ЛИДИЯ СМИРНОВА

Sep 01, 2007 14:30




Родилась 13 февраля 1915 года. Детство провела в родной Сибири. Потом переехала в Москву к тете. Здесь училась 3 года в хореографическом училище при Большом театре. Смирнова - имя в отечественном кинематографе, мы помним и любим фильмы, в которых она снималась, знаем наперечет ее роли.



А началось все более полувека назад, когда сердца тысяч зрителей завоевала Шурочка, появившаяся в лирическом музыкальном фильме «Моя любовь». Она была самой обыкновенной девушкой конца 1930-х годов - с симпатичными кудряшками, с ямочками на щеках и непобедимой уверенностью в том, что жить на свете замечательно и прекрасно. Практически Смирнова играла самое себя, и Шурочка ее как бы выросла из всей ее жизни, из 1930-х годов с их оптимизмом, энтузиазмом, энергией, верой в будущее. Лидия Смирнова тоже когда-то была даже не молодой актрисой, а просто молоденькой девушкой - студенткой авиационного института, увлекающейся спортом и даже не помышлявшей о карьере кинозвезды. Она пришла в театральное училище со 2-го курса авиационного института. Заявление подала одновременно в Вахтанговское училище, школу Камерного театра и во Всесоюзный государственный институт кинематографии и везде была принята. Она выбрала училище при Камерном театре по простой причине - оно было ближе к дому.


Когда Смирнова училась в школе Таирова, к ним часто приходили с киностудий приглашать студентов на съемки. Нужна была голубоглазая блондинка, все говорили - да, у нас есть Смирнова. Но чаще всего ее не утверждали. Когда ее пригласили на роль Шурочки в картину «Мою любовь», театр уезжал на гастроли во Владивосток. Перед ней стоял выбор - в ту пору не разрешалось совмещать кино со сценой. И она предпочла кино. Ее поколение актеров начало работать в кино в конце 1930-х - начале 1940-х годов. Тогда выход каждого фильма был событием. Актрис знали наперечет - не было человека, который не ходил бы «на Орлову», «на Целиковскую», «на Серову», «на Окуневскую». Несмотря на шумный успех «Моей любви», надо было работать дальше, ведь остаться знаменитой на долгие годы трудно. Для этого надо подкреплять известность новыми работами, а время не стоит на месте, время идет вперед. Оно меняет понятие о женственности, красоте, стиле поведения.


К 1941 году начала складываться ее карьера киноактрисы. Успех, пришедший к ней после фильма «Моя любовь», окрылял. А вскоре ушли на фронт товарищи по студии: режиссеры, операторы, художники, артисты.
Муж Смирновой - Сергей Добрушин - журналист, знавший пять языков, не дожидаясь повестки, сам пошел на призывной пункт. Месяц от него не было известий, но потом ей сообщили, что он погиб под Смоленском.
Смирнова никогда не соглашалась с выражением «когда говорят пушки, музы молчат». Военный период был для нее самым плодотворным. Так вышло, что время военных испытаний совпало с молодостью актрисы, с началом ее творческой биографии. Тема женщины на войне, тема испытаний, выпавшего на женскую долю, тема невосполнимых утрат, тема женского героизма, стойкости, вдовства стали самыми важными в ее актерской биографии. 


Варя Бурмина и партизанка Фенька, защитница Ленинграда Варя Маркина из «Морского батальона» и латышка Илга в «Сыновьях», Женя Буслаева в «Большой жизни» и председатель колхоза Мария Степановна в «Новом доме» - вместе с этими героинями взрослела и сама Лидия Смирнова и старалась с каждой ролью передать возмужание характера, душевную красоту и стойкость русских женщин. 


"- Не знаю ничего интереснее, чем сама жизнь. И ничто не приносит мне такого счастья, как бесконечно дорогая, единственно возможная для меня профессия, - говорит Лидия Николаевна Смирнова.


Профессия - актриса. Почти три десятилетия подлинного творчества.
В 1940 году вышел на экраны фильм "Моя любовь". Комедия В. Корш-Саблина с музыкой И. Дунаевского. Полная светлого жизнеутверждения и чуть тронутая сантиментом, лирическая и бытовая. В ней рассказывалось о заводской молодежи, о дружбе и любви. Были в ней молодые инженеры Гриша, Леша и Шурочка. Знакомились мы с ними в воскресенье в парке. Потом Гриша провожал Шурочку домой, и мы узнавали, что они любят друг друга. А еще потом - Шура усыновляла маленького Феликса, сына умершей сестры, выдавала его за собственного ребенка, что приводило к ссоре с Гришей. Кончался фильм тем, что Леша, давно и тайно любивший Шурочку, добивался ее взаимности, а Феликс с удовольствием называл его папой.


