ЛЮДМИЛА ЧУРСИНА

Jul 20, 2008 21:29





Родилась в 1941 году в Сталинабаде (ныне - Душанбе, Таджикистан).


Отец - Чурсин Алексей Федорович. Мать - Чурсина Геновефа Ивановна.


Мало кто испытал на своем артистическом веку такую громкую популярность, как Людмила Чурсина. Начиная с середины 1960-х она не сходила с экрана. Ее портреты украшали не только обложки киножурналов, но и стены "красных уголков", армейских казарм, студенческих и рабочих общежитий. К ней приходили тысячи писем от поклонников со всего Советского Союза, писали даже из мест заключения. И помимо признаний в любви просили помочь, советовались...


Она была самой молодой из удостоенных звания Народной артистки СССР (1981). За участие в кинофильмах "Виринея", "Угрюм-река", "Журавушка" Чурсиной была присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых. За "Журавушку" получила Гран-при XVII Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне (приз она получала из рук американской артистки Одри Хепберн). Затем ей предложили трехлетний контракт на 15 картин в Голливуде. В ее активе есть даже премия КГБ СССР за роль в фильме "Досье на человека в мерседесе".


Чем больше публикуется интервью и материалов об актрисе, тем более загадочной и романтичной фигурой она предстает. Даже о ее рождении гуляют в прессе разные версии. В соответствии с одной, это счастливое событие произошло во время бомбежки, где-то в пути. Ее мать пробиралась из Риги к родственникам, эвакуировалась в Сталинабад. Там и зарегистрировали рождение девочки.


В Таджикистане семья прожила всю войну. Последующая жизнь Чурсиной связана со сплошными переездами. Ее отец был военным, мама - медик и всюду следовала за отцом. Странствовали от Заполярья, Чукотки, Камчатки до Кавказа и Великих Лук.


Людмила училась в школе в Тбилиси. Хорошо знала грузинский язык, любила грузинские песни. Сама она признается, что в школьные годы была хулиганкой, заводилой уличного масштаба. За поведение имела посредственные оценки - мешал темперамент, но училась в целом неплохо и даже всерьез увлекалась геометрией и физикой. А с 7-го класса взялась за ум и окончила школу с золотой медалью.


Становиться артисткой Людмила Чурсина вовсе не собиралась. Ей были ближе точные науки, и она надеялась, что поступит в какой-нибудь технический вуз, например авиационный. После школы за компанию с подругой, мечтавшей стать артисткой, Чурсина отправилась в Москву. Поскольку экзамены в театральных вузах проходили раньше, она прошла отбор сразу в трех - ГИТИСе, ВГИКе и Щукинском. Людмила предпочла знаменитую "Щуку". А подруга ее так и не поступила...


Окончив Театральное училище имени Б.В. Щукина, Людмила Чурсина поступила в труппу Театра имени Евг. Вахтангова, куда ее пригласил Рубен Симонов и где она прослужила три года. Выходила в массовке рабыней в "Принцессе Турандот", в "Русском лесе" и других спектаклях. Потом появились самостоятельные роли. Например, официантка Настя в спектакле "Новые знакомые", поставленном Евгением Симоновым, леди Анна в "Ричарде III", где ее партнерами стали Михаил Астангов и Михаил Ульянов. Предстояли и другие, более значимые роли. Так, Симонов обещал попробовать Людмилу в роли Настасьи Филипповны в "Идиоте". Но театральная карьера Чурсиной неожиданно оборвалась, чтобы на некоторое время уступить место киносъемкам.


Кинодебют Чурсиной состоялся в 1961 году в картине "Когда деревья были большими". Самая юная исполнительница с восхищением смотрела на Леонида Куравлева, Юрия Никулина, Василия Шукшина, гордилась, что снималась вместе с ними. Потом были небольшие роли в фильмах "Утренние поезда" (1961), "Две жизни" (1961), "На семи ветрах" (1962). Впечатлений было много, но удовлетворения они не приносили. Первая серьезная и большая работа в кино - роль Дарьи в "Донской повести" - пришлась на окончание учебы в училище. В Дарье Чурсину привлек сильный характер, ее гордость и знойный, жаркий нрав. Непомерно тяжелый груз несла эта женщина, ставленница белой казачьей банды, невенчанная жена красноармейца Шибалко (Евгений Леонов), - богатейший материал для актрисы. Тут и любовь, и ненависть, и отчаяние - все завязывалось в тугой неразрешимый узел.


