ЮРИЙ БЕЛОВ

Jul 31, 2008 21:27





31.07.1930 Ржев, Калининская область - 31.12.1991 г.
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии для актеров" за 1960 год



В 1955 году Юрий Белов окончил ВГИК (мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой) и стал актером Театра-студии киноактера.

Надежда РУМЯНЦЕВА: "Я с ним много училась. Я пришла на третий курс во ВГИК к своему же педагогу Ольге Ивановне Пыжовой из ГИТИСа. Первый человек, который меня встретил вот такой вот улыбкой - был Юра Белов. Впечатление, которое всю свою жизнь я несу о Юре - это было огромное море доброты. Потом, он был, конечно, безумно смешной и очень обаятельный человек".


Уже через год после окончания ВГИКА Юрий стал знаменит благодаря роли Гриши в "Карнавальной ночи". Затем в течение семи лет один за другим на широкий экран вышли фильмы с участием актера, которые закрепили его успех среди зрителей и сделали Юрия Белова одним из самых популярных актеров советского кино. Среди них: "Девушка без адреса" (Митя Савельев), "Неподдающиеся" (Толя Грачкин), "Алешкина любовь", "Приходите завтра" (Володя), "Королева бензоколонки".

Невозможно передать словами те теплые искренние чувства, которые переполняют душу, когда смотришь фильмы с его участием. Его героев отличали вечная улыбка, шутки, розыгрыши и потрясающее жизнелюбие. Даже в небольших, эпизодических ролях Юрий Белов излучал свет. Его героев не всегда можно было назвать "положительными" и тем более "эталонными", но бесконечное обаяние актера располагало к ним моментально.


Однако с середины 60-х годов Юрия Белова перестают приглашать на главные роли. Уже после смерти артиста журналист Владимир Мартынов поведал историю: "Юрий Белов рассказал мне историю своего перелома во взаимоотношениях с кинематографом. Это все, наверное, не достоверно, этому нет никаких фактических подтверждений, но, вот дословно, что Юрий Белов рассказал мне. "В 1964 году, когда я снимался у Эльдара Рязанова в фильме "Дайте жалобную книгу", на каком-то банкете я сказал про Никиту Сергеевича Хрущева, что его, вроде бы, скоро снимут. И потом просто приехали люди в белых халатах, один со смирительной рубашкой и увезли меня в сумасшедший дом на пол года. Причем, Хрущева, как мы знаем, действительно сняли. А потом, когда я вышел, кому я нужен. Во-первых, неблагонадежный, а во-вторых не совсем здоровый - псих, когда вокруг полно здоровых и политически грамотных" - горько рассказал мне Юрий Белов."

Теперь его уделом стали лишь роли третьего плана да короткие эпизоды, как, например дед в фильме сказке "Про Красную Шапочку". Как писал об актере журнал "ТВ-парк": "Хочется вспомнить Юрия Андреевича, человека очень доброго и очень хорошего. Как он любил море и дальние путешествия к нему на мотоцикле со своей женой Светой, какие сочинял фантастические, невероятно чудные и потешные истории! Он не держался за славу, когда она ушла от него и наступило бездействие, он любил свою работу и до последнего мечтал о ней, был застенчив и очень раним".

Леонид ФИЛАТОВ: "Судьба мало ему предлагала ролей, которые были бы замечательно выписаны, уже заранее так на бумаге был бы прогнозируемый успех этих ролей. Он их делал сам. И, может быть поэтому, он так был дорог режиссерам потому, что он из "ничего" мог сделать "что-то" за счет своего безграничного обаяния. Была такая картина Евгения Ташкова "Приходите завтра" со знаменитой Екатериной Савиновой. Но, когда говоришь о картине, разумеется, люди сразу вспоминают Екатерину Савинову, поскольку она главная героиня, Анатолия Папанова, который играет главную мужскую роль в этой картине. Но вспоминают также, непременно, и дуэт - Александр Ширвиндт и Юрий Белов. Крохотный эпизод, где двое студентов - хохмачей, как бы принимают экзамен в качестве педагогов у молоденькой абитуриентки, которую играет Екатерина Савинова".

В 80-е годы Белов практически не снимался. За целое десятилетие он появился на экранах всего лишь в четырех картинах, и везде это были эпизоды. Последний его фильм датирован 1988 годом - "Двое и одна". В нем Белов снимался уже будучи тяжело больным.