Героев играли И. Переверзев и В. Чобур, а героиню Шурочку - совсем юная дебютантка, ученица А. Таирова, окончившая Московское городское театральное училище, Лидия Смирнова.
Казалось, будто ее Шурочка вошла в фильм прямо с улицы, принеся с собой ритм жизни шумной городской толпы, свободную праздничную раскованность, веселый задор спортплощадок. И это роднило героиню с исполнительницей. В ней была какая-то яркая, летне-солнечная обаятельность времени, которая воспринималось сразу - как задорно-призывные песни тех лет. Ее Шуру сразу и надолго полюбили. Первая роль Л. Смирновой не затерялась в ряду других образов фильмов 30-х годов.


Лидия Смирнова вошла в кино как актриса лирическая. Ее героини были девушками не просто взбалмошными и беспокойными, но действительно с характером. Кинематограф тех лет был занят не выяснением человеческих судеб, а созданием характера-типа, определяющего, как казалось, время.
Обаяние актрисы во многом обусловило ее успех в роли Шуры. Однако нельзя согласиться с теми, кто считал ее актерские данные решающими для успеха. Образ, пусть ограниченный лишь сферой личных переживаний, нужно было создать. На самом деле - Лидию Смирнову сформировало то же время, что и ее героинь, ее отличал тот же неиссякаемый энтузиазм, оптимизм. Ей были понятны и близки девушки-современницы. Именно в этом, на наш взгляд, есть разгадка ее удачи.


Началась война. Лидия Смирнова выступает на призывных пунктах и в первых госпиталях Москвы и Подмосковья, снимается в кино.
Шел 1942 год... На экранах демонстрировался один из первых фильмов о войне - "Парень из нашего города", созданный по мотивам одноименной повести К. Симонова. Впервые с экрана прозвучала тема "Жди меня". Она стала лейтмотивом фильма.
Смирновой - Варе предстояло Прожить десять лет экранной жизни. Надо было показать Варю восторженной влюбленной десятиклассницей и любящей женщиной, познавшей горечь бесконечных разлук, ожиданий, тревог. Вначале Смирнова подчеркивает наивность, беспечность Вари, ее девичью угловатость, робость. В конце - перед нами умудренная житейским опытом женщина, профессиональная актриса, уставший взгляд которой нет-нет да и выдаст трудность прожитых лет.
Сцена встречи Вари и Сергея в госпитале, на наш взгляд, одна из лучших в фильме. Вестибюль полон раненых. Варя поет песню "Жди меня и я вернусь". И вдруг она видит, как на носилках проносят Сергея. Испуганно смотрит Варя в сторону носилок и обрывает песню.
- Товарищи, - задыхаясь говорит Варя, - это... я сейчас. - И бежит, бежит, врывается в палату... А после встречи, разговора с Сергеем, счастливых и горестных слез Варя возвращается к бойцам и, как самым близким, сообщает, что это ее муж.
- Он жив! - Это произносится с такой верой в то, что так только и должно быть и так будет у всех! И теперь по-новому - светло, сильно, - зазвучала та же песня.
В этой сцене Смирнова играет ярко, темпераментно. Она наделяет свою Варю большой силой убедительности. Действовать так, чтобы и кинозрители поверили ее героине - не только раненые, слушающие Варю, - этого добиться было непросто. Правда, актерская задача облегчалась тем, что зрители хотели верить Смирновой: в те годы все кого-нибудь ждали, и каждое доброе слово, укрепляющее надежду, встречали с благодарностью.
В 1943 году Лидия Смирнова получила письмо от танкистов, в котором они писали, что ее портрет в роли Вари укреплен на танке, а под ним надпись: "Вперед, за Родину, за любовь Вари к Сергею!"
Сама Лидия Николаевна говорит, что роли Шуры, Вари и других своих современниц в общем-то ей было играть легко, потому что многие их мысли и чувства жили в ней самой.
Встреча с новым для актрисы характером, с новой героиней произошла в фильме "Она защищает Родину" (1943).


