13.08.1907, Санкт-Петербург - 20.01.1997, Москва
Народная артистка СССР (1950)
Лауреат Сталинской премии СССР (1941, за роль Аграфены Шумилиной в фильме «Учитель»)
Лауреат Государственной премии СССР (1947, за участие в фильме «Клятва»)
Герой Социалистического Труда (1982)
Тамара Макарова родилась 13 августа 1907 года в Санкт-Петербурге в семье военного врача. В связи с этим ее детство протекало в романтической атмосфере русских военных традиций. Все изменилось после революции. Октябрь 1917 года принес в их семью гибель отца и тяжелое материальное положение. Тем не менее, Тамара и в этих условиях продолжала учиться в школе и одновременно заниматься в балетной студии (на этом поприще девочка подавала большие надежды).
В 14-летнем возрасте Тамара Макарова, увлеченная театром, создала собственную труппу, собрав соседских ребят. Очень скоро дворовый театр уже радовал окрестных жителей своими спектаклями, а чуть позже районный отдел народного образования зарегистрировал их. Ребята даже стали получать за свои выступления хлебный паек.
В 1924 году Тамара Макарова окончила трудовую школу и поступила в актерскую мастерскую Форрегера - МАСТАФОР. Именно здесь она впервые встретилась с Сергеем Герасимовым, будущим блестящим кинорежиссером и ее мужем. Герасимов обратил внимание на начинающую актрису во время ее выступления - Макарова танцевала чарльстон в эстрадной миниатюре «Модистка и лифтер». Тогда их отношения ни во что серьезное не вылились.
Новая встреча Макаровой и Герасимова произошла в 1926 году на съемках фильма «Чужой пиджак». А попала Тамара Макарова в эту картину случайно. Однажды она проходила мимо «Ленфильма», и ее остановила ассистентка режиссеров Г. Козинцева и Л. Трауберга с традиционным вопросом: «Не хотите ли сняться в кино?» Тамара естественно согласилась.
В картине, ставшей для Макаровой дебютом в кино, она сыграла роль машинистки. Ее героиня была настоящей женщиной-вамп, соблазняющей всех вокруг. Сергей Герасимов же снялся в роли агента Скальковского. Именно тогда между ними вспыхнула любовь, а спустя год Макарова и Герасимов сыграли свадьбу.
В 1927 году Тамара Макарова по совету мужа поступила учиться на киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств, который вскоре был преобразован в институт. А Сергей Герасимов решил заняться режиссурой, его взял к себе в ассистенты Г. Козинцев.
В 1930 году Тамара Макарова окончила институт и уже в этом же году снялась в драме Владимира Шмидтгофа «Счастливый Кент». Спустя некоторое время последовали ее работы в картинах «Дезертир» Всеволода Пудовкина и «Конвейер смерти» Ивана Пырьева.
К этому периоду относятся и первые режиссерские работы Сергея Герасимова. В 1930 году вышла его комедия «Двадцать два несчастья», в которой снялись Софья Магарилл и Янина Жеймо (картина, к сожалению, не сохранилась). Затем Герасимов снял бытовую драму «Лес», в которой выступил так же и в роли автора сценария. А в 1933 году он впервые снял в своей картине Тамару Макарову. Она сыграла главную роль в фильме «Люблю ли тебя?».
В 1935 году Сергей Герасимов приступил к съемкам фильма «Семеро смелых», рассказывающем о стойкости и смелости молодых полярников, отправившихся на Крайний Север на поиски олова. Сценаристом картины выступил молодой писатель Юрий Герман, для которого это была первая работа в кино. На главные роли Герасимов пригласил Олега Жакова, Петра Алейникова и Тамару Макарову. Съемочная группа много ездила во время съемок в экспедиции, стремясь воссоздать реальную среду происходящих в фильме событий. Актеры поднимались на ледники Эльбруса, жили на островах Баренцова моря среди непуганых птиц, осваивали лыжный и парашютный спорт в Хибинах.
Фильм вышел на экраны в 1936 году и имел оглушительный успех у зрителей. Этому способствовали и блестящие актерские работы, и то, что Герасимову в этой картине удалось соединить достижения немого кино с возможностями звукового кино.