Светлана ШВАЙКО, вдова Юрия Белова: "Он однажды пригласил меня в гости, причем в восемь утра. Раздался телефонный звонок. Это было поздней осенью. Я в темноте подошла к телефону и не сразу поняла кто звонит. Оказалось это был Юра. "Приезжайте ко мне" - сказал он. "Можно через час" - ответила я. "Хорошо" - сказал он. Юра перезвонил через час, рассказал где он живет. Я поехала на троллейбусе. Приехала. Запах кофе. И больше я оттуда не уехала. Осталась навсегда с ним. Кто бы мне сказал тогда, что пройдет немного времени и ты станешь женой Юрия Белова. Как-то все в театре мы пробегали мимо. Я не думала, что он меня замечает. Потом, через несколько лет у нас родился сын. Родился слабым. Он у нас спал на балконе, мы его прозвали "Балконский". Ездили все время путешествовать на мотоцикле. Он прожил свои отроческие годы там на Курилах и всю жизнь мечтал о Японии. Он безумно любил море, океан, плавал под водой среди рыб. Это его среда…

Юрий был потрясающим рассказчиком, уникальным, можно сказать. Я не знаю, где он выдумывал, а где - нет. У него все сливалось воедино. Его педагоги Борис Владимирович Бибиков и Ольга Ивановна Пыжова, которая умерла тогда, когда я общалась с Борисом Владимировичем. Борис Владимирович говорил: "Юра может рассказать, кто жил 2000 лет тому назад, или будет жить 2000 лет вперед, по фамилиям назовет, но что будет в этой жизни он не знает. Он не от мира сего. Он странный". Это было просто приклеено к нему. Он странный".

Леонид ФИЛАТОВ: "Странный человек. Чем же он был странен, Юрий Белов. Тем, что был добр, был искренен, тем, что никому не желал зла, что никогда ни про кого не сказал ни одного дурного слова, не матерился, не сплетничал, не ставил друзьям подножку, никого не "подсиживал" в плане ролей, никому не переходил дорогу, равнодушен был к званиям и поэтому никогда их не имел. Странный человек жил среди нас по имени Юрий Белов. Странный, в особенности, по понятиям сегодняшних людей".




31 декабря 1991 года по Центральному телевидению должны были показывать "Карнавальную ночь". Обычно всегда, когда эту картину демонстрировали по ТВ, актер садился к телевизору и смотрел ее, вспоминая свою молодость. Но в тот день он ее не дождался - его сердце остановилось.

Светлана ШВАЙКО, вдова Юрия Белова: "Это произошло 31 декабря 1991 года... Похоронить его я смогла только на девятый день потому, что столько умерло за эти дни, а потом еще и за Рождество, что не было возможности. Что я хочу сказать, что ни "Мосфильм" ни Союз кинематографистов не были на похоронах".

Ни званий, ни наград, ни премий у Юрия Белова не было.
http://www.rusactors.ru/


Тридцатое декабря тысяча девятьсот девяносто первого года. Популярный актер Юрий Белов. Он же Гришка из «Карнавальной ночи», он же учитель Ищенко с «Заречной улицы», он же Митя Савельев из «Девушки без адреса», он же Слава из «Королевы бензоколонки», и Володя из «Приходите завтра», с нетерпением и трепетом ожидал завтрашний день. По телевизору, традиционно, должны были показать один из его любимых фильмов - «Карнавальная ночь». Юрий Белов не столько любил смотреть кино со своим участием, сколько вспоминать во время просмотра, как веселая и бесшабашная команда Рязанова с шутками снимала эту картину. Вспоминать те времена, когда он еще нужен был отечественному кинематографу. Он удобно устраивался в кресло перед экраном телевизора и в который раз рассказывал жене обо всех подробностях съемок популярной ленты. На следующий день, ровно в четырнадцать часов дня, Светлана Швайко, жена великого актера, включила телевизор, и, опустившись в кресло, залилась горькими слезами. До начала долгожданной ленты ее муж Юра не дожил всего несколько часов…

В институте кинематографии Юрия Белова обожествляют и ненавидят одновременно. Отличить, когда он говорит правду, а когда травит басни, за пять лет его учебы в институте не научились ни студенты, ни опытные преподаватели.

