СВЕТЛАНА КАРПИНСКАЯ

Sep 16, 2007 19:18




Родилась в 1938 г, Ленинград
Заслуженная артистка России (1986)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени



Светлана Карпинская родилась в семье педагогов. Родственники по ее отцу, Алексею Благовещенскому, были церковного сословия. В 30-е годы их расстреляли, и отец сменил фамилию, став Карпинским.
Жили Карпинские очень скромно - в коммунальной квартире на Васильевском острове. О том времени актриса вспоминает: «Честная бедность. Дом был красивый - старинный петербургский дом с эркером, с каминами. Но, тем не менее, - коммуналка. В ванну нельзя было пробиться!».


Как бывает: снялся актер всего в одном фильме и сразу стал знаменит на всю страну. Проходят годы. В копилке у этого актера уже немало других кинокартин, работ в театре, а его все помнят по той, громкой роли и даже зовут не своим, а экранным именем, Штирлиц, например, или товарищ Сухов… Так случилось и со Светланой Карпинской - для многих навсегда ставшей «девушкой без адреса».


В свое время один из выдающихся театральных педагогов и режиссеров Петербурга, профессор Борис Зон сказал ей: «Карпиночка, вас ничему не надо учить. Вы - интуит с душой мимозовой». Знаменитый Василий Топорков брал ее учиться в Школу-студию МХАТ сразу на третий курс, а Товстоногов пригласил на работу в свой театр... Талантлива. И красива. Не верится, что экстравагантная женщина сыграла ту самую пухленькую простушку в смешном платочке, затерявшуюся в Москве. В этом году исполнилось тридцать лет с тех пор, как она пришла работать в Санкт-Петербургский Театр комедии имени Н.П. Акимова, что на Невском.
В конце октября этого года театр отмечал свое 75-летие. На праздничном концерте выступала и Светлана Карпинская, которую объявили примадонной Театра комедии. Леди Брэкнелл в спектакле «Как важно быть серьезным» по Оскару Уайльду, Дарья Федосеевна Круглова в «Не все коту масленица», пани Эльжбета Органова в «Дамах и гусарах», комедии в стиле мюзикла, - вот ее сегодняшние роли.
Музыкальную комедию «Девушка без адреса» Рязанов снял в 1957-м. Героиня Карпинской - Катя Иванова прославила 19-летнюю актрису на весь Советский Союз. 


«В прошлом году меня пригласили выступить в Москве на празднике города. Еду я в троллейбусе, и вдруг какая-то женщина говорит мне: «Вы - «девушка без адреса!» Как я вас люблю!» Это же уму непостижимо! Меня до сих пор узнают, прямо на эскалаторе в метро просят автографы и расспрашивают! Буквально несколько месяцев назад, в Благовещенске, на фестивале «Амурская осень», ко мне подошла женщина и спросила: «Можно я к легенде прикоснусь?» После чего дотронулась до пальто. Я была потрясена. Это всегда приятно удивляет. Не будем говорить, сколько мне лет, но ведь и фильму уже бог знает сколько…» - удивляется Светлана Алексеевна. «Судьба иногда подбрасывает замечательные подарки. Фильм живет, его часто показывают по телевидению, наверное, еще мои правнуки будут смотреть его... Хотя меня поражает, что режиссер фильма в своей книге назвал этот свой труд неудачным. Может быть, я ему не нравлюсь? Ну, бывает. Только мне очень больно за изумительных актеров, также сыгравших в картине: Николая Рыбникова, Эраста Гарина, Сергея Филиппова, Зою Федорову, Рину Зеленую...».
О том, что она талантлива, Светлана узнала в свой день рождения, когда ей исполнилось 16. Она прочитала «Люблю тебя, Петра творенье!..» в небольшой драматической студии, после чего известный актер и педагог Лев Владимирович Шостак спросил ее тогда - знает ли она, что талантлива?
«Я люблю, когда меня хвалят, страдаю, когда делают замечания, свои ошибки сама знаю. И тогда Шостак по доброте своей дал мне такую опору! После его слов мне сразу же предложили главную роль в спектакле «Фабричная девчонка» по пьесе Володина. Так я с самого начала привыкла к большим ролям, решила, что так и надо. Внутри у меня появилась сверхуверенность...» 


