ВИКТОР ЕВГРАФОВ

Sep 10, 2007 12:47




Родился 10 сентября 1948 года в Самаре.

В 24 года Евграфов поступил в ГИТИС на актерский факультет, где учился в 1972-1976 годах у Владимира Алексеевича Андреева. Он был старше других, держал себя независимо, был одним из лучших на курсе. Будущее было ясно: он окончит институт и пойдет работать к Василию Макаровичу Шукшину.
Параллельно у Марии Осиповны Кнебель на режиссерском курсе он переиграл много классики. Она Виктора любила и предлагала перейти к ней на курс. Он и собрался было, но ему сказали: "Владимир Алексеевич хочет взять тебя в театр, а ты его предаешь". И он не пошел. Все считали, что Евграфов будет работать у Андреева, но тот его не взял. Наверное, все же не простил. Это был удар. Но первым и огромным ударом для него стала неожиданная смерть Шукшина осенью 74-го года.
После окончания ГИТИСа вернулся в Самару.


Работал в театре, снимался в кино как актер и каскадер.
На съемках российско-американского фильма "В империи орлов" по мотивам "Детей капитана Гранта" получил сильную травму.
Восстанавливался он очень долго, лечил позвоночник, легкое.
На сегодняшний день Виктор Евграфов проживает в городе Самара, востановился после полученных травм и является мастером Студии Исторического Трюка "Коловрат" города Тольятти. За пять лет работы студии Виктор подготовил пятнадцать каскадёров, провёл одну эстрадно-трюковую программу "Каскад" и безчисленное колличество показательных выступлений в Самарской области и за её пределами.
Известен как исполнитель роли злобного профессора Мориарти в «Приключениях Шерлока Холмса».


Виктор Евграфов много чего повидал на своем веку. И на шпагах фехтовал лихо, и холодное лезвие финки у горла ощущал. Но известен стал знаменитой стойкой профессора Мориарти из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Когда я позвонил ему вечером, он чинил конскую упряжь. Вот уже несколько лет Евграфов - мастер Студии исторического трюка «Коловрат» в Тольятти. С несколькими каскадерами, шпажистами готовят актеров для театров, кино да и просто для жизни. Там мы встретились.
Евграфов поджидал меня возле загона. Две лошади терлись друг о дружку шеями, вставали на дыбы. Он гладил их теплые глаза: «Ну успокойся, родной...»
Запрягаем коней, едем тихонько, говорим.
Евграфов - актер. А каскадерство, говорит, всегда было как отдушина. Из каждой роли он выходил мучительно. Жил тем киношным героем, а в жизни реальной образовывалась пустота. Тут-то и вытаскивало каскадерство. Мотался в подмосковное Пушкино, где был конно-спортивный комплекс. Отрабатывал сумасшедшие трюки. Там и заметил его Игорь Масленников, когда заехал глянуть на лошадей для съемок «Ярославны - королевы Франции». Отсмотрев коней, он сказал ассистенту, указывая на Виктора: «Готовый монах Даниил».


Затем был Мориарти. Евграфов сам выдумал эти немигающие глаза, горб. И стойку. Ту знаменитую стойку.
Как-то был он на съемках в Туркестане.
- Однажды в гостиничный номер зашел мужик, казах, починить телефон. Узнав, что я тот самый Мориарти, он буквально ошалел. Бухнулся передо мной на колени и стал умолять, чтобы я показал несколько приемов из борьбы Борициу. Я не стал разубеждать его, что такой борьбы не существует. Это мы в кино выдумали, чтоб не называть удары из карате.
Впрочем, роль Мориарти Евграфов не считает лучшей. Говорит, что были гораздо глубже. «Доминус» Александра Хвана по рассказу Рея Брэдбери. Или «Записки мертвого человека», где у него была главная роль. Но фильм вышел без него. Евграфова вырезали из-за того, что многих мэтров он просто переигрывал. Ему заплатили копейки. А главная роль по тем временам стоила 5 тысяч рублей - целые тольяттинские «Жигули». Но и об этом он вспоминает сейчас без злобы. С усмешкой. Потому что знает цену этой жизни.
Евграфов умирал в фильмах 13 раз. Просто ему нравилось умирать. Это значило, что роль закончена, он умер в фильме и она, эта роль, больше не будет его преследовать. В реальной жизни он тоже не раз оказывался на волосок от смерти.