Во времена студенчества бурная фантазия Белову не мешала - одногруппники считали это и остроумным, и полезным, преподаватели уважали за талант перевоплощаться в героев выдуманных историй. И по-доброму называли Юрия чудаком. Несмотря на выдуманные им истории и жизнь в выдуманном мире, он был очень образованным человеком, настоящей энциклопедией.


Нормальное восприятие его «чудаковатости» закончится с обучением в институте. На «Мосфильме» быстро заметили выпускника ВГИК Юрия Белова и утвердили в трех лентах одновременно - «Весна на Заречной улице», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса». Ленты побили все рекорды в прокате и мгновенно сделали Белова известным актером. С этого времени режиссеры выстраиваются у очереди. Внешность актера, как ни у кого другого, подходит под типаж советского парня, которого идеологическая машина Советского Союза штамповала во всех фильмах. Простой парень из народа, в некотором роде недотепа, немного наглый, но перевоспитанный и доведенный до уровня образцового гражданина Советского Союза. Белов не отвечает отказом ни одному режиссеру. Он влюблен в кинематограф и готов положить собственное здоровье ради роли в кино. За год актер выпускает по три ленты. Популярности Белова его коллеги откровенно завидуют. В курилках шепчутся, что у актера не все благополучно с головой. И причина тому - пьянство Белова. Говорят, что Белов не выдержал испытания популярностью и начал прикладываться к бутылке. Однако Белов на реноме пьяницы и лжеца не обращает внимания. После каждого отснятого эпизода он рассказывает коллегам разные басни. Но скоро его неординарность сыграет с ним злую шутку.



Единственный человек, не считавший Белова чудаком, это его жена. Они познакомились во время учебы в институте. Ухаживать за Светланой Белов не собирался. Просто как-то позвонил в час ночи и пригласил к себе на чашечку кофе. Такое необычное предложение руки и сердца она восприняла вполне нормально.

Во время съемок «Дайте жалобную книгу» Белов ляпнул, что генсека Хрущева в этом году снимут с должности. Вечером в квартиру актера наведалась «скорая» с белой рубашкой и отвезла Белова в психиатрическую клинику. С тех пор на Белова повесили ярлык - сумасшедший...


Чтобы помнили... Юрий Белов

«ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... ЮРИЙ БЕЛОВ», Россия, (c) А/О "Старлайт-Фест", по заказу Общественного Российского Телевидения, Ren-TV, 1994, цв., 30 мин

Автор и ведущий: Леонид Филатов
Руководитель программы: Людмила Гордиенко
Режиссер: Ольга Медынская
Оператор: Владимир Титов
Ассистенты режиссера: Валентина Ковалева, Марина Зотова, Игорь Сидоров
Монтаж: Нина Белинская, Елена Вербанская, Сергей Серегин
Музыкальный редактор: Надежда Андреева
Звукорежиссеры: Николай Осипов, Лариса Назарова
Консультант: Геннадий Сухин
Директор: Елена Катаева

"...Как объяснить веселую свободу
с какой ушел он? Мертв, но не забыт:
Причастность к человеческому роду
недолгое бессмертие сулит."

Юрий Ряшенцев



ЧТОБЫ ПОМНИЛИ

Надежда Румянцева: "Его люди знают. Народ наш любит. Но, конечно, все-таки, в актере не обязательно нужно быть красивым человеком. Нужно иметь какой-то манок. Знаете, я называю это обычным словом - обаяние. Потому, что ум свой Ты не выдашь на экран. А, вот, то, что идет от твоей природы, то, что Тебе дала Земля, твоя семья, твои товарищи, окружение. Вот это, вот".

Александр Орлов: "Вот, у меня ощущение, что Он, в отличие от тех, кто, знаешь, вот в том, в нашем родном кинематографе, были людьми, которые сошли с экрана, и всячески на этом настаивали, когда я его встретил, в нем с трудом я увидел персонажей из "Неподдающихся", "Каранавальной ночи", из "Жажды" и из других фильмов. Он был совсем в жизни другой человек - такая вещь в себе..."

