ЛЮДМИЛА ЗАЙЦЕВА

Jul 21, 2008 11:59




Родилась 21 июля 1946 года на хуторе Восточном Краснодарского края.



По окончании восьмилетки работала штукатуром на стройке и училась в вечерней школе, затем работала лаборанткой, разнорабочей, уборщицей.
В 1965-1966 - актриса вспомогательного состава Рязанского ТЮЗа.
Окончила Театральное училище им. Б. Щукина (1970).
С 1976 - актриса Театра-студии киноактера.


...Впечатления детства остались с актрисой Людмилой Зайцевой на всю жизнь. Природа, мир народных песен и юмора. Людмила Зайцева преклоняется перед людьми земли. Ее корни - оттуда, из далекого кубанского хутора Восточный, где в школу приходилось бегать в соседнюю станицу. Мама и папа - потомственные крестьяне - жили трудно, бедно в послевоенные годы, но всегда надеялись, что будет лучше. Все свое детство актриса наблюдала, какого труда и отдачи требует земля. Мать отдала всю жизнь колхозу. С поля приходила домой - и снова бралась за работу. Растила Ольга Ильинична дочку одна. Ей и воспитывать ребенка некогда было, а это было и не нужно, Люда видела дела, поступки. Дочка ходила за матерью по пятам, помогала по хозяйству, никогда не была белоручкой. Отсюда и необыкновенное трудолюбие актрисы.


Бывали и праздники - а как раньше умели радоваться на селе! - мать хорошо пела и была душой компании. Большим событием были и походы в кино всем хутором. Большую конюшню летом очищали, и получался кинозал. Приезжал механик, вывешивали самодельный "экран", к сельчанам приходила волшебная сказка под названием "кинематограф". Маленькая Люда очень хотела когда-нибудь очутиться по ту сторону экрана.


Однажды она увидела на ногах одной итальянской актрисы красивые туфли-лодочки, и ей так захотелось иметь такие же! Словно эти туфли смогли бы изменить всю ее жизнь, приблизить ее к "миру грез"... Люда скопила деньги и побежала в магазин, вот только лодочки были уже проданы. Но ее это не остановило.


Она твердо решила стать артисткой. Девочка из далекого хуторка на Кубани хотела сыграть хотя бы одну роль в жизни-и вот оно, счастье. Хотела стать театральной актрисой, играть на сцене. А что играть? Да что дадут. А мама мечтала видеть Люсю экономистом, чистенькой, аккуратной - за столом в светлой конторе...


Несколько раз подряд Людмила Зайцева пыталась пробиться в Школу-студию МХАТ. В чужом городе она могла положиться только на себя, на свои силы. Была ночным сторожем, уборщицей, лаборанткой, разнорабочей, успела поработать и в Рязанском ТЮЗе, во вспомогательном составе, поднабраться опыта. Комнатка в холодном общежитии, отсутствие денег, второстепенные роли - зайчата, лисички. Выезды в дальние деревни, по три спектакля в день. Но это была настоящая школа для начинающей актрисы. Одна роль запомнилась - циркачка, в блестящем платье, загримированная почему-то под восточную красавицу, она крутила на тросточке тарелки, совсем как Мари из "Мистера Икс". Когда она стала известной, вдруг на обложке какого-то журнала увидела свою фотографию - на нее смотрела этакая Шехерезада, с подведенными черным карандашом глазами - до сих пор недоумевает: откуда в редакции взялся этот кадр?


После трех неудачных попыток попасть в Школу-студию МХАТ она поступила в Училище имени Щукина. Были непростые годы учебы, Людмила Зайцева никогда не была в первых ученицах: "Я на курсе Золушкой была". Она не обольщалась на свой счет, не мечтала стать знаменитой звездой, окруженной толпой поклонников. Старалась изо всех сил, не покладая рук работала над собой. У Зайцевой были разные педагоги, но, пожалуй, никого в училище она не могла бы назвать только своим учителем, наставником, у всех она брала понемногу. "В училище обо мне все говорили: девочка способная да девочка способная. А на что способная, никто так и не объяснил".


