"Китайский кофе" Пачино

Oct 20, 2013 12:33

Нечасто, к сожалению, Ал Пачино играет обычные, человечные, кажущиеся такими простыми роли. Все больше каких-то убийц, владельцев казино и диаволов. Но актерский талант (а в случае Пачино пожалуй что и гений) сильней всего раскрывается именно в бесхитростных ролях и в скромных декорациях.



"Китайский кофе" - поставленная самим актером камерная драма про двух стареющих друзей неудачников - писателя и фотографа. Первый издал всего два романа, известных в чрезвычайно узких кругах, второй всю жизнь зарабатывал съемками в ночных клубах. Второй неудачно попытался найти себя в театральном фотобизнесе, первый написал новую книгу, провал которой положит конец его карьере. И у того, и у другого пустой бумажник, пустое завтра, бессмысленное вчера  и дряная промозглая сегодняшняя ночь.



Это драма с легкими, почти невидимыми отблесками комедии, своими бесконечными разговорами отдаленно напоминающая фильмы Вуди Аллена без психоанализа. Драма, более подходящая для театра, чем для кино. Драма, вся сила которой держится на безукоризненной игре двух актеров (что является и плюсом, и минусом одновременно) - Пачино и Джерри Орбака.



Темы - вечные: смысл жизни, смысл слова, смысл дружбы, смысл денег. Можно ли использовать прошлое своего друга для того, чтобы посредством такого использования самому вырваться на свободу? Или, преображенное в книге, это прошлое, эта жизнь уже не его прошлое, не его жизнь, а нечто совершенно иное, принадлежащее только автору-творцу? Можно ли пренебречь просьбами человека оставить его историю при нем и не зарабатывать на ней? Имеет ли право человек просить об этом, зная, что такой просьбой  закрывает другому будущее? И истинно ли, что только деньги есть основа нашей независимости и нашей значимости, что только деньги есть regina probationum того, что ты чего-то достиг в этой жизни? Ибо попробуй, опровергни, что житие в тесной комнатке, очереди в муниципальную клинику, истерики, уходящие женщины, ночные разговоры на кухне с точно таким же, как ты, неудачником, который должен тебе меньше 500 долларов, а у тебя, кроме этого долга, вообще нет никаких денег, - что все это - бесспорное подтверждение того, что есть ты никто, что прожил ты зря и что яд осознания собственной никчемности неминуемо убьет тебя через несколько лет. Как говаривал Джон Стейнбек, "сколько у тебя есть в кармане, на столько у тебя и свободы".



Кажущийся неамериканским в силу полного отсутствия зрелищности, но такой американский по своей сути, по своей жажде жизни фильм из уже столь редких сегодня голливудских комнатных драм. Фильм, заставляющий вспомнить классические постановки Теннесси Уильямса и систему Станиславского. Фильм с одной из лучших, мощно, яростно и с нескрываемым кайфом сыгранных, абсолютно некоммерческих ролей Ала Пачино.

2000, Пачино

Previous post Next post
Up