На съемках американского фильма «Империя орлов» он прыгнул с реи парусника в ботфортах, чего-то внизу не успели убрать, и он весь буквально поломался. В Москве не остался, уехал в Самару к маме, на родину. Протягивая коню сухари, он рассказывает, как ему попросту не хватало груди, чтобы вздохнуть и он научился ценить воздух. Занимался с палками по собственной методике, которая, говорит, досталась ему от предков. И неожиданно стал рисовать: «То, что я не растратил в кино, стало вылезать таким образом наружу».
Мы ехали обратно. Я все думал, как он в свои 50 умеет всему удивляться. Он говорит, что жизнь гораздо интереснее и неожиданнее, чем любое кино.


Заслуженный артист России Виктор Евграфов многим знаком по ролям в самых известных фильмах 80-90-х годов. Он сыграл профессора Мориарти в "Приключениях Шерлока Холмса", князя Галицкого в фильме "Даниил, князь Галицкий", монаха Даниила в "Ярославне, королеве Франции", мужа Лиды в "Жизни Клима Самгина", Чиликина в фильме "В двух шагах от рая" и т.д. За его плечами съемки в 13 фильмах. И сегодня Виктор Иванович у нас в гостях.
Виктор Евграфов родился в Куйбышеве. В артисты решил податься поздно - в 24 года, а до этого занимался спортом и работал в Доме печати. Но зов души потянул будущего артиста в ГИТИС. Перед вступительными экзаменами Евграфова заставили сбрить усы, а уже на экзамене ошарашили вопросом: "Кто такой Ибсен?".
- Последнее, что я прочитал к тому времени - это "Жажда жизни" Ирвинга Стоуна и "Капитан Сорвиголова" Буссенара Луи, - рассказывает Виктор Евграфов. - А вот Ибсена не читал. Некогда мне было читать - я спортом занимался. И решил схитрить: ответил, что не помню точно, как называются произведения Ибсена, но могу любое рассказать наизусть. Но рабочий день уже заканчивался, и члены приемной комиссии явно хотели поскорее пойти домой. Так что ничего читать не потребовалось.
После окончания института Виктор Евграфов практически сразу начал сниматься в кино. Первой его работой стала роль монаха Даниила в фильме "Ярославна, королева Франции".
К этому моменту он уже входил в группу каскадеров. В дальнейшем актеру пришлось не раз гореть, тонуть, падать с большой высоты и с лошади.
Может, киношная "смерть", которую Евграфов переживал не раз, и стала мистической причиной трагедии, которая прервала дальнейшую карьеру артиста. Шесть лет назад на съемках 10-серийного фильма "В империи орлов" по роману "Дети капитана Гранта" актер получил серьезную травму, исполняя каскадерский трюк. Евграфов и еще несколько каскадеров летели на канате над палубой корабля. Внизу они поочередно приземлялись на страховочные маты и быстро откатывались в сторону. Один парень, летевший перед Евграфовым, замешкался. И Виктору Ивановичу, чтобы не свалиться на товарища, пришлось приземлиться на жесткую палубу. В результате этого он получил травму легкого.
После тех злополучных съемок Евграфов вернулся в родную Самару. На восстановление здоровья у него ушло шесть лет.
А сейчас он преподает актерское мастерство в педагогическом университете и обучает каскадерским трюкам ребят из тольяттинской школы "Коловрат".
Виктор Евграфов живет один. А потому самым хлопотным занятием в быту он считает приготовление еды. Раньше ему было некогда постигать кулинарные премудрости - готовила мама. Но после ее смерти Виктор Иванович сам встал к плите.
- Я долго привыкал к необходимости готовить самому. Ведь нужно все время думать о продуктах. Да и способы приготовления блюд тоже являются загадкой для меня. Бывает, так наэкспериментирую, что потом приходится все выливать. А иногда вкусно получается...
В память о насыщенной актерско-каскадерской деятельности у Виктора Евграфова осталось много интересных вещей.
Настоящий джигитский бич (кнут) Виктору Евграфову подарил Мухтарбек Кантимиров. В свое время цирковые наездники Кантимировы, отец Алибек и трое его сыновей, гремели на весь Союз.
- С Мухтарбеком, сыном Алибека, мы снимались в фильме "В двух шагах от рая", - рассказывает Виктор Иванович. - Сюжет заключался в том, что группу советских разведчиков забрасывают в тыл к фашистам. По сценарию герой Мухтарбека погибает, спасая моего персонажа. И накануне съемок этой сцены Кантимиров подошел ко мне и сказал: "Слушай, я завтра "умираю". Хочу на прощание подарить тебе бич". Это оружие оказалось моим талисманом. Во многих картинах я снимался именно с ним. И я не позволял никому его брать. Есть такая примета: дашь чужому свое оружие - жди беды. На съемках фильма "В империи орлов" один из каскадеров попросил дать подержать мой бич. Это было как раз перед сценой скачки на лошадях. Я не хотел уступать, но напарник продолжал настаивать. Ссоры не хотелось, и я передал ему кнут. Мы тронулись, и... я тут же получил удар. Оказалось, тот каскадер решил опробовать бич, размахнулся, но не посмотрел по сторонам и ударил меня по глазам. Спасло меня только то, что секунду назад я надвинул папаху.


