ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ

Aug 27, 2008 22:57




Родился 27 августа 1930 года.

призы и награды
Лауреат Государственой премии России.
Лауреат премии мэра Москвы (2000)
Орден Почета (2000), за большие заслуги в развитии театрального искусства).


В 1952 г. окончил актерский факультет ГИТИСа (мастерская А. Лобанова, А. Гончарова, В. Вронской). С 1952-1970 гг. - актер  Московского драматического театра им. М. Ермоловой, с 1970-1985 гг. - главный режиссер, с 1990 г. - худ. рук. В 1985-1989 гг. - главный режиссер Государственного академического Малого театра.
Преподает в ГИТИСе (ныне - РАТИ), зав. кафедрой актерского мастерства, профессор (1978).


Среди театральных работ:
"Глеб Космачев" (1961, акт.), "Мать своих детей" (1963, реж.), "Моя окраина" (1969, реж.), "Разлом" (1970, реж.), "Не в свои сани не садись" (1972, реж.), "Дарю тебе жизнь" (1973, реж., акт.), "Стечение обстоятельств" (1977, реж.), "Батальоны просят огня" (1981, реж.), "Василиса Мелентьевна" (1982, реж.), "С трех до шести" (1983, реж., акт.), "На краю бездны" (1984, реж.), "Дядя Ваня" (1985, реж., акт.), "Тайны Шинонского замка" (1990, реж., акт.), "Пропавший сюжет" (1992, реж., акт.), "Измена" (1996, реж.), "Великая Екатерина" (1998, реж.), "Перекресток" (1998, реж., акт.), "Танго" (1999, реж.), "Царь Максимилиан" (2000, акт.), "Обманщики" (2003, реж.), "Невидимки" (2004, реж., акт.), "Странная книга любви" (2005, реж.), "Фотофиниш" (2006, акт.) - Театр им. Ермоловой; "Берег" (1978, реж.), "Выбор" (1982, реж.), "Игра" (1987, реж.), "Вызов" (1980, реж.), "Гости" (1988, реж.) - Малый театр.
Жена - актриса Наталья Селезнёва.
СТРАНИЦА АКТЁРА НА САЙТЕ ТЕАТРА ЕРМОЛОВОЙ
http://www.ermolova.theatre.ru/actors/andreev/


Каждый человек - загадка. Бывают загадки легкие, с заведомо предсказуемой отгадкой. А бывают непростые, особенно если встречаешься с художником, творческой личностью, не перестающей удивлять своими созданиями.
Возраст Владимира Андреева совершенно не сочетается с тем, как он выглядит, с его молодежной курткой, стремительной походкой, а главное - с обилием дел и планов.


Начал работать при Сталине, жил и творил еще при Хрущеве, при Брежневе возглавил ермолов-ский театр и получил приглашение из Малого театра, потом снова вернулся в свой театр, к тому времени больной, разъятый надвое, - его ведь тоже не миновала "лихорадка" МХАТа и Таганки. Причем позван коллективом, чтобы сыграть роль объединителя, восстановителя, врачевателя.
Владимир Андреев - большой русский артист. Народный артист СССР. Режиссер и руководитель театра. Почтительно помнящий учителей - Андрея Лобанова и Андрея Гончарова, сам уже более тридцати лет выпускающий своих учеников. Он и сегодня много ставит, много играет.


"Во все времена важно сохранять уважение к самому себе, а это значит - честно, профессионально делать свое дело, - как-то по-особенному скромно говорит Владимир Алексеевич. - Вот случилась трагедия в Беслане. Что мы с вами можем сделать? Чем я могу помочь Федеральной службе безопасности? Тем, что создал спектакль, призывающий к разуму и человечности.
Когда я переключаю телевизор с канала на канал, когда каждое мгновение льется кровь, кровь, кровь... одно насилие следует за другим, и это внедряется в сознание - это страшно! Лети приобщаются к жестокому опыту старших. Пора возвращаться к началам, к которым призывали лучшие умы.


