БОРИС НОВИКОВ

Jul 13, 2008 15:48




Народный Артист России (1995).

Родился 13 июля 1925 года на станции Ряжск-1 Рязанской области. Окончил Школу-студию Ю.А.Завадского (1948). С 1948 - актер Театра им. Моссовета, в 1963-1972 - Театра Сатиры, с 1972 - работал по договорам.
Заслуженный артист РСФСР (1961).
Ушел из жизни - 25 июля 1997 года. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.


Борис Кузьмич Новиков жил тихо, не навязывая себя никому. А о том, что у него не было денег на сантехника, не ведали даже заслуженные и народные, жившие по соседству в сталинской высотке. Долгое время семья ходила за водой в подвал.
- Почему у нас артисты живут в нищете, надо спросить в правительстве, - посетовала нам народная артистка Людмила Чурсина. - Борис Кузьмич был человеком, очень чутко ощущающим фальшь, лицемерие и ложь. Его трудно было обмануть. Он был безумно талантливым актером с очень сложным характером. Гении простыми не бывают.


- Он хотел, чтобы все вокруг улыбались и смеялись, - говорит народная артистка Зинаида Кириенко. - Мы его называли «массовик-затейник». При этом никого своими шутками не обижал. Ведь он был безумно добрым и непосредственным человеком.
Зинаида Кириенко снималась с Борисом Новиковым в двух картинах - в «Казаках» и «Тихом Доне». До сих пор съемки вспоминаются с большой теплотой, вернее…
- 57 градусов жары было на хуторе Дичинском, где Герасимов снимал «Тихий Дон». Боря играл моего брата - Митьку Коршунова. И вот мы снимаем сцену в церкви. Я в жаркой суконной юбке, в теплой кофте должна пройти сквозь строй казачков, в это время они меня обсуждают: «Гутарят, Натаха спуталась с Пантелеем хромым, вот ее Григорий и бросил». За мной в храм входил Боря, бил по загривку казачка и произносил слова: «Ты говори, да откусывай». Всю эту сцену режиссер решил снять без последующего озвучания, с местным колоритом и говором актеров из массовки. А они, как назло, никак не могли точно произнести нужные фразы. И вот когда после утомительных дублей под палящим солнцем у них уже все получилось, тут Новиков дал маху. Вместо своих слов он произнес: «Ты говори, да закусывай». Герасимов накинулся на него с упреками. Ведь он профессионал, а тут оплошал, зная, что все пишется вчистую на дорогую пленку. Пришлось еще помучиться и отснять точно.


В работе режиссер для Новикова был неоспоримым авторитетом. Он слушался мастера беспрекословно. Правда, порой привносил и свое. Его не зря называли гением фразы.
- «Тени исчезают в полдень» мы снимали долго, и в дождь, и в холод, - рассказывает режиссер картины Владимир Краснопольский. - И если для роли Новикову надо было добавить каких-то шуток-прибауток, не прописанных в сценарии, он обязательно вставлял их, не забывая согласовать с автором сценария.
Как рассказал нам Владимир Аркадьевич, в нем этих народных присказок было много. А все оттого, что талантливый человек не мог спокойно ходить по улице, не подмечая каких-то интересных высказываний. Он как губка впитывал народный фольклор. Все помнят его знаменитую фразу: «Загремим под фанфары». Но сказать ее можно по-разному. Новиков произносил ее с жуликоватым прищуром, потрясая своими длинными пальцами. Все вместе давало непередаваемые ощущения. Он скрупулезно подходил к работе над образом, подсказывал художникам по костюмам, какой детали недостает для полноты картины.
- Он создавал вокруг себя ауру правды, - говорит Краснопольский. - Не просто играл роль, он жил в ней.
В начале 60-х Борис Кузьмич был легендой и в театре. В Театре Моссовета он сыграл одну из самых ярких своих театральных ролей - Василия Теркина. «Он даже меня все заставлял прийти на этот спектакль, обижался, что долго собираюсь», - вспоминает Краснопольский. На премьере сам Твардовский благодарил его за работу, а фронтовики плакали в зале. Но это очень не понравилось театральным «старикам». После яркой роли у Новикова появился целый отряд недоброжелателей. Ему пришлось сменить сцену Моссовета на труппу Театра сатиры.