Тамаре Макаровой (как и Петру Алейникову с Олегом Жаковым) фильм «Семеро смелых» принес сумасшедшую популярность. Воодушевленный успехом Герасимов начинает снимать фильмы один за другим, и во всех главные роли исполняет Тамара Макарова. В 1938 году выходит оптимистическая драма «Комсомольск» (о строительстве на берегах Амура нового города), в 1939 году - киноповесть «Учитель».
В «Учителе» Тамара Макарова очень ярко сыграла роль Аграфены Шумилиной. Спустя два года ее работа была отмечена Сталинской премией.
Следующей совместной работой Тамары Макаровой и Сергея Герасимова была картина «Маскарад». Макаровой в ней естественно отводилась роль Нины, а Арбенина сыграл известный актер Николай Мордвинов. Тамара Макарова вспоминала: «Эта картина оставила во мне глубокий след. Я и не подозревала, что способна играть трагедию. А потом и сам фильм сопровождался трагическими житейскими и социальными обстоятельствами. Что-то обязательно случалось вокруг премьерных показов "Маскарада" - на сцене и в кино. Мистика витает рядом с Лермонтовым».
Съемки фильма начались весной 1941 года и были закончены в рекордные сроки - в ночь на 22 июня. А наутро создатели картины узнали о начале Великой Отечественной войны…
С началом войны Тамара Макарова и Сергей Герасимов не спешили покидать Ленинград. Макарова принимала активное участие в обороне города - работала инструктором в Политуправлении фронта, сандружинницей в одном из госпиталей, медсестрой.
В 1942 году Сергей Герасимов совместно с Михаилом Калатозовым сняли фильм о защитниках Ленинграда - драму «Непобедимые». Тамара Макарова вновь сыграла одну из главных ролей - инженера с Ижорского завода.
В 1943 году супруги эвакуировались в Ташкент, где в то время находился весь цвет кинематографического искусства Советского Союза. Именно там в их семье появился сын. Правда, не родной (детей у Тамары Макаровой так и не было), а приемный. Дело в том, что родную сестру Макаровой репрессировали вслед за мужем, и их сын Артур остался один. Вот тогда Тамара Макарова с согласия мужа и решила его усыновить. Фамилию Артур взял от приемной мамы, а отчество - от приемного отца.
До конца войны Сергей Герасимов снял еще одну картину - драму «Большая земля», посвященную подвигу советских людей в глубоком тылу. Тамара Макарова сыграла в ней главную роль Анны Свиридовой - простой деревенской труженицы, вставшей к станку на заводе вместо мужа-фронтовика. По мнению большинства кинокритиков, это была одна из лучших ролей актрисы в 40-50-е годы. В этой картине вместе в ней снялись такие звезды отечественного кино, как Петр Алейников, Марк Бернес, Вера Алтайская и другие.
Первой послевоенной работой Тамары Макаровой стала роль Хозяйки Медной горы в киносказке режиссера Александра Птушко «Каменный цветок». Главную мужскую роль в фильме сыграл Владимир Дружников. В 1946 году эта картина заняла первое место в прокате, собрав 23 миллиона зрителей.
В том же году «Каменный цветок» получил премию жюри на международном кинофестивале в Канне. В составе нашей делегации была и Тамара Макарова. В Италии один из американских продюсеров, восхищенный игрой русской актрисы, предложил ей сыграть Анну Каренину в экранизации бессмертного произведения Льва Толстого. Однако в те годы для советских актеров путь на Запад был закрыт. С мечтой сыграть Анну Каренину пришлось распрощаться, о чем Тамара Федоровна впоследствии вспоминала с сожалением.
1946 год для Макаровой стал знаменателен и тем, что она получила свою вторую Сталинскую премию. Так высоко была оценена ее работа в откровенно пропагандистской пафосной драме «Клятва».
В 1947-48 годах Тамара Макарова снялась сразу в нескольких картинах: героической драме ее мужа Сергея Герасимова «Молодая гвардия», драме Сергея Юткевича, Всеволода Пудовкина и Александра Птушко «Три встречи», героической драме Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» и детской картине Ильи Фрэза «Первоклассница».
В «Первокласснице» Тамара Макарова сыграла учительницу, а главную детскую роль исполнила юная Наталья Защипина. Фильм получился неплохим, но уж через чур образцовым (что, собственно говоря, не удивительно для того времени). Соответственно и героиня Тамары Макаровой выглядела в картине очень правильной - мудрой и чуткой.