Читаю и перечитываю тома "Русской культуры" Дмитрия Сергеевича Лихачева. И Александра Меня читаю убиенного: Если в человеке заложено человеческое начало, и он взращивает, оттачивает его, это и есть путь. Но существует категория людей с сатанинским началом, которое сидит крепко, не-исторгаемо... Бог есть любовь. Когда не хватает добра и щедрости, торжествует дьявол. Пора обратиться к разуму, к сердцу, к вере, чтобы понять, для чего ты пришел на эту землю.
В искусстве возможен любой путь, лишь бы была свечечка, лампочка, свет в конце тоннеля.
Если ты однажды был крещен и не забыл об этом, то за жизнь вырабатывается сумма правил, которым ты следуешь.


Я ответственен перед своей семьей. Я ответственен перед своим делом, перед профессией, перед своими подчиненными. А уж как это у меня получается, судить не мне и не врагам моим. Недоброжелатели, конечно же, и у меня есть. Ведь бывает неприятие биологическое. Только я стараюсь не накапливать энергию ненависти. Это очень опасно. Стараюсь накапливать другую энергию, действенного сочувствия, энергию любви. Все, что я утверждаю, отнюдь не свидетельствует об идеальности моей натуры. Я стремлюсь, ну может быть, теперь не стремлюсь, а просто иду, но уж не ползу пока - точно".
Вот мне кажется и удалось с помощью самого Владимира Алексеевича Андреева хотя бы приблизиться к разгадке его личности. Его таланта и творческого долголетия.
Анна Кузнецова
http://www.russkoekino.ru/