К концу съемок стало ясно, что молодая актриса и режиссер фильма Владимир Фетин неравнодушны друг к другу. Чурсина переезжает к мужу в Ленинград, где ей довелось прожить более 15 лет.


Фантастический успех "Донской повести" накрыл актрису с головой. Красивая, юная, талантливая, она сразу привлекла внимание зрителей и критики. Дальнейшее известно: исключительная востребованность в кино, членство в худсовете "Ленфильма", общественная работа. Людмила Чурсина сыграла более чем в 50 картинах, а ее роли в "Журавушке" (1968), "Виринее" (1968), "Угрюм-реке" (1969), "Любови Яровой" (1970), "Олесе" (1970), "Приваловских миллионах" (1972), "Открытой книге" (1973) стали классикой отечественного кинематографа. У ее героинь были разные судьбы, но всех их объединяло одно - необыкновенная сила характера, глубокая, страстная натура и какая-то "несоветская" красота.


Если посмотреть на список ролей, сыгранных Чурсиной в кино, то среди них много экранизаций: М. Шолохов, Л. Сейфуллина, К. Тренев, А. Куприн, Д. Мамин-Сибиряк, В. Шишков, М. Алексеев, В. Каверин... Поэтому на фестивале "Литература и кино", который проходил недавно в Гатчине, проводили ретроспективный показ фильмов с участием актрисы.


Спустя годы ее снова потянуло в театр. С 1974 года Людмила Чурсина работала в Академическом театре драмы имени А.С. Пушкина. В "ленинградский" период она очень много работает с Заслуженным деятелем культуры Российской Федерации Р.А. Сиротой.


В 1984 году Людмила Чурсина становится актрисой московского Театра Советской Армии. Ее переход из "Александринки" был связан с приглашением на роль, о которой она мечтала уже давно, - Настасьи Филипповны.


Актриса вспоминает о том, насколько мучительно давалась ей эта роль. Возможно ли было сыграть эту взвинченность, неистовство, вечный порыв в неизвестно какие выси и быть при этом неестественной? И только поняв, что играть надо радостно, несмотря на то, что женщина эта прямо-таки погружена в бездны мрака, тьмы и света, удалось сделать прорыв. Актриса сумела воплотить противоречия этой сложной натуры, смесь страстного озлобления, бешеной гордости и великодушия, отверженности женщины, в которой вся грязь жизни не сумела убить нравственную чистоту. И каждое появление на сцене Настасьи Филипповны - Чурсиной открывало какую-то неожиданную грань ее характера, вызывая у зрителей чувство сопереживания.


В Театре Российской Армии Людмила Чурсина сыграла баронессу Штраль в лермонтовском "Маскараде", Эрнестину Тютчеву в спектакле "Прощальный свет" Павловского, играла в пьесе Дударева "Рядовые" и в "Ленинградце" Червинского - ролей было, может быть, не так уж и много, но проходными их никак не назовешь.


Сегодня актриса занята в двух спектаклях театра (оба идут на Малой сцене): "Дуэт для солистки" Тома Кемпински и "Боже, храни короля!" Сомерсета Моэма в постановке Леонида Хейфица - роль Ив потребовала от Чурсиной изрядного накала страсти, ведь героиня обвиняла в смертном грехе собственного отца, крушила все вокруг. Когда-то спектакль "Боже, храни короля!" шел на Большой сцене и уже более 10 лет держится в репертуаре.


Героиня Чурсиной в "Дуэте для солистки" - Стефани Абрахамс - всемирно известная скрипачка. Она серьезно и опасно больна. Впереди - только болезнь и инвалидная коляска. Все сценическое время она находится в кабинете врача-психоаналитика, с которым беседует изнурительно и трудно. Преодолеть эту заданную монотонность пьесы сложно. Но при этом роль дает исполнительнице возможности бенефисные, позволяет актрисе показать себя сполна - красавица, не боящаяся быть на сцене в иные мгновения почти старухой и в считанные минуты вновь обрести совершенство.