О картине «Молодая гвардия», вышедшей на экраны в 1948 году стоит рассказать отдельно. Дело в том, что с 1945 года Тамара Макарова занялась преподавательской деятельностью во ВГИКе. На их совместном с Сергеем Герасимовым курсе учились студенты, ставшие впоследствии замечательными актерами. Вот их-то (а также других молодых ВГИКовцев) Герасимов и решил определить на главные роли в свою будущую картину.
Прежде чем приступать к съемкам «Молодой гвардии» Герасимов поставил спектакль на сцене Театра-студии киноактера, где и обкатал молодых актеров. Сергей Гурзо появился в образе Сергея Тюленина, Инна Макарова сыграла Любовь Шевцову, Людмила Шагалова - Валю Борц, Вячеслав Тихонов - Володю Осьмухина и т.д. Тамаре Макаровой Герасимов отвел роль Елены Николаевны Кошевой, матери знаменитого краснодонца Олега Кошевого.
Процесс создания фильма был нелегким - картина неоднократно подвергалась переделкам. В 1948 году «Молодая гвардия» наконец вышла на экраны, где ее ждал огромный зрительский успех. Фильм стал настоящим памятником юным героям войны, а имена молодогвардейцев вошли в сознание поколений.
Не обошла вниманием картину и официальная власть. В 1949 году «Молодая гвардия» была удостоена Сталинской премии. А через год Макарова и Герасимов получили еще одну награду - звания народных артистов СССР.
В последующие годы Тамара Макарова снималась гораздо реже. В 50-е годы она появлялась в главных ролях в оптимистической драме ее мужа Сергея Герасимова «Сельский врач», драме Яна Фрида «Дорога правды» и героической киноповести Татьяны Лиозновой «Память сердца». Однако эти картины большого успеха не имели.
В 70-е - 80-е годы Макарова снималась преимущественно в фильмах своего мужа. Стоит отметить ее роли в киноромане «Люди и звери» (врач Анна Андреевна), социальной мелодраме «Журналист», мелодраме «Дочки-Матери» (Елена Алексеевна Васильева), исторических драмах «В начале славных дел» и «Юность Петра» (Наталья Кирилловна, мать Петра).
Все эти годы Тамара Федоровна преподавала во ВГИКе (в 1968 году она стала профессором). Среди ее учеников такие известные актеры, как: Наталья Аринбасарова, Наталья Белохвостикова, Жанна Болотова, Наталья Бондарчук, Сергей Бондарчук, Наталья Гвоздикова, Людмила Гурченко, Николай Еременко-мл., Дилором Камбарова, Зинаида Кириенко, Алла Ларионова, Марина Левтова, Клара Лучко, Наталья Фатеева, Лидия Федосеева-Шукшина и многие-многие другие.
В 1984 году Сергей Герасимов поставил биографический фильм «Лев Толстой», рассказывающий о последних днях жизни великого русского писателя. Роль гения и бунтаря, писателя, философа, моралиста, «мужицкого графа» Льва Николаевича Толстого сыграл сам Герасимов, а его жену, Софью Андреевну, - Тамара Макарова. Замечательный фильм сопровождала музыка Листа, Шопена, Рахманинова. В том же 1984 году картина была удостоена приза «Хрустальный глобус» на международном кинофестивале в городе Карловы Вары.
Этот фильм оказался последней работой, как Сергея Герасимова, так и Тамары Макаровой. 28 ноября 1985 года Сергей Аполлинариевич скончался. Тамара Федоровна до конца своих дней больше в кино не снималась.
В последние годы своей жизни Макарова мало появлялась на публике. В мае 1995 года, к 90-летию Сергея Герасимова, она выпустила книгу воспоминаний «Послесловие». Умерла Тамара Федоровна в 1997 году.