- Я с ним мало пересекалась в театре, - говорит народная артистка Вера Васильева, - он больше общался с Анатолием Папановым. Знаю только то, что уволили его за пристрастие к алкоголю.
Да, он любил выпить, но все, кто с ним хоть раз выходил на съемочную площадку, говорят, что это место для него было свято и там он в нетрезвом виде никогда не появлялся. Был пунктуальным. А простои творческие заливал горькой. Мало кто знает, что для страданий у него поводов было хоть отбавляй. У Бориса Кузьмича и его жены Надежды Антоновны, бывшей актрисы, сын - инвалид с детства. Трудно воспитывать любимое дитя с помутненным рассудком. Лекарства, педагоги - все это стоило денег, которых зачастую не хватало. Когда актер сам заболел, помогать ему было некому. Леонид Ярмольник ежемесячно присылал ему 200 долларов как любимому артисту. Жена вспоминает, что, когда Новиков увидел доллары, он не сразу понял, что это такое. «Он заплакал и сказал: «Я отдам, я отработаю», - вспоминает Надежда Антоновна. К сожалению, это ему не удалось. Когда актер умер, в семье не было денег на похороны. Чиновники от кино отказались помочь семье. Похоронили его скромно узким кругом престарелых близких и друзей на Даниловском кладбище. Узнав об этом, читатели «Комсомольской правды» собрали деньги на памятник Борису Новикову.
Несмотря на то, что официально он был заслуженным артистом РСФСР, зрители считали его народным. Поэтому на памятнике выгравировано «Народный артист России Борис Новиков».


P.S. 25 июля, в день памяти Бориса Новикова, мы позвонили его жене. Она говорила тихим, дрожащим голосом. От нее только что уехала скорая помощь. Сердце прихватило в очередной раз. Эта мужественная женщина живет еще на этом свете, потому что их больной сын больше никому не нужен. И если с ней что случится, велика вероятность, что и ему недолго останется. Вокруг этой семьи давно «коршунами» кружат жулики и мошенники, желающие отобрать у них дорогостоящую московскую недвижимость. Хотим обратить внимание чиновников от кино - семье народного актера очень нужна помощь.
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/novikov/history1.html


ЗРИТЕЛЬСКОЕ ПРИЗНАНИЕ этой работы пришло мгновенно - в день премьеры в Театре Моссовета. Бывшие фронтовики в зале плакали, а Твардовский радостно обнимал Новикова за кулисами, приговаривая строчку из собственной поэмы: "Это был, конечно, он!" Однако награда героя не нашла. Возможно, у членов комитета по Ленинским премиям завелись собственные контр-соображения, но скорее всего соответствующую обработку мозгов провел главреж театра Юрий Завадский. Похоже, считал, что его артисту не по возрасту подобная честь. Новикову передали слова Юрия Александровича: "У меня нет Ленинской, еще ни Вера, ни Слава не имеют..." Подразумевались Марецкая и Плятт - актеры старшего поколения и, что немаловажно, ближнего к Завадскому круга, к каковому Борис Кузьмич никогда не принадлежал.
В общем, премии он не получил, зато ревность партнеров себе обеспечил. Его вдова, вспоминая те годы, называет происходившее не иначе как травлей. Один известнейший, по праву любимый публикой артист отрастил на Новикова зуб такой величины, что, когда двумя годами позже тот уходил от Завадского, "доброжелатель" не погнушался обзвонить театры, с которыми у коллеги намечался альянс, и хладнокровно дискредитировать товарища по ремеслу. Так была, например, разрушена договоренность с Михаилом Царевым о переходе в Малый. А вот Валентин Плучек оказался к наветам не восприимчив и взял нашего героя в труппу Театра Сатиры, где тот прослужил с 63-го по 72-й год. Правда, второго Теркина судьба ему не подбросила, но работал достойно, талантливо, с выдумкой. Когда Высоковский вслед за Новиковым вводился на роль аптекаря в "Интервенции", то попросил разрешения играть с теми репликами, которые Борис Кузьмич сам для себя досочинил. Новиков был не против.