В кино Людмила Зайцева дебютировала в 1967 году в эпизодической роли в мелодраме Андрона Кончаловского "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж". Первый успех актрисе принесла роль сержанта Кирьяновой в военной драме Станислава Ростоцкого "А зори здесь тихие".
Наставник, человек, сыгравший важную роль в судьбе актрисы, появился уже на съемках- на картине "Здравствуй и прощай" (1972). Это был Виталий Вячеславович Мельников, который предложил Людмиле Зайцевой сыграть главную героиню.


"Эта девочка будет играть у нас главную роль", - сказал режиссер Виталий Мельников сценаристу Виктору Мережко. И это после не очень удачных проб - Люда страшно волновалась, стеснялась своей скромной одежды, режиссера в огромном кресле, и перед камерой была скованна, смущена. Но Мельников поверил в нее с первого взгляда, увидел в ней будущую Александру, главную героиню. Режиссер и до проб слышал и знал о Людмиле Зайцевой и даже хотел пригласить ее на съемки раньше - в картину "Семь невест ефрейтора Збруева" - играть одну из невест.


"Здравствуй и прощай" - необычайно пронзительный и трогающий душу фильм. Добрая, немного грустная мелодрама, которая и спустя годы смотрится с удовольствием. Александра (Людмила Зайцева), мать троих детей, колхозница, труженица, вдруг остается одна. Непутевый муж (Михаил Кононов) ни с того ни с сего собирает чемодан и уезжает в город. Вернется ли? Александра теперь и не жена, не вдова и не "разведенка"... Героиня старается делать вид, что ничего не случилось, только вот кто она теперь - "брошенная" жена? Что ей делать, как жить дальше? Она начинает понимать, каким чужим был ей, в сущности, отец ее детей. Когда потом он вернется, она признается ему, что никогда его не любила. Муж так и не сможет понять, что же такое случилось с Александрой, что произошло в ее душе.


Произошло как будто слияние характеров самой актрисы и ее героини. Это была всего вторая роль Зайцевой, но какой яркий образ ей удалось создать. Перед нами настоящий народный характер: цельная, сильная натура, гордая и независимая женщина. И в то же время очень добрая, нежная, жертвенная, ранимая... Не боится работы: она и в поле, и на ферме, на ней трое маленьких ребятишек. Если нужно, всегда придет на помощь.


Далее последовали роли в этом же амплуа - Пелагея ("Кадкина всякий знает"), Валентина ("Ксения, любимая жена Федора"), Строгова ("Строговы"), Мария Попова ("Праздники детства"). Особняком в творчестве актрисы стоит ее работа в фильме "Дождь в чужом городе", роль Киры Андреевны создана актрисой мягкими и пастельными красками. В фильме В. Пичула "Маленькая Вера", сыграв роль матери главной героини, Людмила Зайцева создала абсолютно узнаваемый образ типичной советской женщины, "закалившейся в борьбе за существование". После этой работы актриса резко сменила амплуа в сторону отрицательных, острохарактерных ролей партийных функционеров: Анна Кузьминична в фильме "Сукины дети" (реж. Л.Филатов), председатель исполкома в "Мечтах идиота" (реж. В.Пичул).
В 1997 году она с успехом сыграла роль Ефросиньи в драме Виталия Мельникова "Царевич Алексей", а затем Екатерину Иоанновну в сериале Светланы Дружининой "Тайны дворцовых переворотов".
Народная артистка РСФСР (1989).
Дочь - актриса Василиса Воронина.