«Я бросала мужчин, мешающих мне работать»
Когда «Девушка…» вышла на экраны, Светлана жила в обычной ленинградской коммуналке, где, конечно, было не пробиться в ванную комнату… И ей приходилось ходить в городскую баню. «Меня там узнавали: «О, вы - «девушка без адреса»! Ужас какой-то!» - смеется теперь актриса.
На антресоли у Светланы Алексеевны до сих пор лежит мешок писем, которые в то время собирала мама. Послания от поклонников тогда приходили на киностудию пачками, адрес был один: «Москва. «Мосфильм». Кате Ивановой». Каких только предложений не поступало молодой актрисе. Один мосфильмовский начальник предложил даже переехать вместе с родителями в Москву, пообещал дать квартиру и роли. «Сказал, мол, вы талантливы, мы будем писать сценарии только для вас. Может быть, это глупо, но я не поверила ни единому его слову. Я понимала - для того, чтобы снимали только меня, нужен муж-режиссер или сильный покровитель. И потом я всегда была очень привязана к своему Петербургу».
После рязановской картины Карпинская снялась в главной роли в фильме «Командировка» вместе с Олегом Ефремовым, затем последовала картина «На всю оставшуюся жизнь» Петра Фоменко, но потом кинокарьера застопорилась - Светлана первый раз вышла замуж. Супруг тоже был актером, но не таким удачливым (или талантливым), как его молодая жена. Его не брали в театр, не приглашали на съемки, и он начал противиться тому, чтобы Светлана снималась. «Я всегда хотела соединить жизнь преуспевающей актрисы с семейной. Однако... Я прожила с мужем пять лет и, конечно, бросила его. У меня такая манера: бросать мужчин, которые мешают мне работать». 


Еще будучи замужем Светлана Карпинская познакомилась с Геннадием Воропаевым - своим вторым мужем, который на момент знакомства тоже был женат. Он играл Ученого в «Тени», а она - Принцессу. Воропаев был не только знаменит (прославили его фильмы «»Высота» и «Олеся»), но и фантастически красив. «Это была страсть, причем обоюдная. Мы то сходились, то расходились. У нас родилась дочь Катенька, потом внук Алеша. Теперь Геннадия Ивановича уже нет. Жаль, он не увидел своего второго внука Мишеньку...»
Она очень хорошо выглядит, наверное, потому, что никогда ни о чем не жалеет, не терзает себя, не помнит зла и не хочет мстить. В свое время, устав по собственному признанию «маяться в одном театре с Воропаевым», она ушла в БДТ. Товстоногов сам позвал ее к себе - одна из актрис не справлялась с ролью. Не испугало даже то, что было ей 27 лет, а играть предстояло 15-летнюю девочку.
В знаменитом театре на Фонтанке Карпинская проработала около четырех лет, пока однажды Товстоногов не позвал ее к себе в кабинет и не объявил, что впереди у нее мало работы, следующий сезон будет пустым... «Спокойно», - сказала она себе и вернулась в Театр комедии.
И романтическая, и трагически одинокая...


Сегодня она одна. Нет, рядом дочь, зять, двое любимых внуков. А мужчина... «Мужчины меня боятся. И, честно говоря, они мне уже не интересны. Наверное, я уже привыкла жить одна».
Народ знает и любит Светлану Карпинскую почти полвека. А она так и не получила звание «народной». Говорят, что-то неладно в документах, потому, мол, и не подписывают. Поэтому и живет «заслуженной», что, впрочем, ее саму не смущает. «Вы знаете, мне безумно повезло. Фильмов-то тьма. Сколько картин прошли, и их не помнят, сколько лежат на полках! Многие актеры страдают, их забыли, кто-то пьет, кто-то совершенно отчаялся. А я играю в театре! Играть на сцене - это вам скажет любой артист - ни с чем не сравнимое наслаждение... «Она идет по жизни, смеясь» - это про меня!»
http://teatr.newizv.ru/


ИНТЕРВЬЮ
- Актерская судьба прихотлива, и за частую слава обрушивается самым неожиданным образом. Каково жить с той славой, что подарил вам еще в юности фильм «Девушка без адреса»?
- У меня много плохих качеств, но, несомненно, есть одно хорошее: я никогда не лгу. И потому скажу так - славы я не ощущала. Хотя до сих пор у меня есть поклонники и меня узнают на улице. Правда, моя мамочка собирала письма, которые писали мне в огромном количестве - два мешка писем где-то на антресолях... Но вот по телевидению стали часто показывать «Девушку без адреса», и уже мой внук и даже дети младше его с удовольствием смотрят этот фильм. Когда иду по улице и меня узнают, я бываю потрясена и растрогана... Хотя иногда говорю, нет, извините, я бы не хотела сейчас говорить (тороплюсь куда-то или просто устала). И все же, наверное, это большое счастье, когда тебя как актрису помнят по фильму и узнают через несколько лет. Просто феноменально, что такое бывает.
- У вас не щемит сердце от мысли о том, что минувшее невозвратимо?
- Никогда. Я вообще не ностальгирую. Знаете, есть такое французское слово геgret - близкое по смыслу нашему «сожалению". Так я ни о чем не сожалею. Я думаю, что каждый возраст, женский особенно, полон очарования, силы, надежд и всяческой радости.
- Вам пришлось как-то бороться за право стать «девушкой без адреса»?
- Никоим образом! До меня Эльдар Рязанов пробовал снимать другую актрису, достаточно хорошую, но, наверное, она ему не понравилась. Позвали меня. Стали снимать без всяких проб. И в институт я поступила сразу на второй курс. Без экзаменов - Борис Иосифович Зон меня просто взял. Вот так я иду по жизни. Мне везет.


