Фильм первый. "Подводная лодка" (Das Boot, 1981)
Возможно, немцам тяжелее всех снимать фильмы о Второй мировой войне, потому что, как установлено решением суда, это они во всем виноваты. Они поддались бесноватому очарованию Алоисыча, они подчинили себе всю Европу, они погубили кучу народа и в конце концов они же сами боязливо выглядывали из-под развалин некогда самых красивых городов. Бог знает, что такое "вина нации", наверное, кто-то из немцев ее и испытывает.
Тем интересней смотреть, как они пытаются осмыслить случившееся. Без пафоса (какой, к черту, пафос?), без посыпания пеплом голов, без обязательного вроде бы покаяния. Европейцы, попавшие в засаду собственной цивилизации.
"Das Boot" - это очень подробный и длинный (порядка 3-х часов) фильм про подводников. Снял его Вольфган Петерсен, заслуживший громкую славу в конце 80-х фантастической драмой "Враг мой", а в 2004-м выпустивший бестолковую, но красочную "Трою". Так и тянет написать, что "Das Boot" - это самый лучший и самый правдивый фильм про подводников, но ни я, ни, с большой долей вероятности, вы, никогда не плавали на подводной лодке и уж точно не взрывали траспортные корабли и не попадали под глубинные бомбы. Очень сложно оценить достоверность того, чего никогда не испытывал сам, но от этой картины буквально веет запахом теплой застоялой сырости, потных немытых тел, страха смерти и жажды жизни. Она про людей, которые в большинстве своем не были нацистами, но которые добросовестно выполняли приказы и потому, к примеру, не брали на борт уцелевших после взрыва пассажиров, оставляя их погибать в море. Которые несколько лет наводили ужас на Атлантику и которые невероятным образом смогли выжить, пересекая Гибралтарский пролив. Которые все равно должны были исчезнуть, потому что их героизм был бессмысленным в той войне. Которые не стреляли в детей, не жгли села, не служили в концлагерях. Которые, несмотря ни на что, заслуживают уважения, потому что это были сильные люди.
Кто-то сочтет, что эта картина - одна из первых попыток переосмысления итогов той войны, что она, мол, о честной и справедливой немецкой борьбе, о том, что, героическая и обессиленная Германия покорилась натиску большевистких орд и английских самолетов. По мне, она о другом. Она о трагедии людей, которым выпало жить в то время и в той стране. Не следует думать, что все немцы - нацисты, а все негры - недочеловеки. Просто и те, и другие, и третьи в реальной жизни часто становятся мертвыми заложниками своего государства.
Фильм второй. "Эксперимент" (Das Experiment, 2000)
Так что же все-таки случилось? Должны же быть объяснения, почему целая нация столь молниеносно скатилась в бездну безумия и жестокости. Почему столь значительное количество людей добровольно совершали преступления, которые в другой ситуации вызвали бы у них только чувство омерзения? Это что-то чисто немецкое, некий уникальный центральноевропейский вирус, или есть что-то такое в каждом из нас, что может принудить нас стрелять в ребенка?
Одним из первых ученых, который попытался ответить на вопрос о причинах жестокого поведения охранников в нацистских концлагерях, был американский ученый Стэнли Милгрэм.
В 1963 году он опубликовал результаты своего эксперимента в статье "Подчинение: исследование поведения". Достаточно подробное описание этого эксперимента есть в Википедии (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Эксперимент_Милгрэма ); для любителей первоисточников - ссылка на перевод оригинальной статьи Милгрэма
http://psyfactor.org/lib/milgram2.htm . Если коротко, то суть эксперимента состояла в проверке того, насколько обычный человек способен противостоять бесчеловечным приказаниям своего начальника. Испытуемый сидел у рычагов, включающих ток в электрических проводах, подсоединенных к стульям, на которых сидели условные "жертвы" (в реальности актеры). Жертвы должны были отвечать на вопросы испытуемого, и при неправильном ответе испытуемый должен быть нажимать на рычаг. С каждой последующей ошибкой в ответе, сила тока при нажатии на рычаг увеличивалась. Чтобы испытуемый не забыл о рычаге и о токе, невдалеке находился условный "начальник", напоминающий и приказывающий испытуемому нажимать рычаги. Всего таких "напоминаний и приказов" было четыре, и если испытуемый после четвертого приказа отказывался усилить ток, эксперимент прекращался. Никаких угроз в отношении испытуемого не допускалось. Испытуемый видел, как удары тока причиняют жертве все более сильную боль.