Леонид Филатов: "В нашей отчечественной киноимперии, которая формировалась долгие годы, были свои любимчики, свои пасынки, свои народные герои. К народным героям можно, наверное, отнести таких людей, как Сергей Гурзо, Николай Рыбников, Борис Андреев, Николай Крючков, Петр Алейников и другие. Но были, так называемые, артисты второго эшелона, которые, зачастую, были совсем не хуже чем "первачи". Но, просто, им менее везло, может быть. Так судьба распорядилась с их жизнью, что роли, которые им предлагали, были плохо выписаны - размыто, неясно, нечетко. И только отдельным людям удавалось насытить этот каркас чем-то живым, настоящим, что, действительно, в результате, на экране возникал живой человек. К таким актерам относится и Юрий Белов. Любая его картина, в особенности из первых картин, где, в общем, были какие-то объемистые роли, пусть не бог весть что, но, все-таки роли, которые требовали длительного его пребывания не экране - они все имели успех. В частности, первая его картина - "Карнавальная ночь".

Надежда Румянцева: "Я, даже, не могу сказать, что я много с ним работала, это два фильма всего. Но я с ним много училась. Я пришла на третий курс во ВГИК к своему же педагогу Ольге Ивановне Пыжовой из ГИТИСа. Первый человек, который меня встретил вот такой вот улыбкой - был Юра Белов. Впечатление, которое всю свою жизнь я несу о Юре - это было огромное море доброты. Потом, он был, конечно, безумно смешной и очень обаятельный человек. Студенты - есть студенты. И, конечно, не всегда мы приходили готовыми на свою основную учебу, когда нужно было сделать самостоятельно отрывки, или, так-сказать, нас спрашивал Борис Бибиков, о том, что мы думаем о своей роли. И мы все вот-так хватались руками и говорили: "Что же нам делать? Что же нам делать?". И Юру выпускали на ковер. И только открывал рот Борис Владимирович Бибиков, Юра говорил: "Борис Владимирович, Вы понимаете, вот у меня был такой случай. Могу ли я его, как-нибудь, вставить в эту роль. Вот я Вам его сейчас расскажу". И он начинал рассказывать просто обычный анекдот. Но, анекдот, который он превращал в целую новеллу. И урок проходил, эти два часа, в том, что мы хохотали, мы смеялись...
Все, вот, три года, что мы учились вместе, мы очень дружили. У нас - одинаково быстрое схватывание анекдотических ситуаций. Мы вместе играли в дипломном спектакле. Снялись вместе в "Неподдающихся" и в "Королеве бензоколонки". Мы с ним всегда рядом очень хорошо смотрелись. Может быть от этого Юра Чулюкин, который учился с нами тоже на параллельном режиссерском курсе во ВГИКе, может быть, он, по этому, нас с ним и взял сниматься в "Неподдающихся" вместе. Очень может быть. Хотя, "Неподдающиеся" Татьяна Сытина написала специально для меня сценарий, но партнера взял Чулюкин для меня Юру Белова. И эта картина, не смотря на то, что действительно был написан сценарий для меня, она превратилась, все-таки, в бенефис Юры Белова.
Он был счастлив от того, что у него такая хорошая роль. Хотя он уже снимался, прямо скажем, уже после "Карнавальной ночи". Но, "Неподдающиеся" для него... Он в эту картину вцепился как, не знаю, в спасательный круг, хотя, может быть, он никогда и не думал, что у него будут такие дни, когда ему надо будет спасаться от чего-то. Но, они наступают, такие дни".


Леонид Филатов: "Судьба мало ему предлагала ролей, которые были бы замечательно выписаны, уже заранее так на бумаге был бы прогнозируемый успех этих ролей. Он их делал сам. И, может быть поэтому, он так был дорог режиссерам потому, что он из "ничего" мог сделать "что-то" за счет своего безграничного обаяния. Была такая картина Евгения Ташкова "Приходите завтра" со знаменитой Екатериной Саввиновой. Но, когда говоришь о картине, разумеется, люди сразу вспоминают Екатерину Саввинову, поскольку она главная героиня, Анатолия Папанова, который играет главную мужскую роль в этой картине. Но вспоминают также, непременно, и дуэт - Александр Ширвиндт и Юрий Белов. Крохотный эпизод, где двое студентов - хохмачей, как бы принимают экзамен в качестве педагогов у молоденькой абитуриентки, которую играет Екатерина Саввинова".