Смирнова должна была сыграть роль Феньки, крестьянской девушки, смешной, трогательной, влюбленной. Не состоялась до войны ее свадьба с Сенькой, не могла девушка решиться на такое, свадьба в дни великого заговенья - грех. А потом на ее землю обрушилась война, и Фенька вместе со своим возлюбленным пошла в партизанский отряд. Борьба, постоянная опасность меняют характер Фени, закаляют его. Тихая, застенчивая вначале, неловкая, с торчащими, кое-как заплетенными косичками, в больших, не по размеру сапогах - Феня постепенно становится более женственной, собранной, сильной. Смерть партизана Сеньки обрывает недолгое ее счастье.
А ведь он ее уверял, что смерти нет, что ее выдумали.
- Сеня, Сенька, Сенька! - зовет Феня, не в силах поверить, что он обманул ее. Медленно, внутренне застыв, приближается она. Садится и долго смотрит на мертвого. И только плач - тихий, протяжный, жалобный. Отчаяние в глазах сменяется ненавистью к врагам.


Актриса вспоминает, что работа с режиссером Ф. Эрмлером была необычайно интересной. Он сказал ей, что она должна непременно играть и характерные роли, что в ней есть чисто русская, народная характерность. Он работал с ней над образом Феньки, помогая раскрыться именно этой стороне ее актерской индивидуальности. Значительно позже - в фильмах "Крутые горки" (1956), "Заблудший" (1966), в спектакле Театра-студии киноактера "Суровое поле" (1963) актриса сумела использовать то, что было найдено при создании ее первого образа крестьянской женщины.


Роли, сыгранные в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы, занимают особое место в творчестве Смирновой. Они заставили особенно остро понять ответственность перед народом за свое творчество. Актриса Варя Бурмина, партизанка Фенька, участница восстановления разрушенного войной Донбасса Женя Буслаева ("Большая жизнь", вторая серия, 1946) - с ними вместе любили, ненавидели, боролись, верили, жили.


Творческая судьба актрисы складывалась благополучно - она много играла, пользовалась успехом у зрителей. В 1949 году в картине "У них есть Родина", поставленной по пьесе С. Михалкова "Я хочу домой", Смирнова сыграла роль латышской девушки Смайды - воспитательницы сиротского приюта в Западной Германии. С помощью Смайды советские офицеры разыскивают и добиваются возвращения на Родину советских детей, отправленных во время войны на чужбину.


Смайда Смирновой подчеркнуто сдержанна, медлительна, спокойна: западное воспитание, характер суховатый, замкнутый. Это Смирнова дает почувствовать во всем. Так рисуется и внешний облик Смайды: строгая, очень строгая одежда девушки, самая простая из всех послевоенных причесок, букольками, какая-то одноцветность, может быть, монотонность. Таким поначалу кажется и внутренний мир Смайды, но иногда загораются глаза и зрители успевают, кто разглядеть, кто почувствовать, грусть и человечность такую глубокую, что обнаруживается душа чуткая, страдающая. Смирнова не допустила ни одного "объясняющего" жеста, ни одной заискивающей перед зрителями улыбки. То, что шло от актрисы, было тонко и интересно. Просчеты были в несколько прямолинейной драматургии, в тексте сценария, предложенном актрисе.
За исполнение роли Смайды Лидия Николаевна Смирнова была удостоена в 1951 году звания лауреата Государственной премии.


Неожиданной для Смирновой оказалась роль Флосси в фильме "Серебристая пыль" (экранизация пьесы А. Якобсона "Шакалы"). Флосси - проститутка из бара, ложные показания которой должны были служить обвинением против негритянских парней.


Сравнивая сценарный материал роли с созданным образом, видишь меру проникновения актрисы в характер героини. Снова Смирнова идет от поисков внешнего облика, и это помогает ей чувствовать себя в роли Флосси свободно: вульгарная прическа с наколками, кричащий, претендующий на модность костюм, развязная походка, нескрываемая нагловатость в манере держаться и разговаривать.
Но вот в баре происходит разговор между Флосси и Алланом. Он убеждает ее отказаться от ложных показаний. Флосси не соглашается.
- Зачем? Мне наплевать на всех. Меня никто не любит, и я никого не люблю. Мне никого не жаль. Понятно?
Хозяин бара, боясь, что разговор Аллана с Флосси услышат, а тогда беды не оберешься, гонит девушку. Аллан останавливает хозяина.
- Вы разговариваете с женщиной, - говорит он.
И вдруг... за секунду что-то произошло с Флосси. Она как-то осеклась, обмякла, на лице появилась усталость. В глазах промелькнули любопытство и благодарность. Впервые за много лет напомнили ей, что она женщина, которую нужно уважать, и впервые за долгие месяцы защитили от грубости и презрения. И такой жалкой показалась и эта прическа с наколками, и этот костюм, и вся ее напускная бравада...