призы и награды
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии за актерскую работу" за 1977 год.
Лауреат Государственной премии СССР (1983 - за роль роль Марии Поповой в фильме "Праздники детства").
Лауреат серебряной медали имени А. Довженко (1986, за участие в фильме "Говорит Москва").
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ АКТРИСЫ 
http://www.russkoekino.ru/books/star/star-0010.shtml


ИНТЕРВЬЮ АКТРИСЫ
В жизни Людмила Васильевна Зайцева определенна и последовательна во взглядах и поступках, как и в большинстве своих киноролей. Разве только в «Маленькой Вере» она другая. Кубанская казачка, актриса с малолетства знает, что такое земля и крестьянский труд. Потому, наверное, так правдиво народны ее образы на экране - в «Праздниках детства», «Здравствуй и прощай», «Соли земли», так неистребима любовь к простому русскому человеку, который столько вынес и перестрадал.
- Людмила Васильевна, многие считают, и, может, справедливо, что художник, актер, музыкант не должен быть политизирован и его дело заниматься не политикой, а искусством. А вот вы открыто на стороне национально-патриотических сил, были доверенным лицом Зюганова...
- Так вышло в нашей стране, что политика нас всех взяла в оборот, и наверное, ни один человек не остался безучастным к тому, что у нас произошло. Сам выбор темы - того, что ты играешь, пишешь или поешь, - стал, по сути, гражданским актом. И мы тоже, как и все наше общество, оказались по разные стороны баррикад. Конечно, хотелось бы заниматься чистым искусством. Но сегодня, например, если вы играете Горького «На дне», это тоже политика. Или любая классическая пьеса Островского... Наш великий русский драматург, описывая нравы, царившие в среде купечества, ставит постоянно человека перед выбором. И сейчас это звучит не менее современно, чем в его эпоху. Что ты выбираешь- легкий путь бытия, принимая время, которое обрушилось сейчас на нас, со всей его грязью, гадостью, обманом. Или - не принимаешь и уже не хочешь участвовать в определенном проекте, спектакле, фильме... А это уже политика.
- Но кто-то из ваших коллег снимается много, а вы все реже и реже. Профессионально это вас не уязвляет?
- Я мало сейчас снимаюсь в кино, но об этом не жалею. Не осуждаю и актеров, кто играет все подряд и считает, мол, какая разница, надо зарабатывать деньги и жить своей профессией. Не знаю, может, они лукавят... Часто бывает жалко хороших актеров в недостойных ролях. Но в конце концов это их выбор. Мне, например, не все равно, что я буду произносить с экрана или сцены, к чему звать людей, что в них вселять. Ни в коей мере не хочу себя сравнивать с великими. Но разве можно даже представить, что Мария Николаевна Ермолова, которая играла потрясающий героический репертуар Малого театра, вдруг подалась бы в варьете или кабаре?
- Наше, русское искусство, как и наша литература, всегда воспитывало человека, взывало к его душе, совести...
- Ну а как же! Если взять такую кафедру, трибуну, как театр, откуда неслось добро к душе человека через героев Ермоловой, Южина, Щепкина... Это была всегда победа добра над злом. Да и не только у нас. Разве иначе у Корнеля, Мольера, в пьесах Бомарше? Прежде актер, выходя на подмостки, просто не мог сеять одно только темное и низменное. А сейчас это позволительно. Вот и люди сбиты с толку, потеряли ориентиры... Я даже не знаю, как и назвать теперь наше общество.
