти я видел лишь "У нас есть Папа!", и теперь, по двум фильмам, можно судить, что это хороший европейский режиссер, со своим оригинальным почерком. Его картины не похожи на классическое итальянское кино, но не потому, что они хуже, просто они другие. Говорят, у него хорошие комедии, и в "У нас есть Папа!", философской притче по жанру, и правда есть пара-тройка замечательных комедийных сцен, но "Комната сына" совсем о другом.

Рассказана очень простая история. Показана действительно счастливая семья, где после примерно 20 лет брака мужчина и женщина действительно любят друг друга (обратите внимание на единственную эротическую сцену в фильме). У них действительно замечательные дети - сын и дочь. Муж работает психоаналитиком, жена - вроде как организует художественные выставки. В школе один из учеников обвиняет Андреа и его товарища в том, что они украли из класса ценную окаменелость.

Момент, когда погибает Андреа, предваряется внезапным тревожным монтажом обычных вроде бы как сцен, и вас вдруг переполняет ощущение, что сейчас случится что-то ужасное (режиссер решился здесь на маленький художественный обман, подсунув нам сначала мнительного пациента).

То, что в семье происходит потом, показано без пошлости, без сентиментальности, без излишнего надрыва, но так, что тебя местами выворачивает наизнанку. Джованни, который каждый день выслушивал смешные проблемы то ли больных, то ли слабых людей, продолжает их выслушивать ровно столько, на сколько у него хватает сил. Дома трескается посуда, дочь на тренировке устраивает потасовку, каждый замыкается в себе и каждый обвиняет другого в том, что другой его не слышит. По законам жанра должны появиться призраки прошлого, и они действительно приходят - запоздалым письмом, неожиданным звонком в дверь.

В такой истории по определению не может быть хорошего конца. Фильм завершается видом из уходящего автобуса, печальным пейзажем южного французского побережья, чудесной песней Брайана Ино. И только когда я дослушал песню, до меня дошел смысл последнего вопроса Джованни к жене...

Берегите родных.

Моретти, 2001

Previous post Next post
Up