Смирнова любит и умеет работать над сложными характерами, любит яркость, контрасты, противопоставления. Это говорит о зрелости ее мастерства и о колоссальном труде, который она затрачивает при работе над ролью. Она сама так говорит об этом: "Очень сложно быть словно бы другим человеком, быть одновременно и собой и им. Это бессонные ночи, осмысление новых слов, поступков, действий. Не легче найти и внешнюю образность, облик своей героини, ее голос, жест, ее индивидуальность".
В 1957 году вышел на экраны фильм "Две жизни", поставленный по рассказу П. Нилина "Жучка" режиссером К. Воиновым. Речь идет о двух сестрах. Выписаны они на первый взгляд привычно, в известной схеме: одна положительная, другая отрицательная. Одна честно работает в колхозе, заботится о муже, воспитывает детей; другая - пристроилась в столице, прибыльно работает в торговле, "живет в свое удовольствие". Настю, которая теперь зовется Нонной Павловной, играет Смирнова. Эгоизм, стремление не утруждать себя лишними и ненужными с ее точки зрения тяготами жизни - вот моральный критерий Насти. Но за всей суетливостью, игрой Нонны Павловны в беззаботность проглядывает безысходная опустошенность и ощущение своей никчемности. Разгадывают ее и другие. Муж сестры Даши говорит: "Всего бы лучше ей называться Жучкой... Кто ее поманит, перед тем она и служит".


Остро решена в фильме сцена вечеринки, во время которой Нонна Павловна непрочь увлечь мужа сестры, бесстыдно испробовать на нем силу своих женских чар. А затем - ночной разговор с сестрой.
- Водка у тебя простая, не привыкла я к этому... Аза меня ты не беспокойся, я себя всегда найду... Государство от меня не обедняет, государство у нас богатое, - пьяно откровенничает Настя, оправдываясь перед Дашей.
Смирнова стремится не только вызвать негодование зрителя против Нонны Павловны, но и пытается объяснить драматизм существования этого человека, всей жизнью своей приговоренного к одиночеству.
В одном из интервью режиссер К. Воинов определил поставленный им фильм "Трое вышли из леса" (1959) как психологический детектив. В основе фильма не только выявление предателя, повинного в уничтожении партизанского отряда, но и разговор о доверии к людям, о вере в дружбу, в друзей.


Провалить партизанский отряд мог только предатель - это установлено. В живых осталось трое - Юлия, Павел и Сергей. Предполагают, что предатель один из двух - Павел или Сергей. Юля - ее играет Смирнова - вне подозрений, ибо она была женой командира, погибшего вместе с отрядом. В разговоре со следователем Юлия резко отвергает подозрения, падающие на друзей, с которыми она прошла войну. Иначе ведет себя Павел. Из трусости бросает он тень подозрения на Сергея. Можно посчитать уязвимым драматургическое решение конфликта. Расследуются судьбы людей. И мы чувствуем, что их уже обвинили, обвинили заранее. Юлия Смирновой протестует, она утверждает идею доверия.


Последние годы Лидия Смирнова играет самые разнохарактерные - большие и эпизодические - роли, такие, как Быкова в "Тишине", жена профессора в фильме "Это случилось в милиции", докторша в "Добро пожаловать". В них проявилось новое для зрителя: черты эксцентрики и гротеска. Она с увлечением сыграла в двух фильмах К. Воинова "Женитьба Бальзаминова" и "Дядюшкин сон". Известна история создания "Женитьбы Бальэаминова". Режиссер пригласил актеров без предварительных проб: он заранее видел каждый образ в исполнении определенного актера и хотел создать ансамбль. Смирнова получила роль свахи.