Раньше отовсюду приезжали в Москву и рвались попасть во МХАТ или «Современник», как в Третьяковку. Это были люди обычного, среднего достатка, та же техническая интеллигенция... Они непременно участвовали в жизни культуры, держались в курсе ее событий у себя в провинции. Теперь и в Москву не приедешь - не на что, и искусство перестало принадлежать народу. Появились новые, так сказать, буржуазные театры для «элиты». А народ теперь не в счет. О нем никто не думает.
- А кино? Раньше люди валом валили на премьеры, ждали новых фильмов да и старые смотрели десятки раз! У среднего, старшего поколения вы как были, так и остались кумирами. Сами знаете, как зачарованно встречают любимых артистов по России, когда кто-то из вас приезжает в глубинку?
- Это так. Но любили и любят нас не просто как артистов, а за образы, которые мы создавали. Это сегодня модно выворачивать нашу частную жизнь наизнанку, всю подноготную вынимать. С кем кто сошелся, разошелся... Нас любили за наши роли, в которых люди узнавали самих себя. И не только себя. Герои были как бы на пьедестале, чуть лучше, чем «я», и поэтому к ним тянулись. Ведь это все воспитывало, «работало» на дух человеческий - и «Чапаев», и фильмы о войне - «Она защищает Родину», «Зоя», «Парень из нашего города»... Наше кино помогало людям жить.
- Сейчас же скорее наоборот - последние силы отнимает. Как вам представляется, вернуть зрителя к кино - это реально?
- Нет, сейчас люди не потянутся, у них отбили охоту к экрану. Они включат телевизор, может, посмотрят старый фильм. Большинство современные картины не смотрят. Ведь редко какие из них могут заинтересовать нормального человека. Хотя кинофестивалей хоть пруд пруди. А положение в кинематографе к лучшему не меняется...
- С кем из режиссеров, с какими работами связаны ваши самые светлые воспоминания о творчестве?
- Мрачных периодов в моей творческой судьбе было мало. На первой же картине - «А зори здесь тихие...» - я встретилась с таким большим режиссером, как Станислав Иосифович Ростоцкий. Потом поехала на родину Василия Макаровича Шукшина сниматься в «Печках-лавочках». Следом работала с замечательным режиссером и удивительным человеком Виталием Вячеславовичем Мельниковым в картине «Здравствуй и прощай». Я вообще люблю его фильмы - «негромкие», но очень точные. Это по-настоящему хорошее кино.
- Как вы считаете, сегодня в нашей жизни нам не хватает Шукшина или он остался героем своего времени?
- Таких талантов, личностей, как Шукшин, всегда не хватает. Хотя я думаю, что ничего не бывает просто так. И если Господь не дал ему жить в это время, может Он его уберег... Нет, не от искушений - Василий Макарович был человеком твердым в своих позициях, а от более горьких ощущений. Вся его творческая судьба в общем-то была горькой, между двумя берегами. В народе его любили, но властями он обласкан совсем не был. А ведь его рассказы вовсе не лубочные, как кто-то тогда считал или считает до сих пор. В них серьезные, глубокие размышления о судьбе, характере русского человека. Так что ему было и тогда непросто, а уж сейчас... Не знаю, как бы он все это выдержал...
Но сколько оставил нам Шукшин! И столько еще всего несыгранного. Я часто перечитываю Василия Макаровича и всегда думаю, что можно сделать театр Шукшина. Как театр Островского. Взять его «А поутру они проснулись». Или «До третьих петухов»... Никто же не ставит у нас эту потрясающую вещь. Как давно она написана, но как пророчески горько еще тогда сказал его герой: «Господи! А я ж чертей в монастырь пустил!» Вот то, что мы теперь наблюдаем у нас в России.
- У вас много врагов? Ваша открытая политическая позиция не повредила вам в кинематографическом мире?