Андреев в Театре Ермоловой
Диалог с режиссером театра-юбиляра
Алена Карась
"Российская газета" - Центральный выпуск №4021 от 20 марта 2006 г.
Вчера премьерой спектакля "Фотофиниш" по пьесе Питера Устинова московский Театр им. Ермоловой отметил свое 80-летие. Его художественный руководитель, народный артист СССР Владимир Андреев, на пять лет младше возглавляемого им театра. По сути, вся его творческая жизнь связана именно с ним. Мы встретились накануне юбилея, чтобы поговорить об этом долгом союзе.
Российская газета: Владимир Алексеевич, вы прошли с театром почти все его основные этапы: вы впервые пришли сюда, когда театром руководил Андрей Михайлович Лобанов.
Владимир Андреев: В Театре им. Ермоловой работали многие. Он был образован из студии им. Ермоловой и студии под управлением Николая Хмелева, великого мхатовского актера. В нем работала и Мария Осиповна Кнебель, внесшая большой вклад в то, чтобы эти два коллектива соединились. Лобанова Хмелев пригласил в 1939 году, если мне не изменяет память, для постановки "Времени и семьи Конвей" Пристли, спектакля, который вошел в историю театра. После этого и развернулась лобановская эпопея.
У него были разные периоды и в жизни, и в творчестве. Лобанов часто ставил прекрасные спектакли по произведениям не самых прекрасных авторов, например, "Не далеко от Сталинграда" Сурова. Но были у него и чудесные "Дачники" Горького, и "Спутники" Пановой, он много помогал рождению "Пушкина" с Якутом в заглавной роли. Что было в Лобанове совершенно удивительно - он нес в себе все черты чеховского интеллигента. Он был застенчив, раздражался редко, хотя поводов было тьма: партком его здорово трепал в свое время - чуть ли не ночами занимались его морально-нравственным обликом. Педагогом он был удивительным. Показывал здорово и в театре, и в ГИТИСе. Эти показы забыть невозможно.
РГ: Часто бывает, что ученик перенимает у учителя прежде всего интонацию. Кажется, что и ваша мягкая интонация - от Андрея Михайловича.
Андреев: Я часто об этом размышляю. Есть какие-то свойства, качества, присутствующие в самих театральных стенах, в их атмосфере, которые переходят к новым поколениям. В свое время один известный писатель сказал: "Я люблю ваш негромкий, но культурный театр". Мы, например, до сих пор так и не научились заниматься "пиаром". Сегодня надо кричать, надо захваливать самих себя. А это стыдновато.
РГ: Вы много ставили социальных спектаклей, но, кажется, вам всегда было ближе частное измерение человеческого существования, человек в отношениях с собой и близкими.
Андреев: Знаете, и когда я ставил спектакли открыто-социальные, я больше интересовался проблемой отношений: соединения любящих или развалов, расколов. Был такой удивительный автор - Борис Лавренев. В свое время я ставил его "Разлом" именно об этом - о семейном разладе на фоне разлома страны. Ведь сегодня эти отношения иногда доходят до смертоубийства... До сих пор я вспоминаю фразу Лавренева: "Довели народ до неистовства и теперь расплачиваются за это". Иногда смотришь новости и думаешь: те, кто ведет нас сегодня, кто "владеет" нами, задумываются ли о том, как накапливается русский бунт, "бессмысленный и беспощадный"?
Я всегда так называемые гражданские вещи ставил с сердечным прицелом, и судьбы, отношения людей выходили на первый план.
РГ: Не случайно, именно вы в 70-е годы открыли Александра Вампилова, одного из самых крупных драматических писателей советского периода. Как произошла ваша встреча?
Андреев: У нас был легендарный московский завлит, Елена Леонидовна Якушкина. Она блистательно знала языки, переводила с французского, немецкого. Когда я сердился на нее и говорил, что у нас опять нет пьес к какому-то важному юбилею, она грустно смотрела на меня, а через несколько дней что-то приносила со словами: "Ну, мне кажется, что это может быть прилично". Она, будучи аристократкой, отрицавшей строительство нового общества на нашей земле, находила для себя и для нас не совсем или вовсе непостыдные вещи.
Елена Леонидовна и привела к нам Вампилова. "Старший сын", "Прошлым летом в Чулимске", потом "Утиная охота", "Стечение обстоятельств" по миниатюрам и неоконченной, прекрасной пьесе "Несравненный Наконечников".
РГ: Кто еще относится к вашим главным, важнейшим встречам?
Андреев: Одно имя необходимо назвать. Это Виктор Петрович Астафьев. Он часто писал мне письма, почти эссе, иногда хулиганские, иногда полные лиризма, иногда - красивой печали. Он с горькой иронией писал о Москве. И когда вышла его книга "Посох памяти", я с изумлением обнаружил там эссе о вашем покорном слуге.
Я уж почти прожил жизнь, а эти люди не уходят из памяти. Не уходит из памяти Константин Симонов. Я его узнал как человека удивительно невеселого, грустного. Он предложил инсценировку своего "Последнего лета" Ермоловскому театру, и в ней Иван Иванович Соловьев прекрасно играл Серпилина. Уже после того в фильме его грандиозно сыграл Анатолий Папанов, мой любимый артист, которого я уговорил преподавать в ГИТИСе. Он оказался удивительным педагогом - добрым и чутким, и после того, как он выпустил Монгольскую студию, он собрался набирать русский курс. И тут его не стало.
РГ: Вы где-то сказали, что, несмотря ни на что, вы продолжаете верить в театр, его будущее.
Андреев: Если отнимется у меня возможность работать в театре, я окончательно перейду черту жизни. И я не один такой.


РГ: Сегодня мы живем в стране, где пролегла пропасть между поколениями. Мы точно жители двух планет - те, кто что-то помнят, и те, кто вырос в стране без прошлого. Как вы ощущаете это время?
Андреев: Весь ХХ век мы разрушали до основанья, а потом пытались вновь восстановить. Я до сих пор, сердцем посветлев, вспоминаю свою первую учительницу Варвару Николаевну Рыжову, и Андрея Михайловича Лобанова, и Андрея Гончарова, с которым я сделал Голубкова в "Беге" и про которого Елена Сергеевна Булгакова сказала прекрасные слова. Для того чтобы быть современным, важно видеть, сострадать, любить, защищать то, что ты любишь.
РГ: Вам не хочется вернуться к социально активному театру?
Андреев: Очень не хочется трепыхаться. Раз мы лоб крестим, то и жить надо пытаться, не подличая. Как говорит мой герой в "Фотофинише": "Вот если на закате жизни вдруг взять, да собрать последние силы и поднатужиться. И тогда и ощутишь вдруг радость, а не страх подхода к финишной черте".
http://www.rg.ru/2006/03/20/andreev.html