Участвует Людмила Чурсина и в антрепризном проекте "Императрица" по пьесе Елены Греминой "За зеркалом", где играет Екатерину II. С этим спектаклем ей приходится довольно много ездить по стране. Вообще, царственных особ актриса переиграла предостаточно. Была в ее биографии императрица Мария Федоровна в громком спектакле Леонида Хейфица "Павел I" и княгиня Ольга в одноименном спектакле театрального центра "Весь мир" и Молодежного театра по пьесе Юрия Волкова и в режиссуре Ольги Гарибовой. Это был фактически спектакль-монолог, бенефис Чурсиной. Да и нецарственные героини Чурсиной всегда выглядели царственно: шекспировская леди Макбет и Настасья Филипповна на сцене, Анфиса в "Угрюм реке" - колдовские женщины большой природной силы и притягательности.


Людмила Ивановна всегда была общественницей. Работала в профсоюзах, в оргкомитетах многочисленных смотров и конкурсов, была членом жюри на фестивалях в Аргентине, Сирии, в Москве. Исколесила всю страну в составе творческих бригад. Ездила на БАМ, другие "стройки века", побывала в Афганистане. Ей приходилось часто выступать на страницах газет, излагать свои взгляды на самые разные общественно-политические события, вплоть до оценок значения ленинской работы "Задачи союзов молодежи" и перестройки.


В последние годы Людмила Алексеевна почти не снимается в кино (если не считать сериалы "Горячев и другие", "Графиня" и "Хаги Траггер") и целиком посвятила себя театру. Она принимала участие в телевизионной постановке пьесы "Белые розы и розовые слоны" У. Гибсона (режиссер И. Унгуряну), в 1997 году участвовала в спектакле "Я ничего не помню", который был поставлен Н. Косенковой к 80-летию американского драматурга Артура Миллера.


Будучи звездой, Чурсина дорожит своим стародавним зрителем, в массе своей с трудом приспособившимся к новым временам, и грамотно строит сегодняшний имидж. Весьма эффектная и по сей день, актриса скромно сообщает интервьюерам, будто по молодости взрастила в себе "внутреннего полицейского": очень долго стеснялась самой себя - например, высокого - 177 см - роста.


Она ездит, как все, в метро, ходит сама на рынок и в целом равнодушна к буржуазным ценностям и не страдает меркантильностью. На досуге зачитывается любимыми стихами Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, произведениями русской классики, тепло общается с родными.


Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. В августе 2002 года в Москве на аллее кинематографической славы была заложена плита с отпечатком руки Народной артистки СССР Л.А. Чурсиной.
Живет в Москве.


ИНТЕРВЬЮ АКТ
  • Когда мне дарят подарки - ЗАВЯЗЫВАЮСЬ УЗЛОМ
  • Биография
  • Биография
  • История
  • Созвучно женщине («Советский экран» №22, ноябрь 1975 года)




    Чурсина Людмила. Воплощение волшебства
    Людмила ЧУРСИНА: Мои мужчины никогда не были красавцами 
    Соло для психиатра
    Людмила Чурсина: Я не была готова ехать в Голливуд