- Это время нас разобщило, разредило и раздавило. Сейчас каждый выживает как может. И это самое страшное, что это время принесло в наши судьбы. Все поделилось на лагеря. Та же литература. И это так грустно. Если не сказать больше. Навешиваются ярлыки, смущаются души читателей, зрителей. Определенная часть творческой интеллигенции вообще не имеет доступа в телеэфир. Будто мы диссиденты внутри страны!
Я не член КПРФ. Почему я поддержала Зюганова? Потому что его поддерживал народ. А сам он достаточно основательная личность. Да, естественно, очень многие у нас в искусстве на меня смотрели и смотрят косо: с кем, мол, связалась... А я ужасаюсь: совсем недавно почти все они были членами КПСС, комсомольскими вожаками, рвались из кожи, получая через партию звания народных артистов. Как же тут не усомниться в их искренности? И что происходит с людьми ради того, чтобы не потерять кусок хлеба с маслом и икрой? Ведь приспосабливаются к кому и чему угодно и готовы мать родную продать. Ну да Бог с ними! И не все же такие. Но бывает не по себе, когда кто-то из актеров мне тайком пожимает руку: ты, конечно, молодец, и в мыслях мы с тобой, но не можем быть вместе. Я таких признаний не понимаю. Ведь каждый в этой жизни отвечает за себя сам. Устраивает ли он овации разрушителям или боится встать на сторону униженного народа.
Я человек не теплохладный, скорее горячий, и меня многое тревожит. Я вижу часто, что люди наши так неопытны, так несведущи, так легко улавливаются на какие-то приманки... Конечно, я не имею в виду людей основательных, с твердой почвой под ногами.
- А ваша горячность - от казаков, от вашего происхождения?
- Наверное, не без этого. Казаки - они непреклонные, независимый, гордый народ. Как мне всегда говорили, казака легче убить, чем сломить. Не знаю. Я считаю себя человеком русским, а казаки, не казаки... Нужно ли это разделять?
- А на родине, на Кубани, лучше, чем здесь?
- На родине то же самое. До недавнего времени я там часто бывала у мамы. Так же люди выживают, не работают кинотеатры, гремят дискотеки. Может, только подешевле что-то чуть-чуть. А так процесс необратимый. У нас же одно государство, а не отдельно взятая Кубань.
- А такое возможно?
- Да что вы! Россия и так трещит по швам. Наоборот, надо всем скрепляться и идти вместе в этой скрепи. Вот живешь сейчас как бы одним днем. А затихнет гул большого города, придет ночь, утихомирится семейство, лежишь и думаешь: Боже мой, какой кровью, потом, страданиями невыносимыми полита твоя земля... Сколько наши предки ее скрепляли, наши цари. Иван Калита собирал. Спасали от раздора, раздробленности, междоусобиц. Петр отвоевывал земли. Екатерина II присоединила Таврию... Или Вторая мировая война. Прибалтика вернулась под наше крыло. И все это на крови, на усилиях простого русского человека. И вдруг мы попали в такой исторический переплет, когда в одночасье разметали все, что множилось веками. А ведь за этим - судьбы людей. Несколько лет назад меня приглашала русская община на встречу в Риге. Господи, какая же это трагедия и боль, которую мы не слышим. Знаете, люди физически за меня цеплялись, кричали: «Скажите про нас, вы бываете в Госдуме, в Совете Федераций, скажите, что мы здесь пропадаем!» Особенно пожилые люди, они никак не могут приспособиться. Никак! И там все сделано для того, чтобы они чувствовали себя изгоями. А разве даже в страшном сне могло присниться, что с Украиной появится у нас граница!..
Иногда в повседневной жизни я скисаю. Но в отношении будущего России я все-таки не пессимист. Все войдет в свои берега. Когда это произойдет?.. Русский человек, он долго запрягает, но потом быстро едет. Надеюсь, державное мышление нас не оставит.
Беседовала Татьяна Маршкова