ЕСЛИ В НАЧАЛЕ 60-х артист сделался театральной легендой столицы, то кинематограф принес ему еще и всесоюзную славу. Он дебютировал у Юлии Солнцевой, в 55-м ("Ревизоры поневоле"). После чего Владимир Басов без пробы утвердил его на роль Витеньки Шубникова в дилогии "Первые радости" и "Необыкновенное лето". А там понеслось-покатилось. Своими киноуниверситетами Новиков считал съемки у Герасимова в "Тихом Доне". Кстати, мэтр любил повторять, что бывают актеры просто хорошие, а бывают - интересные. И, надо полагать, относил Новикова ко второму типу.


Борис Кузьмич снимался у Довженко, у Райзмана, которого очень любил, переиграл множество колоритнейших хитрецов, дураков и даже злодеев у других режиссеров. Достаточно вспомнить картины "Донская повесть", "Казаки", "Испытательный срок", "Друг мой, Колька", "Уроки французского", "Белые росы". На кинематографическом счету актера свыше ста ролей, но широкая публика крепче всего запомнила и, как ни странно, полюбила оборотня Тараса - Илью из сериала "Тени исчезают в полдень" - этакого червяка, готового приспособиться к любым жизненным обстоятельствам (определение режиссера Краснопольского). Присказка "загремим под фанфары" вошла в поговорку; встретив Новикова на улице, бесхитростные зрители изумленно бормотали: Купи-продай пошел... Кстати говоря, Борис Кузьмич был не по-актерски скромен: если случалось вместе с группой представлять картину публике, в зале обычно возникало оживление, раздавались хохот, выкрики в его адрес, а он, как бы стесняясь своей славы, прятался за спины коллег.
Что касается легендарного персонажа из "Теней...", артист придумал его от "А" до "Я", раскрасил образ нюансами - от легкого заикания, вечно бегающих глаз до потребности озираться - из боязни, что ударят. Его мимика на крупных планах поразительно разнообразна, он был абсолютно органичен в своих придумках - не боялся отвернуться от камеры, почесатъся,. передернутъся. На площадку приносил не только досочиненные реплики, но порой и режиссерское решение сцены. (Причем сожалел, что так и не занялся всерьез режиссурой.)


АКТЕРСКАЯ СУЩНОСТЬ Бориса Новикова превалировала даже над инстинктом самосохранения: он готов был, если нужно, лезть в холодную воду или ползти по снегу, совершенно себя не щадя. Но самое главное -удивительным образом умел в рамках выразительного, часто острохарактерного внешнего рисунка играть драму, пользуясь полукрасками, полутонами. Недаром одной из сенсаций телесериала "Адъютант его превосходительства" стал пятиминутный монолог ювелира Либерзона - маленький шедевр большого артиста. Нелепой внешностью и характерным выговором старого еврея, к которому обобравшие его же чекисты приходят за советом, Новиков только подчеркнул безысходную драму этого человека. Драму, с которой Либерзон почти уже примирился. Большевики ликвидировали дело его жизни, петлюровцы походя убили сына, впереди - старческая немощь, скорая смерть в нищете. И жив-то он только остатками нежности и сострадания к жене, сознанием необходимости скрасить ей безрадостный закат. Если и стоило выдумывать школу Станиславского, то, наверное, только ради таких пронзительных и безусловных работ, когда человек просто сидит и разговаривает в кадре, а тем временем его прошлое и будущее проступают перед зрителем как на ладони...


Последние двадцать с лишним лет Новиков страдал диабетом, оттого и из театра ушел - хотя иные ошибочно утверждают, будто он покинул сцену из-за пристрастия к алкоголю. Впрочем, что касается спиртного - какой русский артист без греха? Но кинорежиссеры на Новикова вроде бы не обижались: на площадке не подводил. Другое дело, будучи под шофе, мог позвонить в свободное время, скажем, Краснопольскому: "Аркадьич, пойдем, с собакой, что ли, погуляем". (Учитывая московские расстояния, Владимир Аркадьевич порой отвечал: "Да пока я доеду, твоя собака описается...") Из-за питейных проблем артист не ездил с выступлениями по стране: сорваться боялся. Во все киноэкспедиции его сопровождала супруга Надежда Антоновна, разве что к Ускову с Краснопольским отпускала спокойно: группа у них была малопьющая.