Александр Ширвиндт: "Маленький эпизодик то был. Поначалу мы вроде ее приглашаем, Катю эту, абитуриентку такую, сельскую, на прослушивание, а потом мы должны были прослушивать ее. И уже с Юркой нафантазировали, как мы ее, вот как здесь, в училище, мы заводим ее и она, эта несчастная, нам как Станиславскому и Немировичу- Данченко читает басню, прозу - весь этот джентельменский набор этого кошмара приемного вечного. Но, это все ушло, а остался только этот маленький эпизодик. Но, как ни странно, он запомнился.
И вот, открытость Юркина, она была очень хороша. А партнер он был очень хороший потому, что он был нацелен на импровизационность, что было очень важно. Потом, он слушал и видел, что в кино бывает очень редко.
Это была Одесса. Очень веселое время. И жили мы весело. Эти съемки одесские чередовались с морем, вином, шутками. Я захватил с собой фотографию. Это двор одесской киностудий. Там стояло огромное количество полустатуй. Вот здесь у нас гипсовый низ и живой верх. Вот эта фотография - это атмосфера нашей тогдашней жизни. И мы там снимались с гениальной актрисой, покойной тоже, Катей Саввиновой. Это была просто гениальная актриса, погибшая просто на истоках своего гениального дарования. Вот, когда говорят об универсальности - это вот она. А Юра был - воплощение актерства, ведь в актере животное начало должно преобладать. Когда это в голове - это уже все не то..."


Надежда Румянцева: "Удивительной доброты человек. Я ни разу за всю свою жизнь не слышала от него ни об одном человеке ни одного дурного слова."

Светлана Швайко, вдова Юрия Белова: "Он однажды пригласил меня в гости, причем в восемь утра. Раздался телефонный звонок. Это было поздней осенью. Я в темноте подошла к телефону и не сразу поняла кто звонит. Оказалось это был Юра. "Приезжайте ко мне" - сказал он. "Можно через час" - ответила я. "Хорошо" - сказал он. Юра перезвонил через час, рассказал где он живет. Я поехала на троллейбусе. Приехала. Запах кофе. И больше я оттуда не уехала. Осталась навсегда с ним. Кто бы мне сказал тогда, что пройдет немного времени и ты станешь женой Юрия Белова. Как-то все в театре мы пробегали мимо. Я не думала, что он меня замечает. Потом, через несколько лет у нас родился сын. Родился слабым. Он у нас спал на балконе, мы его прозвали "Балконский". Ездили все время путешествовать на мотоцикле. Он прожил свои отроческие годы там на Куриллах и всю жизнь мечтал о Японии. Он безумно любил море, океан, плавал под водой среди рыб. Это его среда. Он всегда мне говорил, что он кожей чувствует состав воды. Он входил в воду и говорил, можно ли здесь купаться или нет. Насколько благотворно на него действовала морская вода. Вот сейчас смотришь, какая была прожита жизнь, столько воспоминаний. Он бы сам об этом рассказал очень смешно и интересно. Но все это он унес с собой. Он был потрясающим рассказчиком, уникальным, можно сказать. Я не знаю, где он выдумывал, а где - нет. У него все сливалось воедино. Его педагоги Борис Владимирович Бибиков и Ольга Ивановна Пыжова, которая умерла тогда, когда я общалась с Борисом Владимировичем. Борис Владимирович говорил: "Юра может рассказать, кто жил 2000 лет тому назад, или будет жить 2000 лет вперед, по фамилиям назовет, но что будет в этой жизни он не знает. Он не от мира сего. Он странный". Это было просто приклеено к нему. Он странный".


Леонид Филатов: "Я никогда его прежде не видел. Я помню, когда он однажды пришел на озвучивание какого-то крошечного эпизода. И сразу, вслед за ним потянулся шелест: "Странный он, странный". Причем говорилось это неприязненно, недружелюбно, зло иногда. Между тем он озучивал эпизод быстро мастерски. Вежливо попрощался и ушел. И вслед за ним снова потянулось: "Странный он, странный..."

Александр Орлов: "Когда он у нас снимался, это был, конечно, пик славы его перейден, и он был мудрее нас, наверное. Он вообще был человеком очень непростым. Тогда я его утвердил на роль, меня все пугали, говорили: "Что Ты делаешь?!". Такое ходило мнение, что он очень странный. Вроде, говорят, что во времена больших успехов "Карнавальной ночи", "Неподдающихся" много выпивал и как-то это отложилось на его психике. И вот я встречаюсь с ним. И я встречаю совершенно, я бы сказал, очень своеобразного человека, до такой степени не похожего на артиста. Если человек не хочет быть все время артистом, то... он уже странный. Потому, что у артиста есть своя позиция, свое видение, свой способ пристраивания к любой ситуации, некоторая перевозбужденность, которая помогает ему. А он был совершенно спокойный. Другой артист анекдот рассказал, немножко поматерился и все стало на свои места. А этот - нет. Нет. Матерного слова от него не слышал в жизни".