Все играли увлеченно, заинтересованно, с подъемом. Суетится сваха - Смирнова, бегает от одного к другому, интригует, соблазняет. Неуемная энергия переливается через край. Сватовство - профессия. Хоть и нелегок хлеб, но занятие уж больно по душе. Даже и сорвется дело - обидно, но не беда. А тут - удалось в конце концов, радости сколько, удовлетворения. Пришлось, правда, трудно. Попробуй приспособься то к Бальзаминову, то к купчихе-невесте. А сваха - может, должна. В общении с каждым - свой прием, свой говор, своя интонация. И вот здесь-то Смирнова и проявляет способность к острому, гротескному решению.
В "Дядюшкином сне" Смирнова играет первую даму в Мордасове - Марию Александровну Москалеву. И если в "Женитьбе Бальзаминова" была веселая буффонада, легкость и изящество, то в "Дядюшкином сне" - сарказм. И это оказывается ей под силу.


Какая же актриса Лидия Смирнова? Ответим ее же словами: "Актер проходит сквозь жизнь не холодным наблюдателем, но самым активным, действенным ее участником". В. Боровков


Лидии Николаевне повезло. Перед ней и через нее прошла целая эпоха в жизни кино, разные ее периоды - довоенный, война, время «малокартинья», подъем советского кино. Она играла с великими русскими актерами Петром Алейниковым, Николаем Крючковым, Верой Марецкой, Михаилом Жаровым. Работала с режиссерами - классиками советского кино: Львом Кулешовым, Фридрихом Эрмлером, Абрамом Роомом, Константином Воиновым и др. Многое для себя она почерпнула из встреч с легендами советского и мирового искусства Сергеем Прокофьевым, Михаилом Зощенко, Всеволодом Пудовкиным, Сергеем Эйзенштейном, Галиной Улановой. Любая эпоха, любой период времени остается в памяти зрителя прежде всего образом человека - характером и образом актера. народная артистка СССР Лидия Николаевна Смирнова - актриса нескольких поколений. Ее помнят и зрители конца 1930-х годов, ее знают и сегодняшние любители кино.


За годы творческой деятельности Лидия Смирнова сыграла десятки ролей в кино и Театре-студии киноактера. В их числе роли в фильмах: «Моя любовь» (1940), «Случай в вулкане» (1941), «Парень из нашего города» (1942), «Она защищает Родину» (1943), «Морской батальон» (1946), «Сыновья» (1946), «Новый дом» (1947), «У них есть Родина» (1950), «Донецкие шахтеры» (1951), «Серебристая пыль» (1953), «Об этом забывать нельзя» (1954), «Крутые горки» (1956), «Две жизни» (1957), «Большая жизнь» (1958), «Трое вышли из леса» (1958), «Мичман Панин» (1960), «Твои друзья» (1961), «Это случилось в милиции» (1963), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), «Секретарь обкома» (1964), «Тишина» (1964), «Женитьба Бальзаминова» (1965), «Дядюшкин сон» (1966), «Деревенский детектив» (1969), «Факир на час» (1971), «Последний форт» (1972), “Наследницы” (2001) и др. 


Лидия Смирнова - народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III степени, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Знак Почета, Дружбы, награждена многими медалями.


Актер живет среди людей, общается с ними, размышляет, наблюдает, впитывая огромное количество информации. Что-то самое интересное, острое и характерное остается в нем. Из этого лепится образ, и снова актер отдает его людям. Лидия Николаевна была необычайно деятельна и активна. Она много ездила по стране, отдавала много сил общественной деятельности. Была членом Правления Союза кинематографистов России, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России. 


Лидия Николаевна была очень увлекающимся и отзывчивым человеком, поэтому к ней часто обращались за помощью, спешили поделиться радостями и заботами. Она очень любила показывать свою коллекцию кукол в национальных одеждах, которые занимали всю стену ее квартиры в высотном доме на Котельнической набережной. Ей была совершенно чужда ненужная самореклама, она обладала редким даром объективно оценивать себя самое, относится к себе с иронией и юмором. Видимо это настоящий принцип настоящего актера, каковым она являлась. «Чем труднее роль дается, тем она больше меня привлекает» - таков был принцип Лидии Николаевны.
Скончалась 25 июля 2007 года..
http://www.biograph.ru/
http://www.russkoekino.ru/

чтобы помнили, утраты, Смирнова Лидия Николаевна, интервью, введенское кладбище

Previous post Next post
Up