Владимир Андреев в программе "От первого лица"
Гость программы - народный артист Советского Союза, главный режиссер и художественный руководитель Московского драматического театра имени Ермоловой Владимир Алексеевич Андреев.
- У вас еще множество должностей и заслуг: заведуете кафедрой в Российской академии театрального искусства, которую многие больше знают как ГИТИС; профессор, ставите спектакли не только в России, но и за рубежом; снялись в сорока фильмах и очень много играете в своем театре имени Ермоловой. Сколько лет вы в этом театре?
АНДРЕЕВ: В театр я пришел еще будучи студентом; меня пригласил один из моих главных учителей Андрей Михайлович Лобанов, и уже в 52-м году я сыграл первую роль на ермоловской сцене. Надо сказать, что я пришел в театр из любви к своим учителям, Андрею Михайловичу Лобанову и его верному соратнику и помощнику Андрею Александровичу Гончарову, который тоже работал в Ермоловском театре, и это, скажу правду, меня и поманило в первую очередь.


- В этом году вы отметили юбилей: вам исполнилось 75 лет. Однако в вас колоссальное количество сил и положительной энергии, а это, наверное, очень важно и для актера, и для режиссера, человека, который находится в постоянном контакте с очень непростыми людьми - артистами.
АНДРЕЕВ: Наверное, это очень важно сейчас, именно в моем возрастном цензе. Давид Самойлов однажды написал: "О, как я поздно понял, зачем я существую,// Зачем гоняет сердце по жилам кровь живую, // И что порой напрасно давал страстям улечься, // И что нельзя беречься, и что нельзя беречься..." А жизнь каждый день подсказывает те или иные задачи и загадки, которые надо решать. Надо жить, вот и живешь...
- Недавно на сцене Театра имени Ермоловой состоялась премьера, - это ваш бенефис, спектакль по пьесе английского драматурга русского происхождения Питера Устинова "Фотофиниш"; судьба и жизнь одного человека в четырех возрастах: 75-ти, 60-ти, 40-ка и 20-летнем. Вы играете старшего, а ваши партнеры - соответствующие возрастные роли. Помимо того что в спектакле масса смешного, веселого и грустного, в нем явственно прослеживается философская основа. Если бы каждый человек имел возможность совместить в фотофинише разные периоды своей жизни! Должен ли человек сожалеть о том, что он чего-то в жизни не сделал, в чем-то поступил не так? И если бы вам была предоставлена возможность - вернуться на 20-40 лет назад?
АНДРЕЕВ: Скажу не лукавя: я бы не хотел остаться в другом возрастном измерении, - двадцать ли, тридцать лет назад. Меня устраивает мое сегодняшнее положение 75-летнего человека. Была такая удивительная женщина, прекрасный педагог - Мария Иосифовна Кнебель; она говорила, что иногда встречаешь молодого человека, а у него из глаз уходит энергия жизни... Мария Иосифовна сама была человеком мудрым, очень деятельным, озорным, и ее взгляд был иногда веселым, иногда - гневным, и она даже в позднем возрасте излучала ту самую энергию жизни. Поэтому для меня важно, не сколько лет человеку, а сколько выражает его душа через его глаза, каков его запас энергии, желания существовать и действовать. Ну и добиваться желаемого...