В 1978 году в Ленинграде на базе конно-спортивной школы организовалась группа каскадеров, в которую вошел и Виктор Евграфов. Однажды каскадеры решили для проверки своих достижений организовать соревнования: марш-бросок с выполнением различных трюков на лошадях. Евграфов стал победителем и в награду получил седло.
На съемках в фильме "Нос" Ролана Быкова обычный чересседельник едва не стал причиной гибели целой группы актеров.
- Я играл кучера, который возит Носа. После съемок у Казанского собора нам нужно было проехать к Петропавловской крепости. Четверкой управлял другой человек, а я сидел в карете. И вдруг прямо наперерез лошадям выскочил полупьяный мужичок. Еле-еле успели увести лошадей в сторону, но из-за этого маневра кони вышли на встречную полосу и с испугу пошли в галоп. Кучер пытался остановить их, но оказалось, что пряжка вожжей застряла в кольце чересседельника. Из-за этого вожжи перестали натягиваться, и лошади не чувствовали сигналов человека. Мы неслись прямо на автобус с интуристами, позади Нева... Иностранцы высыпали на улицу, стали фотографировать экипаж. Им и невдомек было, что он неуправляем. От вспышек фотоаппаратов лошади взяли резко влево, карета ударилась о бордюр, и пряжка выскочила из кольца чересседельника. В итоге коней все же удалось остановить. А этот чересседельник теперь хранится у меня.
Еще в армии Евграфова обучали метать в цель холодное оружие, и ему всегда хотелось иметь настоящий метательный нож. Жизнь свела актера с чемпионом мира по метанию ножей Андреем Яковлевым.
- Мы встретились накануне чемпионата мира, - говорит Евграфов. - Андрей сказал: "Вот если я стану чемпионом - подарю тебе нож". Яковлев победил и подарил мне те самые чемпионские ножи. Теперь, может быть, и сам всерьез займусь этим искусством. 
http://lookover.ru/budni/


роли в кино
1992 Дюба-дюба
1990 Стервятники на дорогах
1990 Доминус (киноальманах)
"Хозяин"
1988 Утреннее шоссе
1987 Жизнь Клима Самгина  ::  эпизод
1987 Даниил - князь Галицкий  ::  Даниил Галицкий
1985 Сестра моя Люся
1984 В двух шагах от "Рая"
1983 Черный замок Ольшанский
1983 Долгая дорога к себе
1981 Девушка и Гранд
1980 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Смертельная схватка  ::  Профессор Мориарти
1980 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Охота на тигра  ::  Профессор Мориарти
1980 Начальник (короткометражный)
1980 Лючия ди Ламмермур
1979-2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе  ::  Профессор Мориарти
1979 Сегодня или никогда
1978 Ярославна, королева Франции  ::  Даниил Галицкий
Дебют в кино.
http://www.kino-teatr.ru/, http://www.gudok.ru/ и др.


ГИТИС, невостребованные актёры, Евграфов Виктор Иванович

Previous post Next post
Up