    роли в кино
    2008 Бабушка Ада (в производстве)
    2007 Юбилей  ::  Анна Сергеевна Грановская  ::  главная роль
    2007 Застава
    2007 Дом на Английской набережной  ::  Анна  ::  главная роль
    2007 Держи меня крепче  ::  Виктория Святославовна
    Мать Георгия Княжинского
    2006 Рассмешить Бога
    2006 Погоня за ангелом
    2006 Вакцина
    2005 Рысак   ::  Комиссар
    2005 Подлинная история поручика Ржевского  ::  Бабушка
    2005 Двое у елки, не считая собаки  ::  Люся, жена Хозяина
    2004 Потерявшие солнце  ::  мать Солитянского
    2004 Надежда уходит последней
    2004 Место под солнцем  ::  эпизод
    2003 Другая жизнь  ::  мать Кати
    2002 Тайная сила  ::  мать Насти
    2000-2001 Черная комната (киноальманах)
    Фильм "Состояние аффекта"
    1994 Хаги-траггер
    1993 Кодекс бесчестия
    1992-1994 Горячев и другие  ::  Зинаида Васильевна,мать Горячева
    1991 Умирать не страшно  ::  Бабушка
    1991 Дело Сухово-Кобылина
    1991 Графиня  ::  Нина Григорьевна  ::  главная роль
    Графиня, старая любовь профессора, литературного критика Никифорова
    1990 Убийство свидетеля  ::  Анна Григорьевна Светова
    гражданская жена Крайникова
    1990 Любовь немолодого человека  ::  Синельникова
    Ирина Дмитриевна, жена-красавица, хирург-ученый
    1987 Следствие ведут знатоки. Дело N20. Бумеранг  ::  Вероника Былова
    1986 Русь изначальная  ::  Анея, мать Ратибора
    1986 Досье человека в "Мерседесе"  ::  Светлана  ::  главная роль
    Светлана Фёдоровна Полякова, врач-рентгенолог в закрытой ведомственной поликлинике
    1983 Ювелирное дело  ::  Зоя и Татьяна Малинины  ::  главная роль
    и её сестра-близнец
    1983 Демидовы  ::  Екатерина I
    1982 Шапка Мономаха  ::  директор школы
    1982 Бой на перекрестке  ::  мать Юнны
    1981 Факты минувшего дня  ::  Михеева Ксения Павловна
    1981 Помнить или забыть  ::  Нина Янсон
    1981 На Гранатовых островах  ::  Катлен
    1980-1981 Долгая дорога в дюнах  ::  Екатерина
    1980 Гонка с преследованием  ::  Клавдия  ::  главная роль
    1980 Братья Рико  ::  Джулия Рико
    мать братьев
    1977 Личное счастье  ::  Дорошина Анастасия Михайловна
    1977 И это все о нем  ::  Анна Егоровна Лукьяненок
    1976 Собственное мнение  ::  Ольга
    1976 Сказ про то, как царь Петр арапа женил  ::  Царица Екатерина I
    Встревоженная, напуганная, бросается она к своему Петрушеньке, чтобы остановить его гнев, смягчить ярость. Царицу играть тяжело в самом прямом физическом смысле: убор ее весит шестнадцать килограммов, платье со всеми атрибутами - около двух пудов. Во всем этом надо величаво расхаживать, непринужденно, легко... Но вот нет убора, нет ничего лишнего, на миг на экране появляется только женщина, обнаженная в своем страхе, желании остановить разбушевавшегося Петра...
    1976 Дневник Карлоса Эспинолы  ::  Настоятельница католического монашеского ордена
    1974 Обещание счастья
    1973 Открытая книга  ::  Татьяна Петровна Власенкова  ::  главная роль
    1972 Схватка  ::  Ханна Эккерт  ::  главная роль
    инженер-судостроитель
    1972 Приваловские миллионы  ::  Зося Ляховская (Привалова)
    1972 На углу Арбата и улицы Бабулинас  ::  Ксения Троицкая, журналистка  ::  главная роль
    1971 Шутите? (киноальманах)  ::  актриса
    "Вандербуль бежит за горизонт"
    1971 Гойя, или Тяжкий путь познания  ::  Пепа
    1970 Олеся  ::  Олеся  ::  главная роль
    1970 Любовь Яровая  ::  Любовь Яровая  ::  главная роль
    Людмила Чурсина:
    "Я знала определенно, что хочу сыграть Яровую, что судьба этой женщины, время, в которое она жила и боролась, влекли меня неудержимо. Но смогу ли я? Хватит ли сил, умения, требовательности к себе, чтобы поднять эту глыбу, чтобы сыграть этот неповторимый характер? Конечно, у меня был уже определенный опыт, накопленный за годы работы в кино, были Дарья, Виринея, Марфа. С ними я чувствовала себя сильнее, но полной уверенности не было. И тогда я поняла: нужно искать новую Яровую, мою собственную, близкую по духу и мне и тем, кого я уже играла на экране. Нужно показать русскую женщину, сильную, гордую, способную на самопожертвование, даже на подвиг ради торжества правды революции".
    1969 Угрюм-река  ::  Анфиса Козырева