- Недавно на сцене вашего театра зрители могли увидеть спектакль по пьесе Леонида Зорина "Перекресток". Там вы играли с Элиной Авраамовной Быстрицкой; это как бы продолжение пьесы "Варшавская мелодия", которую зрители старшего поколения прекрасно помнят. Ее играли на сцене Театра имени Вахтангова Ульянов и Борисова, ее ставили во многих театрах Советского Союза. Итак, герои "Варшавской мелодии" встречаются уже в очень зрелом возрасте, и - увы - расходятся. Вы о многом в жизни жалеете?
АНДРЕЕВ: Можно было бы сказать коротко: не жалею, не зову, не плачу... Наверное, опасно задумываться; важнее думать о той финишной прямой, о монологе под занавес, который уже идет, и этот занавес может либо захлопнуться, либо опускаться медленно. Наверное, важнее думать об этом, а вернее, это чувствовать. Наверное, о чем-то сожалею, но жизнь сегодня ставит так много задач, - и довольно крупных, и маленьких, - что на жалость к самому себе отвлекаться бессмысленно. Или задумываться о том, что "...живут в разлуке бессердечной // Женщины, которых я любил..."
Нет: важно то, что сегодня рядом с тобой, твои близкие, что доставляют тебе радость, а порой и не только, необходимость вместе решать непростые задачи, - и жизненные, и, как принято говорить, духовного, смыслового порядка. Поэтому чего уж там жалеть! Ошибки были, дай Бог, чтобы их сегодня было меньше, потому что преодолевать их будет уже не так просто, как в иные времена, когда не особенно об этом задумываешься. А ведь приходит необходимость не только думать, но еще и чувствовать, что не всегда просто, зато интересно...
http://www.radiorus.ru/


Владимир Андреев,
профессор РАТИ (ГИТИС)
На «Мерседесах»
- Одни абитуриенты приезжают с охранниками на «Мерседесах» и своеобразно настроены на восприятие педагога и урока. Зачастую, но не всегда. Есть очень пытливые и скромные люди, рожденные родителями с достатком.
Приезжающие из провинции порою значительно интереснее, чем москвичи. Вдруг откуда-нибудь из Углича приезжает человек, и это не дитя в лаптях, но человек, который еще не разучен слышать, как вода журчит, что важно любому, в том числе и современному человеку. В нем есть нежность к ближнему, к тем, кто проводил его в Москву. Я говорю не абстрактно, перед глазами конкретные люди. Например, один мальчишка угрохал автомобиль в ночной гонке, утром приходит, и страдания на лице не написаны. Родители уже обещали купить другую. А рядом существует девушка, приехавшая из большого города на Волге, которая в своем рвении освоить танец вдруг падает в обморок. Приезжают врачи и говорят: «Это, вероятно, недоедание». У таких, как она, желание оправдать свой приезд в Москву и освоить профессию подчас сильнее. Это к вопросу об абитуриентах. Но не думайте, что говорю так обо всех. Это было бы неверно, просто нечестно.


Девочки интереснее
- Сейчас девочки интереснее, я бы сказал, всем своим существом сильнее мальчиков. И в освоении профессии, в стремлении постичь, понять, попробовать. И возникают полусмешные, полусерьезные мысли: «А может, это все-таки постепенное наступление матриархата?»
Существует такое понятие, как «подсознание», которое имеет отношение к педагогике и к набору. Хмелёв говорил: «Я могу ошибиться, но я всякий раз с предельным вниманием, серьезом, надеждой отношусь к впервые появившемуся и приходящему». Иногда хочется как-то совершенно по-другому начать знакомство с абитуриентом, с помощью твоего какого-то не очень осознанного душевного движения, которое, может, откроет то, что не было запрограммировано ни тобой, ни этим человеком. Мне кажется, что этими свойствами должен обладать человек, который однажды кинулся в эту странную и не очень выгодную профессию театрального педагога.


Читать сегодня
- Обычно читают Бунина, обязательно монолог Липочки, Лермонтова, Пушкина, а Пушкина читать непросто. Басни, как правило, читают плохо, потому что начинают ломаться. Кто же им подскажет, что это про людей? Несколько лет назад вышел парень в очках и начал читать басню, которая должна была быть очень смешной, а он читал ее через призму своих ощущений, настроений и забот, а может, печали, и я себе сказал: «Вот как сегодня надо басню читать!» Не только Лафонтена, но и Крылова, а может - даже Михалкова. Иногда в сотый раз выходят и читают лирическое произведение или стихи в прозе Тургенева. И вдруг выйдет кто-то из маленького городка и так скажет про щи «так они же соленые», что ты почувствуешь, что этому человечку что-то такое понятно о бедности.
Сегодня театр широко пользуется пластическими возможностями, и приходится обращать внимание, как говорил Вампилов, «не изболели ли шарниры» у абитуриентов. Но Андрей Александрович Гончаров считал, что не нужно выжимать из человека то, на что он не очень способен. Он призывал педагогов по сценическому движению разрабатывать возможности индивидуальности каждого. Это удивительно точно. В чем он будет интересен в будущем, то развивать и надо.
 http://stanislavsky.ng.ru/