роли в кино
2008 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 7. Виват, Анна Иоанновна! (в производстве)
2008 Позвони в мою дверь  ::  мать Павла
2008 Знахарь  ::  матушка Меланья
2007 Агитбригада "Бей врага!"  ::  Устинья Гавриловна
2004 Красная площадь  ::  Вера Петровна Цвигун
вдова Семена Цвигуна
2003 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 6. Смерть юного императора  ::  Герцогиня Мекленбургская
2003 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 5. Вторая невеста императора  ::  герцогиня Макленбургская
2003 Сель
2003 Оперативный псевдоним  ::  Марья Петровна
2002 Даша Васильева 2. Любительница частного сыска. Жена моего мужа
2001 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 4. Падение Голиафа  ::  Екатерина Мекленбургская
2001 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 3. Я - император  ::  Екатерина Мекленбургская
2001 Саломея
2001 На полпути в Париж
2000 Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый. Фильм 1. Завещание императора  ::  Екатерина Иоанновна Мекленбургская
1997 Царевич Алексей  ::  Евдокия Лопухина, царица
1997 На заре туманной юности  ::  Пелагея Ивановна Кольцова
1994 Кодекс молчания-2
1993 Мечты идиота  ::  председатель исполкома
1993 Маэстро с ниточкой  ::  Нюра
1991 Летучий голландец  ::  Марсевна
1990 Сукины дети  ::  Анна Кузьминична
1990 Мальчики  ::  Агафья
1988 Маленькая Вера  ::  Мать Веры  ::  главная роль
Простая женщина, работающая диспетчером на швейной фабрике, хочет только одного - чтобы всё было "как у людей". Целыми днями она суетится по хозяйству, как курица-наседка, чем сводит с ума Сергея.
"С каких это пор у нас доллары на дорогах валяются?!"
1986 Завещание  ::  Серафима Евгеньевна
1986 Говорит Москва  ::  Любовь Борисова  ::  главная роль
председатель райисполкома
1985 Город невест  ::  Одинцова
1984 Я за тебя отвечаю  ::  Анна Антонова
1984 Лев Толстой  ::  эпизод
1984 Затерянные в песках  ::  Хозяйка  ::  главная роль
1984 Единица с обманом
1983 Ураган приходит неожиданно  ::  Березина
1983 Сказка о звездном мальчике
1982 Транзит  ::  Клавдия
1982 Остановился поезд  ::  Тимонина
1981 Хочу, чтоб он пришел  ::  Мать Витьки
1981 Праздники детства  ::  Мария Сергеевна Попова  ::  главная роль
1980 Рассказ неизвестного человека  ::  Полина
горничная
1979 По следу властелина  ::  Татьяна
1979 Дождь в чужом городе  ::  Кира Андреевна  ::  главная роль
1978 Проводы  ::  Лидия Горчакова
1978 В день праздника  ::  Зина  ::  главная роль
1977 По семейным обстоятельствам  ::  обменщица
с больным мужем
1977 Журавль в небе  ::  Лиза
1977 Воскресная ночь  ::  Зубрич Нина Антоновна
1976 Строговы  ::  Анна Строгова  ::  главная роль
1976 Побег из тюрьмы  ::  Капитолина
1976 Кадкина всякий знает  ::  Пелагея Кадкина  ::  главная роль
Долго, всю войну, ждала мужа Пелагея. Хранила домашний очаг.
Пестовала четверых мальчишек. И вот - Победа, возвращается
домой Кузьма Кадкин, живой, здоровый. Почему же не радость,
а гнев, плохо скрытое презрение на лице Пелагеи?
1976 Долги наши  ::  Тоня
1976 Двадцать дней без войны  ::  Лидия Андреевна
актриса
1974 Москва, любовь моя  ::  медсестра
1974 Ливень  ::  Павла
1974 Ксения - любимая жена Федора  ::  Валентина
1974 Второе дыхание  ::  Татьяна
1973 Цемент  ::  Даша Чумалова
1973 По собственному желанию
1972 Чудак из пятого "Б"  ::  продавщица
1972 Печки-лавочки  ::  Людмила
сестра Ивана Расторгуева
1972 Здравствуй и прощай  ::  Шура Ярмолюк  ::  главная роль
Александра Тимофеевна
"А у вас там в кобуре пистолет или, может, огурец как в том кинофильме?"
"Культуры у нас навалом - в каждой хате телевизор."
"Сияет солнце в небесах. Цветут красивые ромашки. Поет кукушка там в лесах, а в дом ко мне приходит счастье."
1972 А зори здесь тихие...  ::  сержант Кирьянова
1970 Счастливый человек
1970 Пятерка отважных

Зайцева Людмила Васильевна, щукинское училище, интервью

Previous post Next post
Up