    1969 Адъютант его превосходительства  ::  Оксана
    "предмет обожания" Мирона Осадчего
    1968 Щит и меч  ::  фройляйн - ефрейтор
    1968 По Руси  ::  рязанка Татьяна
    Первая и, пожалуй, единственная страсть Татьяны - найти для себя настоящее человеческое счастье. Это не так уж много, не правда ли? «Хороший мужик» в доме, крестьянский труд на новой, необжитой еще земле, дети, семья. «Я женщина - хорошая, я все умею, всякую работу, и заживем мы
    с тобой хорошо, тихо, на своем месте Я те деток нарожу - выкормлю...» мечтает Татьяна.
    Попробуем пристальнее вглядеться в эти по-человечески понятные желания, и нам откроется глубокая правда образа. Татьяна, этот трагический сгусток человеческой доли, бешено рвется из проклятой, постылой неустроенности, стремится, как к свету, к новым между людьми отношениям, к преобразованию жизни не только для ее одной.
    Внешний рисунок образа избран актрисой в соответствии с актерской сверхзадачей. Татьяна Чурсиной по-русски красива и статна, необыкновенно женственна и обаятельна, каждом ее движении, жесте, повороте лица есть что-то от раздолья русской природы, от воли вольной. И говорит она с необыкновенной искренности тихо и задумчиво, будто напевает колыбельную, и смотрит пристально - в самую душу заглядывает, а слушает, кажется, вздоха легкого пропустит.
    1968 Журавушка  ::  Марфа Лунина  ::  главная роль
    лучшая доярка, зав. фермой
    В Марфе-Журавушке актриса выдвигает на первый план ее удивительную нравственную чистоту, спокойным и ровным светом пронизывающую каждый поступок героини, каждую мысль, каждое слово.
    С первого же кадра, когда голоногой девчонкой бежит по полю Марфа за улетающими в небо журавлями, и до последнего, где мы видим переполненные слезами, счастливые глаза уже немолодой женщины, - не проходит ощущение того, что соприкасаешься с чем-то необыкновенно возвышенным и прекрасным.
    Чего-чего, а горюшка на долю Марфы выпало предостаточно: война, разруха, бесконечные дни одиночества... Война отняла у нее любимого человека, но не смогла убить мечту о нем. Трудные послевоенные годы посеребрили волосы Марфы, прибавили морщинок у глаз, но и они спасовали перед юностью ее сердца. С какой трепетной нежностью и волнением перечитывает она единственное письмо от мужа, полученное незадолго до его гибели. Письмо начинается словами: «Дорогая моя Журавушка! Я облюбовал одну звездочку в небе, самую яркую, и назвал ее Журавушкой...» Больше не плачет уже Марфа. Все слезы давно выплаканы, да и письмо она знает наизусть - Сережке, сыну, как сказку пересказывает, - а все равно подолгу над ним просиживает, будто новых сил набирается. ...Так и живет Журавушка. Уважают ее односельчане за стойкую силу, за красоту душевную. «Светлей ее на селе нашем нету», - говорят про Марфу. Не этим ли приворожила Журавушка верного друга Михаила Стышного? К нему у Марфы особое отношение. Он дорог ей как память о днях юности, когда встретила она первую и последнюю свою любовь. Оттого не гонит Михаила прочь, слушает нежные его слова, улыбается. И только через много лет, когда приедет Стышной на свадьбу ее сына и прямо с порога бросит с надеждой: «Ну что у тебя?» - ответит ему ласково, по-доброму: «Да ничего... что было, то и есть».
    Сложность образа Чурсина поняла сразу. У Журавушки внешне очень ровная, неприметная судьба; нет в ней яростной одержимости Виринеи и трагической обреченности Дарьи. Это повествовательно развивающийся характер, в котором, трудно отыскать конкретный поступок или его мотив, чтобы, от них оттолкнувшись, взорвать образ изнутри.
    Кроме того, Марфа первая героиня, всю жизнь которой - от молодых лет до зрелого возроста - актрисе предстояло прожить за часа экранного времени.
    Ласковость Журавушки и веселость, мужество и лукавство, ее человеческие слабости и умение стойко нести в драму любви показаны актрисой естественно и органично.
    1968 Виринея  ::  Виринея  ::  главная роль
    Виринея олицетворяет собой новый тип, новый характер миллионов женщин России, ставших под знамена пролетарской революции.