Александр Ширвиндт: "Просто степень дарования не вмещалась в рамки нормального восприятия. Поэтому все думали, что такой немножко какой-то "сдвиг". У меня такое ощущение. Заскоки, так называемые, когда человек придумывает какой-то анекдот или поворот - это просто неординарность".

Александр Орлов: "Я думаю, даже, что к определенному периоду, у Юры возникло некоторое чувство стыда за свою профессию. Может это его жизненная позиция изменилась. Я знал его. Мы близко очень дружили достаточно долго и он меня поражал, как раз, широтой своих взглядов и малым интересом к своей профессии. Она для него уже отходила в сторону. Может быть то качество, в котором он тогда находился в профессии его не устраивало. Хотя он играл в театре-студии киноактера в "Иване Васильевиче" Булгакова".


Светлана Швайко, вдова Юрия Белова: "Я видела как принимал его зал. Он играл Милославского. Была вдова Булгакова на спектакле. Она сказала, что это очень близко к тому, что хотел ее муж - автор. Я помню как он часто импровизировал, что приводило в ужас всех окружающих партнеров. Он очень любил репетировать. И тот же ужас происходил с его партнерами потому, что все должны были куда-то бежать на озвучивание или дубляж. Они все говорили ему: "Тебе, что домой не надо?". А Юре - только бы порепетировать. "Репетиция - любовь моя" - это его излюбленная фраза. А у нас ведь не особенно любили репетировать. Деньги зарабатывали.
Он безумно любил этот спектакль. Но очень не любили его все, кто с ним играл. Очень боялись с ним играть. К сожалению. И когда этот спектакль уже по мотивам снял Леонид Гайдай, этот фильм, который конечно был не похож на Булгакова, Юра безумно переживал. Он когда его посмотрел, он просто сказал: "Наверное, можно и так..." Он никогда никого не осуждал. Потому, что он был - странный..."


Владимир Мартынов: "Я предложил журналу "Спутник кинозрителя" припомнить киноактеров, которые когда-то были очень популярны в 50-х и которые потом исчезли и их, если не забыли, то уже стали забывать. И первым человеком, с которым я хотел бы встретиться, был, как раз, Юрий Андреевич Белов. Я совершенно не понимал, куда он делся, вроде бы не умер, не было никаких известий. У людей, которые могли его знать, я пытался выудить какие-нибудь воспоминания о нем. И они тоже были противоречивыми. Одни говорили: "Да, псих он. Не снимался почти, да и не зачем...". Я даже позвонил Юрию Владимировичу Никулину, попросил о встрече. Никулин сказал, что он не может, он очень занят. А я говорю: "Да я, собственно, не о Вас хотел поговорить, а о Юрие Андреевиче Белове". "О каком Юрие Андреевиче" - спрашивает он. "Да о том, с которым Вы снимались в "Неподдающихся" в 1959 году" - говорю я. "А, Юра! Да, я учился у него работать в кино! Он уже был известным актером к тому времени. Он снялся в "Карнавальной ночи", "Девушке без адреса". А, я был начинающим, и Юра мне здорово помог. Я знаю только четверых рассказчиков в своей жизни: Георгий Бурков, Андрей Миронов, Лев Дуров и вот Юра Белов - не было равных им в этом" - ответил мне Юрий Никулин.
Я застал, к сожалению, уже совершенно другого человека, настолько он разительно отличался даже от своих последних ролей. Юрий Белов рассказал мне историю своего перелома во взаимоотношениях с кинематографом. Это все, наверное, не достоверно, этому нет никаких фактических подтверждений, но, вот дословно, что Юрий Белов рассказал мне. "В 1964 году, когда я снимался у Эльдара Рязанова в фильме "Дайте жалобную книгу", на каком-то банкете я сказал про Никиту Сергеевича Хрущева, что его, вроде бы, скоро снимут. И потом просто приехали люди в белых халатах, один со смирительной рубашкой и увезли меня в сумасшедший дом на пол-года. Причем, Хрущева, как мы знаем, действительно сняли. А потом, когда я вышел, кому я нужен. Во-первых, неблагонадежный, а во-вторых не совсем здоровый - псих, когда вокруг полно здоровых и политически грамотных" - горько рассказал мне Юрий Белов. Я хотел о нем большой материал написать, но это было время, когда были уже другие ориентиры, нужны были звезды. А про Юрия Белова мне сказали так: "Ты раскопай эту историю с сумасшедшим домом, если это действительно так, - вот это будет сенсация". Как можно было делать так, добивать его, что-ли...
Я спросил: "Юрий Андреевич, а если бы Вас сейчас позвали сниматься, Вы ведь не очень хорошо себя чувствуете, не очень здоровы, Вы бы согласились вот таким бы показаться на экране". Он говорит мне: "Да я для такого дела просто заново родиться готов!" Я и материал так назвал - "Готов родиться заново". Когда вышла эта небольшая заметка в "Спутнике кинозрителя", он мне позвонил и мы договорились увидеться сразу после Нового года. Это был 1991 год, 31 декабря в 15, с чем-то, по телевизору показывали "Карнавальную ночь", я увидел его такого белозубого такого счастливого. И в финале фильма, где они стоят с бокалами с Людмилой Гурченко и говорят о счастье: "А будет - оно? Обязательно будет!". Закончился фильм, я кинулся звонить. Говорю: "Можно Юрия Андреевича?" Мне говорят: "Его нет". "А когда он будет?" - спрашиваю я. "А никогда не будет. Он умер сегодня утром..." - отвечают мне".