Опрошенные до эксперимента психологи и психиатры полагали, что количество людей, которые доведут при данных условиях силу тока до максимума, составит не более 1%. Эксперимент показал несколько иной результат - 65% процентов испытуемых, подчиняясь напоминаниям и приказам, доводили силу тока до предельной отметки "Опасно: труднопереносимый удар". Они видели, как страдает их жертва. Их не принуждали усиливать боль, им всего лишь несколько раз приказывали. Они были вправе отказаться. Шестьдесят пять процентов. Две трети вашего класса или вашей студенческой группы или вашего офиса могли бы убить незнакомого невинного человека, просто повинуясь приказам.
Милгрэм хотел провести эксперимент в Германии, считая, что именно там, в силу известной законопослушности немцев, результат будет наиболее убедительным. Но, получив результат в США, от поездки отказался. Практически аналогичные результаты (от 61 до 66%) были получены при проведении экспериментов в других странах.
В 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо был проведен так называемый "Стэнфордский тюремный эксперимент".
О нем также есть обширный материал в Википедии(
http://ru.wikipedia.org/wiki/Стэнфордский_тюремный_эксперимент ), а в 2013 году в России вышел перевод его кнги "Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев". Отрывок из книги можно прочитать здесь
http://esquire.ru/the-lucifer-effect
Эксперимент Зимбардо заключался в том, что группу молодых людей случайным образом разделили на две части - подгруппу заключенных и подгруппу охранников. Каждой подгруппе были объяснены правила поведения, схожие с правилами поведения заключенных и охранников в тюрьмах. Людей после этого поместили в тюрьму и предоставили им свободу поведения в соответствии с их ролями. Каждый из участвующих прекрасно понимал, что все происходящее является только игрой. Однако эксперимент был прекращен через 6 дней (планируемый срок составлял 2 недели).
Об этом эксперименте немец с итальянской фамилией Джордано написал роман, перенеся действие из США 70-х годов в Германию конца 90-х и доведя задуманное Зимбардо до своего логического завершения. А Оливер Хиршбигель, вскоре прославившийся картиной "Бункер", снял в 2000 году по этой книге "Эксперимент".
После столь длительного вступления писать об этом фильме практически нечего - ибо что показывает "Эксперимент", вы уже поняли. Снят он очень профессионально, напряженно, в скупой натуралистичной документальной манере. Фильм жестокий, как жестоко было происходившее в реальности, как жестоки по своей природе люди, несмотря на их милые культурные, религиозные и прочие хлопчатобумажные покрытия. Лучшее средство для избавления от иллюзий и от нелепых разговоров про божественную природу человека. А если нужна хорошая подробная рецензия, то она есть здесь:
http://www.ekranka.ru/film/814/ Фильм третий. "Грядущие дни" (Die kommenden Tage, 2010)
А это кино о том, что может произойти очень скоро. В 2020 году, после четвертой войны в Персидском заливе, Евросоюз распался. Дороги в центральную Европу перекрыты огромными металлическими заборами. В самой Европе - разгул террористических организаций, до основания разрушающих этот прогнивший мир. Как всегда в таких случаях, жизнь человека ничего не стоит. Как всегда в таких случаях, проводники "прогрессивных" идей очень быстро теряют человеческий облик.
Достоинства этой картины состоят, во-первых, в ее скрупулезной политической реалистичности, а, во-вторых, в не менее скрупулезном освещении семейного вопроса. Обычный вроде бы распад богатой буржуазной семьи, обычный вроде бы роман двух дочерей нефтяного магната с идеологом террористов, обычные вроде бы слезы, рождения и смерти. Вспоминается многое, от "Гибели богов" до "Мечтателей" Бертолуччи - ибо есть ли в конечном итоге разница между удавшимся 33-м и неудавшимся 68-м? И что может быть дальше, если столько бессмысленного и жестокого уже позади? Нет ответа. Есть лишь закрытая пока дверь перед новыми людьми.
Фильм редкий, совсем-совсем не афишируемый и очень хороший.