    Когда однажды коснулось ее сердца горячее дыхание революции, встрепенулась она, духом воспряла, будто и не жила раньше. Все позабыть себя заставила: и постылого Ваську, сына Мокеихи, и инженера-сластолюбца, убитого в ярости Магарой, и жизнь свою беспросветную. Стала людей вокруг себя примечать, а среди них первым - Пашку Суслова, светлоусого, высокого мужика в солдатской шинели. Странную силу почувствовала Виринея в Павле, дотянулась к мыслям его неистовым, горячо поверила в дело его большевистское…
    Этот мотив в характеристике ней основополагающий. Актриса психологически точно строит образ и «после» встречи с Павлом. IВиринея - это безудержный порыв, лихость бесшабашная, это стремление прожить яркой вспышкой, отлюбить свое. Поразительна перемена, которая произошла с Виринеей после ее встречи с Павлом. Появилась в Виринее определенная строгость взгляда, распрямилась, еще более стройной стала фигура, даже походка в чем-то неуловимо изменилась. Новым содержанием, новыми интонациями зазвучала речь Виринеи. В фильме есть эпизод, отсутствующий в повести, когда Виринея просит записать ее в партию большевиков. Важность и значительность этой минуты в жизни героини актриса подчеркивает выразительными подробностями: взволнованностью просьбы, счастливым взглядом, брошенным на Павла, и тем, как решительно протискивается Виринея сквозь людскую толпу. Особенно интересным представляется последний штрих. Это символическое движение к месту записи отражает не только внутренние перемены, произошедшие в самой Виринее, но и определяет ее будущее, которое она избрала навсегда и которое неотделимо от будущего всего народа.
    Глубокую связь с народом раскрывает актриса в суровом и яростном монологе Виринеи, когда она приходит в барак, чтобы поднять его обитателей на борьбу с врагами. Но не могут решиться мужики, боятся. А она коршуном на них набрасывается, стыдит, плачет, умоляет... «Словами, значит, блудили, а как до дела час дошел, так слюни пускаете? Нельзя так, мужики! Нельзя, братцы вы мои, товарищи! Какая жизнь-то у вас, долго не протянете. Кто говорил: стоять до последнего?.. Не хотите, не надо. Ещё людей наберу.»
    ...Гордая и красивая шла Виринея на расстрел. Мимо деревенских мимо изумленных односельчан, хлебов нескошенных к огромном белому камню, высоко стоящему на кургане. По дороге успела со всем сердцу любо, тихо проститься: небом голубым, с просторами необъятными, с травою пахучею. Выстрела она не слышала, только все глядела, не отрываясь, на лица молодых казаков, по которым гулял страх, и не было ненависти в ее взгляде. Уже мертвая, Виринея секунду-другую стояла черным изваянием, потом легко и бережно опустилась на родную землю. Прислонилась к белому камню и еще долго улыбалась, светло и радостно каким-то последним своим мыслям...
    1968 Весна на Одере  ::  Таня Кольцова
    1967 Туманность Андромеды. Пленники Железной Звезды
    1967 Два билета на дневной сеанс  ::  Инка-эстонка
    "Я Мерлин Монро, у меня тот же номер лифчика, понял!"
    "Вонючие губы, липкие лапы! Хорек! Рыжая крыса!"
    Людмила Чурсина:
    "Я играла Инку-эстонку. Мне повезло, у нас на студии была женщина-эстонка, и я решила поучиться у нее эстонскому акценту. Слушала ее чтениэ, сама читала, и когда она сказала: «Ну вот, Людочка, теперь вы прекрасно говорите по-русски»,- успокоилась. Поняла, что спецификой акцента овладела.
    Инка-эстонка - молоденькая девица в воровской малине. И первое ее появление должно было явить всю ее внешнюю принадлежность к этому миру. Лишь незаметно потом, по ходу фильма происходит в ней инверсия внутренняя и пробуждается совсем другое восприятие действительности. Эта инверсия была в первом варианте съемок, но, видно, слишком эффектно выглядело там появление Инки-эстонки, быть может, слишком откровенно. Откровенность убрали, сняли осредненный вариант, и... инверсия исчезла, но и роли во всем блеске достоверности не получилось."
    1966 Год как жизнь  ::  Ильза
    1965 Погоня  ::  женщина на дороге
    1964 Донская повесть  ::  Дарья  ::  главная роль
