"Экипаж" Земекиса

Apr 21, 2013 16:02


На мой вкус, из тройки голливудских монстров - Спилберг, Кэмерон и Земекис - последний наименее монструозен и наиболее человечен. Если первые два давно уже из режиссеров превратились в знаки качества, то Земекис жив, дышит и явно не зря топчет эту землю.

Первое десятилетие 21 века он занимался интересными, неординарными, но мультипликационными проектами ("Полярный экспресс", "Беовульф", "Рождественская история"), и спродюсировал несколько невнятных фильмов типа "Дома восковых фигур" с Перис Хилтон и "Великолепной аферы" Ридли Скотта. Ходили слухи, что на подходе продолжение про кролика Роджера, но в 2012 году появился самый что ни на есть художественный фильм "Flight" (в российском прокате - "Экипаж").


Ну что сказать - кино очень хорошее. Это элегантная "обманка": начинаясь как катастрофа, "Экипаж" потихоньку сворачивает в судебный детектив, чтобы в результате обратиться экзистенциальной драмой. После почти невероятной аварийной посадки самолета, в результате которой было спасено 96 жизней, пилота вышибает глубочайший душевный кризис. Пилот не может сказать на расследовании, что был пьян во время полета, и накануне полета, и еще пару дней до полета, он вынужден лгать, не понимать и прибегать к услугам грустного умного юриста. Его геройское поведение теряет смысл, так как оказывается переплетенным с сознательным нарушением правовых и моральных норм. Он пьет и употребляет наркотики, он не в состоянии жить с женщиной, которая ему нравится, он не может общаться со своей женой и его ненавидит собственный сын. Он может избежать людского суда и получить письменное доказательство безупречности своего поведения, но он не в силах устоять перед судом своей совести и потому, как Родион Романыч в черном теле, публично кается  во всех своих грехах.

Вообще-то, идейно фильм очень русский - речь в нем о правосознании, переживаемом как добровольное очищающее приятие несовершенных человеческих правил поведения. При том, фильм очень американский - по режиссуре, по построению сюжета, по расстановке персонажей, по некоторым обязательным сценам, и, главное, по качеству зрелищности. В России такое кино не снять - сначала разворуют бюджет, а потом скажут, что массовое искусство не совместимо с загадочной русской душой. У Земекиса же все срослось - турбулентность, секс, Достоевский, кокаин, снесенный крест, смысл жизни и постаревший Джон Гудман с вечными Роллингами в наушниках. Да, и Дэнзел Вашингтон. Действительно великий актер.

Земекис, 2012

Previous post Next post
Up