роли в кино
2009 Третьего не дано (Россия, Украина)  ::  начальник штаба
2008 Продолжение следует (Россия, Украина)
2008 Принцесса цирка  ::  Павел
2007 Срочно в номер  ::  Директор выставки
фильм "Гнев богини"
2007 Аферисты (Россия, Украина)  ::  Павел Сергеевич
отец Антона, в прошлом артист
2006 Девять жизней Нестора Махно  ::  Фома Кожин
[с.6-12]
2005 Сволочи  ::  Кот взрослый
2005 За все тебя благодарю (Украина)
2003 Юбилей прокурора
2002 Улыбка Мелометы  ::  дядя Любаши
2002 Стрела любви
2001 На полпути в Париж  ::  Матвей Терентьевич Данилов
2001 Горе-злосчастье
2000 Пат, или игра королей (телеспектакль)  ::  Франц
1998 Ультиматум
1992 Три дня вне закона
1992 Тишина  ::  Мукомолов
Фёдор Фёдорович, талантливый художник
1990 Чернов
1989 Сувенир для прокурора  ::  Сергей Федорович
партийный босс
1988 Радости земные
1987 Случай из газетной практики
1987 Джамайка  ::  Беспалов
1985 Поклонись до земли
1984 Хроника одного лета  ::  Колесников
1983 Прости меня, Алеша  ::  отец Алеши
1982 Повесть о молодых супругах (телеспектакль)  ::  Никанор Никанорович
1981 Синдикат-2  ::  Леонид Данилович Шешеня
1981 Право руководить
1981 Охотник (телеспектакль)
1977 Гонки без финиша  ::  Андрей Тарасович
1974 Дарю тебе жизнь (телеспектакль)  ::  Саттаров  ::  главная роль
1972 Теория невероятности (телеспектакль)  ::  Аносов  ::  главная роль
1970 Спорт, спорт, спорт
1968 Калиф-Аист  ::  Калиф  ::  главная роль
1968 Встречи на рассвете  ::  Цугурик
1967 Четыре страницы одной молодой жизни  ::  эпизод
1966 Сказка о царе Салтане  ::  царь Салтан  ::  главная роль
1964 Голубая чашка  ::  эпизод
1963 Тишина
1961 Битва в пути  ::  Володя Бугров
1960 Мост перейти нельзя
1960 До будущей весны  ::  Василий
1959 Жестокость  ::  Узелков
1957 Ночной патруль  ::  Алексей Никифоров
Сын бухгалтера Никифоров, преодолев свои немногочисленные слабости и раскаявшись в совершенных ошибках, безутешно рыдает над постигшем его горем.
"У шофера руки всегда чистые: он их бензинчиком моет."
"Даже кружку пива нельзя выпить? Я же не виноват, что от него такой запах! Пивовары об этом не думают, а я отвечай!"
1956 Человек родился  ::  Виталий
отец Надиного ребёнка
1955 Доброе утро  ::  Митя Ласточкин
экскаваторщик
1954 Верные друзья  ::  комсомолец
(в титрах не указан)
"Надо спасать табун!"
1954 Аттестат зрелости  ::  Юрка
одноклассник
Режиссер
2000 Пат, или игра королей (телеспектакль)
1985 Деньги для Марии (телеспектакль)
1982 Повесть о молодых супругах (телеспектакль)
1980 Берег (телеспектакль)
1979 Горное гнездо (телеспектакль)
1977 Разлом (телеспектакль)
1975 Прошлым летом в Чулимске (телеспектакль)
1974 Дарю тебе жизнь (телеспектакль)
1972 Не в свои сани не садись (телеспектакль)
1971 Клоун
1969 Всегда на марше (телеспектакль)
Сценарист
1982 Повесть о молодых супругах (телеспектакль)


 

Андреев Владимир Алексеевич, Селезнева Наталья Игоревна, ГИТИС, интервью, театр ермоловой

Previous post Next post
Up