    Казачка Дарья, женщина гордая и красивая, от природы наделенная сильным характером, мятежным сердцем. Совсем немного мы знаем о прошлом Дарьи, о том, как и чем жила она до событий; описанных в картине. Только однажды скажет Дарья Шибалку: «А у нас так всего вдоволь было. Хозяйствовать умели...», и в этих словах, в гордой их интонации - запев образа. Чтобы потом ни случилось с Дарьей и Шибалком, как ни бросало их тревожное время революции, в том, что «хозяйствовать умели», Дарья находит и радость, и спасение, и надежду, и виды на будущее. За этим она как за каменной стеной.
    Когда Дарью, истерзанную и «снасилованную», находят в амбаре красные казаки, ничем - ни движением, ни словом лишним - не выдает она себя. Мучительно долгим взглядом обводит заросшие лица своих «спасителей» (своих врагов!), и лишь где-то в самой глубине ее по-детски доверчивых, любопытных глаз рождается и мгновенно исчезает недобрый огонек. Вся она-будто притаившийся зверек... С одной стороны, Дарья - вражеская лазутчица. Хитростью проникает она в красноармейский отряд, чтобы исподволь, вероломно совершить предательство. Для этого был разыгран «спектакль» в полуразвалившемся амбаре, так появилась несчастная баба, над которой «надругались» белобандиты, отсюда - глубоко скрытый протест героини, ее немногословность, восстание духа. Но стоило потом Дарье открыть глаза, как она увидела вокруг себя не только потенциальных врагов; взору ее предстали люди, которым суждено было в недалеком будущем решительно повлиять на ее судьбу.
    После сцены в амбаре, где Чурсиной удалась каждая деталь, интонация, жест, где образ Дарьи наполнился не только реальным содержанием, но и приобрел конкретную форму, актриса и в последующих эпизодах фильма последовательна и убедительна.
    Носит в себе Дарья Шибалкова ребенка, а вместе с ним страшную тяжесть измены. Пытается открыться Якову, повиниться перед казаками, начнет и замолкнет вдруг на полуслове. «Запуталась я, ой как запуталась!..»
    Трагическая развязка наступила вскоре после того, как бандиты из-за предательства Дарьи напали врасплох на красноармейцев и уничтожили почти половину отряда. Заключительные сцены фильма - похороны красного командира, рождение сына Дарьи и Якова и, наконец, карающий выстрел Шибалка - актриса проводит на высоком драматизме. ...Лежит Дарья на земле. Корчится в муках, стонет, рвется из рук Шибалка. Проходит минута-другая, и вдруг - страшное признание: «Хочу повиниться перед тобой... Год назад послал меня Кошевой в сотню к вам, чтоб всякие сведения им сообчала... Помираю, а то бы в дальнейшем всю вашу мужицкую сотню перевела... Убей!... Виновата я перед тобой! Шибче бей!..»
    В дикой ярости вскочил Шибалок, занес огромный кулак, еще мгновение и ударит Дарью, подлую предательницу, но полоснул неожиданно по сердцу крик ребенка - и опустил руки Яков. Повернулся и пошел прочь из леса, чтобы подарить матери своего сына еще несколько мин/т жизни. Когда он вернулся, Дарья с тихим и радостным лицом мадонны кормила сына. Яков взял у нее ребенка и, не глядя, не поднимая глаз, строго и решительно сказал: «Тебя, Дарья, за все твое изменьшество не могу в живых оставить. По совести своей сужу тебя, за все то, что было промеж нас, за товарищей, что сгубила, на распыл пойдешь...»
    Только теперь поняла Дарья, что правду говорит Шибалок, что нет ей прощения и милости, но попыталась все-таки защитить себя: «Мужичья свово понаслухался ?» А потом, махнув на все рукой, в отчаянном, животном крике выдохнула: «Пали!..»
    1963 Утренние поезда  ::  Тонечка
    любовница Павла
    1962 На семи ветрах  ::  Настя, медсестра
    прифронтового госпиталя, эпизод у березы с которой капает сок
    1962 Когда деревья были большими  ::  Зоя
    Дебют в кино.
    Ее, студентку Театрального училища имени Щукина, режиссер Л. Кулиджанов пригласил для участия в фильме.Так появился первый небольшой эпизод. Актриса часто и с благодарностью вспоминает первые свои шаги на съемочной площадке: «Было трудно... интересно. Я открывала новый себя мир, его людей, добрых, славных, бесконечно к нам внимательных. Помню, как возился со мной Лев Александрович Кулиджанов, как много меня снимали дублей, какую наивную, по-ребячьи буйную радость испытала я, впервые увидев себя на экране...»
    1961 Две жизни  ::  чтица
    озвучивание
    2005 Ты сын и ужас мой... (документальный)  ::  за Анну Ахматову


  • щукинское училище, интервью, Чурсина Людмила Алексеевна, театр армии

    Previous post Next post
    Up