Приемный сын Герасимова и Макаровой Артур Макаров стал киносценаристом. По его сценариям были поставлены: знаменитый детский приключенческий фильм «Новые приключения Неуловимых» (совместно с Эдмондом Кеосаяном), детективы «Золотая мина» и «Колье Шарлотты», приключенческая лента «Пароль «Отель Регина» и другие картины. На 64-м году жизни Артур Макаров погиб при загадочных обстоятельствах. Его нашли в собственной квартире связанным с кинжалом в груди. Виновников смерти следствие не установило…
Игорь BIN
http://www.rusactors.ru/ ССЫЛКИ
Разное
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&text_element_id=1302 роли в кино
1984 Лев Толстой :: Софья Андреевна Толстая :: главная роль
1980 Юность Петра :: Наталья Кирилловна :: главная роль
мать Петра
1980 В начале славных дел :: Наталья Кирилловна :: главная роль
мать Петра
1974 Петр Мартынович и годы большой жизни
1974 Дочки-матери :: Елена Алексеевна Васильева :: главная роль
Она, с ее вечными заботами о близких, с глубоко запрятанной тревогой за "невезучего" мужа, балованных дочек, принимает к сердцу боль, обиду чужой, незнакомой девочки из Свердловска. Собственные неурядицы не заслоняют от нее мира. Она не сосредоточена на личных переживаниях, не поддается настроениям, не дает им поработить себя. А потому у нее всегда есть время и силы для других людей.
1972 Любить человека :: Александра Васильева Петрушкова
главный архитектор
1967 Журналист :: Ольга Сергеевна Панина
- К жестоким потрясениям в искусстве можно привыкнуть и потребовать еще более жестоких потрясений - до помрачения рассудка. Что же тогда станет с человеком, какой спрос с безрассудных?
1962 Люди и звери :: Анна Андреевна Соболева :: главная роль
мать Тани
1961 Будни и праздники :: Тамара Макарова
1958 Память сердца :: Екатерина Ивановна Федотова :: главная роль
деревенская учительница
1956 Дорога правды :: Соболева
1951 Сельский врач :: Татьяна Казакова :: главная роль
1948 Три встречи :: Олимпиада Самосеева
1948 Повесть о настоящем человеке :: Клавдия Михайловна
Медсестра. Роль негромкая, скромная, всего несколько эпизодов, в которых у актрисы одна задача: быть исполнительной и незаметной, как и подобает истинной медицинской сестре.
Тихая, ясная, точно освещенная изнутри, Клавдия ихайловна - само олицетворенное милосердие.
1948 Первоклассница :: Анна Ивановна :: главная роль
учительница
1948 Молодая гвардия :: Елена Кошевая :: главная роль
мать Олега
1946 Клятва :: Ксения
1946 Каменный цветок :: Хозяйка Медной горы
"Ну что, Данила-мастер, не вышла у тебя чаша по Катькиному цветку?"
1944 Большая земля :: Анна Свиридова
1942 Непобедимые :: Настя Ковалёва
инженер с Ижорского завода
1941 Маскарад :: Нина Арбенина :: главная роль
1939 Учитель :: Аграфена Шумилина :: главная роль
Груня Шумилина - это скромность, достоинство, теплота, ибо сколько ни говори о них, всегда они будут внове, если говорить о них всерьез, от полноты души, от щедрости сердца.
1938 Комсомольск :: Наташа Соловьёва :: главная роль
Когда она без дальних слов устраивает нехитрое свое житье-бытье на суровом, негостеприимном берегу Амура, невольно думаешь, что вот такой простой, незатейливый и веселый быт укреплял мужество в строителях нового города, и вдруг понимаешь, что большая часть людей, работавших не покладая рук для нового общества, руководилась этими вот простыми практическими интересами и потому была наиболее полезными людьми того времени.
1938 Великое зарево :: Светлана
1936 Семеро смелых :: Женя Охрименко :: главная роль
Врач с полярной зимовки, молчаливая, сдержанная той сдержанностью, которая рождается от уверенности в себе, в своих силах. Для зимовщиков она меньше всего лекарь, ведь на станции никто не болеет. Но вместе с тем чувствуется, что без Жени полярники не мыслят себе зимовки. Никого она особо не выделяет, со всеми одинаково ровна, спокойна, открыта, но всем она, точно свет впотьмах, светит. Словно бы присутствие этой ясной и открытой молодой женщины напоминает зимовщикам, что где-то ждут их жены, сестры, невесты.
1934 Люблю ли тебя? :: Наталья :: главная роль
1933 Конвейер смерти :: Анни
1933 Дезертир :: Грета
газетчица
1931 Полдень :: комсомолка
1930 Счастливый Кент :: девушка из Клондайка
1929 Новый Вавилон :: эпизод
1927 Чужой пиджак :: Дудкина
Сценарист
1962 Люди и звери
1958 Память сердца