Светлана Швайко, вдова Юрия Белова: "Это произошло 31 декабря 1991 года. Юра умер где-то под утро. Днем показывали "Карнавальную ночь". Он лежал рядом мертвый, а я смотрела фильм, где он был молодой. Я ждала очень долго "перевозку". У нас все сложно. Практически всю ночь. Они приехали под утро, где-то часа в четыре. И, как назло, в этой ситуации сломался лифт. Они поднялись наверх, говорят: "Хозяйка, как будем брать? Лифт не работает." А Он лежит. На стене его фотография. Пожилой человек посмотрел и говорит: "Это Он?". Я говорю: "Да". Он, так, помолчал и говорит: "Ну, что, надо выручать мужика..." Я дала им бутылку вина, просила помянуть его. И они уехали. Похоронить его я смогла только на девятый день потому, что столько умерло за эти дни, а потом еще и за Рождество, что не было возможности. Что я хочу сказать, что ни "Мосфильм" ни Союз кинематографистов не были на похоронах. Если бы не Татьяна Георгиевна Конюхова, я не знаю, куда бы его "уложили" на какое кладбище. Спасибо ей огромное, что она выхлопотала это Новокунцевское кладбище. По-моему, спустя пол-года уже стали узнавать, кто-то в "Союзе" и на "Мосфильме". Даже если кто-то и знал, то никого это не интересовало. Кем был Юра последние годы, если для них Он перестал существовать давно".


Надежда Румянцева: "Актер - это такая профессия, когда ты нужен или нет. И тогда, стоит только год-два быть не востребованным и уже к этому привыкают и идет новый поток актеров. Это, может быть, правильно, что приходят новые силы, но наша система в кинематографе уничтожила многих очень талантливых, очень красивых, очень нужных для людей и нашей страны актеров. Я, вот, начинаю перебирать в памяти и мне кажется, что уже идет выжженная тропа - нет Юры, нет Изольды, нет Коли Рыбникова, нет Славы Хитрова, нет Лени Харитонова - это все люди с которыми я снималась. Я не хочу никого даже обвинять потому, что мы частенько привыкли искать того, кто виноват. Да никто не виноват. Жизнь виновата, судьба наша виновата. Мы выбрали эту судьбу актерскую и она виновата в том, что мы такие. Мы не нормальные люди. Мы проживаем другие чужие жизни, и от этого мы быстрее изнашиваемся потому, что мы хотим и боль и радость и счастье свое все отдать вам, наши зрители. А когда все отдаешь, надо восполнить. А если рядом образовался вакуум и пустота, то восполнить нечем и тогда человек "уходит".


Александр Орлов: "Он для меня человек - до сих пор не ушедший из жизни, как ни странно. Когда он лежал в храме, где его отпевали, у него была лукаво-саркастическая полуулыбка на губах, что у меня все время было ощущение, что он вот-вот поднимется. Я не мог избавиться от этого ощущения".