- Считается, что в актерской судьбе многое определяет игра случая. Вам приходилось в этом убеждаться?
Насчет игры случая я бы хотела поспорить. Актерскую судьбу, мне кажется, определяют труд и вера. Нельзя терять веру. Надо все время работать, ежесекундно. Вы думаете, беседуя с вами, я не работаю? Я всегда собираю впечатления - и осознанно, и неосознанно тоже. Понимаете? Уверена, что все великие актеры работали - бессознательно и сознательно - каждую минуту своей жизни. И потому актерская судьба неподвластна игре случая. Она предполагает служение, в ней скрыто предначертание. И если в юности ты убежден в том, что должен заниматься актерским ремеслом, то, значит, слышишь весть свыше... Когда училась в школе, вела дневник. И где-то лет в двенадцать, наверное, написала: «Я буду актрисой. Я буду сниматься в кино». Не «я хочу», а «я буду», что очень важно!
- Сейчас вы активно заняты в репертуаре, много играете. Всегда ли для вас желанна встреча с новым режиссером?
- Актеры, и я в том числе, рады любой работе, которая им предоставляется. Иногда роль кажется не по мерке, но у меня так не бывало - каждая новая встреча с ролью желанна. Но с режиссерами долго и кропотливо работать не люблю. Предпочитаю самостоятельность в творчестве. И мне везло. Я всегда играла большие роли, чаще всего главные. Даже если случался эпизод, в роли непременно находилась та изюминка, которая дарила мне ощущение счастья.


- Наверняка к каким-то ролям отношение особое?
- Все мои нынешние роли - любимые. Из ролей-долгожителей особенно дорога Сонечка в спектакле «Синее небо, а в нем облака». Лишь недавно закончила играть Марию в шекспировской «Двенадцатой ночи». Я играла ее двадцать лет - еще при Акимове... Люблю новый спектакль «Дамы и гусары» по прелестному старинному польскому водевилю. Спектакль яркий, музыкальный, поставлен в жанре комической оперы. Роль требует отточенности, мастерства - в слове, движении, пении. Я люблю классику, и мне посчастливилось сыграть в комедии Островского. Наслаждение - именно то чувство, которое я испытываю, произнося дивный, гениальный текст в спектакле «Не все коту масленица».
- Вы работаете в театре, который самим названием заявляет о своем пристрастии к жанру комедии. Такое самоограничение творческих интересов вас не смущает?
- Когда была помоложе, то задумывалась об этом, правда чисто теоретически. Потом был такой период, когда я четыре года проработала в Большом драматическом театре. И тогда говорила себе: «Ну что такое Театр комедии? Почему так узко? Я хочу играть драмы, мелодрамы...»
Я ушла из Театра комедии на четыре года и не скажу, что этот уход был для меня уж очень счастливым. Вспоминаю об этом всегда с содроганием, хотя в БДТ даже получила премию за удачно сыгранную роль. Вернувшись в свои любимые пенаты, осознала, что совсем не случайно Антон Павлович Чехов пьесы свои причислял к комедиям. О, если бы еще нашлись режиссеры, которые смогли бы передать изысканную, прелестную атмосферу чеховской пьесы, я бы с удовольствием играла такую комедию, полную слез... 


- Петр Фоменко, с которым Вам довелось работать, именно такой режиссер. Вы не находите?
- Петр Наумович - режиссер замечательный. Вспоминаю его с теплотой, напрочь забывая о том, что у нас с ним были стычки (я человек, не терпящий никакого диктата). Играла я у него в спектакле «В этом милом старом доме...». Но это же была мелодрама! И она была полна слез,
которые текли у меня рекой (да и у публики тоже), и музыки, и доброго светлого юмора... Это был очаровательный спектакль, отвечающий названию нашего театра - Театра комедии. У Арбузова, Чехова, да у того же Шекспира в комедии всегда подспудно ощущается драма.
- А комедия предполагает жизнелюбие, которое вам вполне присуще?
- Я думаю, что жизнелюбие - это мудрость. И говорю так, имея в виду не только себя.
http://komedia.ru/actors/karpinskaya.html


Фильмография: 
1957 Девушка без адреса
1957 Поддубинские частушки
1961 Командировка
1970 Барышня-крестьянка
1973 Здесь наш дом
1974 Царевич Проша
1975 На всю оставшуюся жизнь
1975 Шаг навстречу
1976 Длинное, длинное дело
1976 Сладкая женщина
1978 Захудалое королевство
1978 У меня все нормально
1981 Пропавшие среди живых
1982 Ослиная шкура
1984 И вот пришел Бумбо
1987 Среда обитания
1992 Третий дубль


театр акимова, невостребованные актёры, интервью, Карпинская Светлана Алексеевна

Previous post Next post
Up