В ПОСМЕРТНОЙ СТАТЬЕ о Новикове в одной из центральных газет писали, что в последние годы жизни Бориса Кузьмича его семья сильно нуждалась. Правда, Ярмольник присылал от "L-клуба" по 200 долларов ежемесячно, но этого хватало только на питание, а для настоящего лечения было недостаточно. Тогда жена артиста, в надежде продлить его дни, попросила Союз кинематографистов заранее выдать деньги, причитавшиеся на похороны. Но вернуть Бориса Кузьмича к жизни это уже не помогло. Его ухода почти никто не заметил: в Москве гремел фанфарами Международный кинофестиваль.
Нельзя сказать, что Бориса Новикова сегодня забыли - фильмы с его участием крутят по ТВ, даже сняли программу из цикла "Чтобы помнили". Правда, передача как-то не очень обозначила его личность, да и место в актерской иерархии не прояснила. А между тем это место профессионала общенационального масштаба. Или просто - народного артиста. Без натяжек и преувеличенной посмертной комплиментарности.
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/novikov/index.html


Родился этот смешной и смешливый артист на маленькой станции в Рязанской области в 1925 году. После войны окончил Школу-студию при Театре им. Моссовета, проработал в этом театре 15 лет. Заметных ролей не играл, в связи с чем перешел затем в Театр Сатиры, в котором его сценическое амплуа было более востребовано. В 1972 году Борис Новиков расстается с театром и последние четверть века своей жизни работает по договорам в кино, на телевидении, в концертных постановках.


Когда артист был помоложе, ему поручали на экране в основном роли отрицательных персонажей - пьяниц, шпаны, бандитов и даже иностранных шпионов (фильмы: «На графских развалинах», «Голубая стрела», «Девушка с гитарой», «Испытательный срок», «Друг мой, Колька»). Однако позже режиссеры спохватились, что ироничный герой в исполнении Бориса Новикова не выглядит крутым и опасным негодяем. Жизненная активность, жесткие решения не шли к персонажам артиста. Скорее, он выглядел сторонним наблюдателем событий и их едким и ехидным комментатором.


К несчастью для артиста и для публики, такой ироничный наблюдатель и комментатор не пользовался симпатией властей. Роли подобных персонажей появлялись в кино редко, почти всегда с отрицательной окраской. Сейчас остается только предполагать, как много художественных ценностей мог бы создать прекрасный артист-комик на экране и на сцене, будь на дворе другие времена. И хотя Борис Новиков сыграл более чем в 70 лентах, его талант и мастерство так и не были по-настоящему раскрыты до конца. А ведь он, как и Борислав Брондуков, являл собой глубоко народный русский тип и характер.
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/novikov/history.html