Надежда Румянцева: "Я никогда не могу даже заплакать, вспомнив Юру, посмотрев фотографии его. Нет, не могу потому, что я вспоминаю его живым. Он был и он остался таким на экране."

Леонид Филатов: "Странный человек. Чем же он был странен, Юрий Белов. Тем, что был добр, был искренен, тем, что никому не желал зла, что никогда ни про кого не сказал ни одного дурного слова, не матерился, не сплетничал, не ставил друзьям подножку, никого не "подсиживал" в плане ролей, никому не переходил дорогу, равнодушен был к званиям и поэтому никогда их не имел. Странный человек жил среди нас по имени Юрий Белов. Странный, в особенности, по понятиям сегодняшних людей".

Источник: материал опубликован с разрешения телекомпании REN-TV и лично Юлии Ярмаркович, Россия, Москва, E-mail: press@rentv.dol.ru. Запись программы предоставлена Натальей Ростовой, Россия, г. Саратов, E-mail: natalia_lr@renet.com.ru


Видео (21)
СТРАНИЦА ПАМЯТИ АКТРЁРА 


роли в кино
1988 Двое и одна  ::  Лапкин
Последняя работа в кино
1981 Похищение века
1978 Осенние колокола
1978 Женщина, которая поет  ::  пассажир самолета
1978 Дипломаты поневоле
1977 Про Красную Шапочку  ::  Дед
1976 Мои дорогие  ::  Григорий Никонорыч
1976 "Сто грамм" для храбрости (киноальманах)  ::  таксист
"Какая наглость"
1975 Принимаю на себя  ::  Иванов
1974 Нейлон 100%  ::  Хабибуллин
дворник
1974 Кыш и Двапортфеля
1974 Если это не любовь, то что же? (короткометражный)
1973 Будни уголовного розыска  ::  подельник Муратова
1972 Стоянка поезда - две минуты  ::  Василий  ::  главная роль
волшебник
1971 Старики-разбойники  ::  Петя
милиционер
1971 Лето рядового Дедова  ::  старшина
1970 На дальней точке
1970 В Москве, проездом...
1968 Переходный возраст  ::  Михаил Иванович
1965 Спящий лев  ::  Стрельцов Александр  ::  главная роль
инспектор госбанка
1965 Дайте жалобную книгу  ::  журналист
друг Никитина
1964 Ко мне, Мухтар!  ::  Ларионов
милиционер-проводник с овчаркой Бураном
"У нее ж задета центральная нервная система. - Она у тебя задета с детства, однако ж ты работаешь."
1963 Ты не один
1963 Приходите завтра  ::  Володя
1962 Ход конем  ::  следователь районной прокуратуры
1962 Трамвай в другие города  ::  Милиционер
1962 Королева бензоколонки  ::  Славка
водитель автобуса "Киев - Ялта"
"Есть не буду, засушу!"
"Вы манекенщицей не пробовали устроиться? - А что в этом плохого? - Да ничего плохого. Ходи себе по стенду, крути фигурой.
Никакой ответственности!Эффектно!
1962 Гусарская баллада  ::  партизан
в синем мундире
1961 Человек ниоткуда  ::  Сержант
1961 Наш общий друг  ::  Синькин
журналист районной газеты
1961 Любушка  ::  Дмитрий Бурмин
1960 Леон Гаррос ищет друга  ::  Николай Савин  ::  главная роль
переводчик
1960 Алешкина любовь  ::  Аркадий
1959 Строгая женщина  ::  Семён
1959 Неподдающиеся  ::  Толя Грачкин  ::  главная роль
1959 Майские звезды  ::  Белов
адъютант генерала
новелла "Душан и генерал"
1959 Жажда | Setea  ::  Вася Рогозин, "Патефон"
1958 Огонек в горах  ::  Петр
1957 Девушка без адреса  ::  Митя Савельев  ::  главная роль
строитель, друг Паши
"Кино-то вдвоем интересней смотреть."
1957 Гори, моя звезда  ::  Аркадий
1956 Человек родился  ::  Павел
ответственный за учебу
1956 Карнавальная ночь  ::  Гриша Кольцов  ::  главная роль
электрик
1956 Весна на Заречной улице  ::  Ищенко Женя
1955 Мать и сын
1955 Вольница  ::  Курбатов
приказчик


Белов Юрий Андреевич, чтобы помнили, сайты, новокунцевское кладбище, ВГИК, видео

Previous post Next post
Up