ФОТОАЛЬБОМ АКТЁРА


роли в кино
1999 Транзит для дьявола  ::  Кузьмич
последняя роль в кино
1996 Возвращение "Броненосца"  ::  пикейный жилет
1994 Воровка  ::  народный заседатель
1993 Твоя воля, господи!
1993 На Муромской дорожке  ::  дворник Ахмет
1993 Желание любви
1992 Убийство на Ждановской
1991 Семьянин
1991 Кровь за кровь  ::  Сафин
1991 Говорящая обезьяна
1990 Охота на сутенера
1990 Далеко-далече
1989 Кому на Руси жить...
1989 Князь Удача Андреевич
1988 Пусть я умру, Господи...
1988 Происшествие в Утиноозерске
1987 Осенние сны
1987 Наездники (киноальманах)
"Наездники"
1985 Тайная прогулка  ::  Игнат
1985 С юбилеем подождем
1985 Еще люблю, еще надеюсь  ::  Виктор
1984 И вот пришел Бумбо...
1984 Зачем человеку крылья  ::  Павел Ефимович Чудин
"Павлюня"
1983 Тайна "Черных дроздов"  ::  дворецкий Кремп
1983 Подросток  ::  Петр Ипполитович
1983 Пароль "Отель Регина"
1983 Обещаю быть!
1983 Дамское танго  ::  дядя Яша
1983 Белые росы  ::  дед Тимофей
сосед
"Я тебе трудности создавать буду."
1983 Безумный день инженера Баркасова  ::  истопник
1982-1983 Трест, который лопнул  ::  Артиллерист
(новелла "Супружество как точная наука")
1982 Печники  ::  Михаил Мартынович
плотник
1982 Красиво жить не запретишь  ::  сосед Сергея
1981 Следствие ведут Знатоки. Дело N16. Из жизни фруктов  ::  Старухин
1981 Белый танец  ::  главная роль
1980 Цветы луговые
1980 Мелодия на два голоса
1980 Жду и надеюсь  ::  однорукий дед
1980 Гражданин Лешка
1979 Приключения принца Флоризеля.  ::  генерал Венделер
1979 Отец и сын
1978 Уроки французского  ::  дед Илья
1978 Расписание на послезавтра  ::  завхоз
1978 Капитанская дочка (телеспектакль)
1978 Живите в радости  ::  Дед Афоня
"Самосвал"
Он весел, полон идей и планов, изобретает формы под прямики, конструирует тестомесилку, любит свою бабушку, пьет 100 грамм после бани, живет широко и в радости.
1977 Странная женщина  ::  эпизод
1977 Смешные люди!
1977 Есть идея!
1976 Трудный день - понедельник (короткометражный)
1976 Преступление  ::  Кузьма Афанасьевич
1976 Кадкина всякий знает  ::  кум
1976 День семейного торжества  ::  Матвеев
друг
1975 Семья Ивановых  ::  Василий
1975 На ясный огонь  ::  начальник станции
1975 Алмазы для Марии
1974 Нейлон 100%
1973 Это сильнее меня
1973 Дверь без замка  ::  пассажир-балагур
с балалайкой на теплоходе
1972 После ярмарки
1972 Красно солнышко  ::  лодочник
праздновал с Мишкой Победу
1971-1974 Тени исчезают в полдень  ::  Илья Юргин, он же Тарас
«Купи-продай»
1970 Сохранившие огонь
1970 Любовь Яровая  ::  Грозной
1969-1981 Кабачок "13 стульев"  ::  пан Специалист  ::  главная роль
1969 Суровые километры  ::  Чуркин
-Гуля-ить! Слома-ить фортепьяну!
1969 Адъютант его превосходительства  ::  Исаак Либерзон
ювелир
1968 Там, за окошком, лето
1968 Семь стариков и одна девушка  ::  Степан Петрович Бубнов  ::  главная роль
старик,сантехник
- Залезу в подвал и в трубу, в которую мусор выбрасывают, пою матерные песни...
- А я б вообще не принимал бы девченок в институт! Им бы только ... замуж!
1968 Житие и вознесение Юрася Братчика
1967 Дом и хозяин
1966 Иду искать  ::  фотограф
1966 Выстрел  ::  Кузька
возничий
1965 Пакет
1965 Над нами Южный крест
1965 Дорога к морю
1964 Приключения Толи Клюквина  ::  милиционер
1964 Донская повесть  ::  Иван Чубуков
1964 Возвращение Вероники
1963 Полустанок  ::  бригадир колхоза
1963 Необыкновенный город  ::  Облапошкин  ::  главная роль
1963 Встреча на переправе
1962 Молчат только статуи
1962 Бей, барабан!
1961 Павлуха
1961 Казаки  ::  Назар
1961 Друг мой, Колька!  ::  Кузьма
1961 Битва в пути  ::  эпизод
1961 Алые паруса  ::  художник
1960 Совершенно серьезно (киноальманах)
"История с пирожками"
1960 Русский сувенир  ::  Сафонов
рабочий-новосёл
1960 Повесть пламенных лет  ::  Мандрыка
1960 Первое свидание  ::  гость-пьянчужка
1960 Испытательный срок  ::  Воробейчик
" И привет родителям! "
1959 Неоплаченный долг
1959 Заре навстречу
1958 У тихой пристани  ::  Арнольд
1958 Тихий Дон  ::  Митька Коршунов
1958 Поэма о море
1958 Под стук колес
1958 Капитанская дочка  ::  Максимыч
1958 Голубая стрела  ::  лейтенант Дудник
1957 На графских развалинах
1957 К Черному морю
1957 Девушка с гитарой  ::  Цыплаков
1956 Песня табунщика
1956 Первые радости
1956 Необыкновенное лето  ::  Шубников
1956 За витриной универмага
1954 Ревизоры поневоле (короткометражный) 

чтобы помнили, даниловское кладбище, театр сатиры, Новиков Борис Кузьмич

Previous post Next post
Up