АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ

Nov 20, 2007 20:09




Родился 20 ноября 1928 года во Владимире, в семье актеров Московского Художественного академического театра.



Отец - Баталов Владимир Петрович (1906 г. рожд.). Мать - Ольшевская Нина Антоновна (1908 г. рожд.). Ближайшие родственники родителей также выходцы из актерской среды. Среди них великие актеры: О. Андровская, Н. Баталов, В. Станицын. 






Супруга - Баталова Гитана Аркадьевна (урожденная Леонтенко), в прошлом цирковая актриса. Дочери: Баталова Надежда Алексеевна (1955 г. рожд.), Баталова Мария Алексеевна (1968 г. рожд.).


Семья Баталовых проживала в производственном дворе МХАТа, в маленькой комнате. Вокруг все было пропитано театром: сцена, кулисы, костюмы, зрители, аплодисменты... Весь мир маленького Алеши был театр - Московский Художественный академический.


Впоследствии мама вышла замуж за писателя В.Е. Ардова, а с этим расширилась среда обитания будущего актера Алексея Баталова. В ней появились знаменитые писатели, композиторы - цвет русской интеллигенции. В дом Ардова-Ольшевской приходили М. Булгаков, О. Мандельштам, М.  Зощенко, И. Ильф, Е. Петров, М. Залка, Ю. Олеша, М. Светлов, Ф.  Раневская, Л. Чуковская, Л. Русланова, Б. Пастернак, Д. Шостакович и многие другие. Начальное образование Алексея складывалось в общении с этими людьми.


Фамилия Баталовых прочно вошла в историю театрального и киноискусства России XX века. Его отец, мать, дядя, их друзья-актеры в немалой степени определили нравственную атмосферу первой половины столетия русской жизни. Они передали актерскую эстафетную палочку Алексею Баталову, профессиональному актеру, режиссеру, имя которого на долгие десятилетия стало символом духовности русского интеллигента.


Когда Алексею было 7 лет, в дом к ним впервые приехала А. Ахматова. Общение с Анной Андреевной стало одним из самых ярких человеческих и художественных впечатлений детства и юности и, может быть, всей жизни. Вошедшая в жизнь семьи как подруга мамы, Анна Ахматова своими стихами, драматичной судьбой, самой личностью навсегда стала духовным критерием, примером жизнестойкости и мужества. 


Кисти А.В. Баталова принадлежит портрет А.А. Ахматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы, когда, отвергая просьбы многих художников, она смогла довериться только близкому человеку. Таким человеком стал Алексей Баталов.


Первое детство, по словам Алексея Владимировича, закончилось в 1941 году. Второе - началось в эвакуации в Бугульме (Татария). С этим временем связаны особые впечатления: нескончаемая череда военных дней, работа в качестве рабочего сцены, первая зарплата, первый выход на сцену... 


Впечатления театрального детства в мхатовском дворике нашли неожиданное преломление в театральных впечатлениях военного времени, выступлениях труппы, созданной матерью, - перед ранеными в госпиталях, в промерзших залах, которые фантастическим образом каждый день заполнялись зрителями.


Семья вернулась в Москву в 1945 году. Учась в школе, Алексей сыграл свою первую кинороль в фильме Л. Арнштама «Зоя». До сих пор в памяти остались первый опыт пребывания перед кинокамерой, неожиданно возникшее ощущение скованности, чужеродности рук, ног, голоса.


Начало профессии, а в ее выборе в семье Баталовых сомнений не было, положила Школа-студия имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. Учеба в мхатовской студии не стала для Алексея легкой прогулкой - напряженный ритм послевоенного времени, высокая требовательность педагогов без ссылки на авторитет фамилии. 


По сей день Алексей Владимирович с благодарностью вспоминает своих учителей - С.К. Блинникова, В.Я.  Станицына, всех тех, кто учил его сценическому искусству, помог овладеть системой К.С. Станиславского. Он и ныне остается верен духу творческих исканий великих мастеров Художественного театра.


После окончания училища А. Баталов поступил на работу во МХАТ. Однако подошло время службы в армии, и в 1950 году среди других талантливых молодых актеров Москвы он был командирован в труппу Театра Советской армии и прослужил там несколько лет. В 1953 году Алексей Баталов вернулся в родной МХАТ.



Жизнь распорядилась таким образом, что снявшись в 1954 году в своем первом «взрослом» фильме, он навсегда связал свою жизнь с кинематографом. Роль Алексея Журбина в кинокартине «Большая семья» И. Хейфица положила начало одной из самых ярких и значительных биографий в российском киноискусстве.


Встреча с И. Хейфицем стала поистине судьбоносной для молодого актера. В его манере работы с актерами не было ничего общего с потребительской эксплуатацией актерской индивидуальности. Напротив, он стремился терпеливо и тонко раскрывать максимальные возможности актера. Это роднило его со мхатовской школой. Опытный мастер, тонкий психолог, И. Хейфиц увидел в молодом актере тип героя, настоятельно заявивший о себе в реальной жизни. 






Появилась потребность в актерах не «играющих», а «живущих». Это было самое начало перемен, произошедших в нашем кинематографе в середине 1960-х годов. В лице А. Баталова в середине 1950-х годов кинематограф приобрел героя узнаваемого, умного и тонкого собеседника, обсуждающего на равных со зрителями волнующие всех проблемы: любви, долга, чести, самоутверждения в жизни.


У И. Хейфица А. Баталов снялся в 5 картинах: «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Особое место среди этих работ принадлежит, безусловно, фильму «Дама с собачкой» по одноименному рассказу А.П.  Чехова. Во-первых, потому, что это встреча с классическим материалом и именно с Чеховым, во-вторых, потому, что роль Гурова была возрастной и, что самое главное, требовала преодоления привычного восприятия актера как близкого всем современника, того, что называлось в ту пору образом положительного героя. Риск И. Хейфица оказался оправдан. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику. Образ, созданный А. Баталовым, отличался глубиной, психо-логической насыщенностью, эмоциональностью, был близок чеховскому замыслу.


Судьба дарила актеру встречи с лучшими режиссерами отечественного кинематографа в период его расцвета. В его лице - профессионального, умного единомышленника - они получали благодатную возможность выражения своих замыслов. В 1956 году М. Донской приглашает Алексея Баталова на роль Павла Власова в картину «Мать» по одноименной повести А.М.  Горького. 


Эта роль была тем более ответственна, что в классическом фильме В. Пудовкина роль Павла Власова исполнял дядя Алексея - Николай Баталов - талантливейший, обаятельный актер. И эта роль принесла успех актеру, режиссеру, фильму.


«Летят журавли» режиссера М. Калатозова (1957) - фильм-легенда, который вошел в золотой фонд отечественного и, без преувеличения, мирового кинематографа. Свидетельство тому - Золотая пальмовая ветвь на Международном кинофестивале в Каннах (1958), множество призов на других престижных фестивалях, любовь и признание миллионов зрителей.


В 1962 году режиссер М. Ромм снимает фильм «Девять дней одного года». А. Баталов играет в нем главную роль физика Гусева, который воплотил на экране образ героя своего времени, отнюдь не плакатного, умного, преданного своей идее, своей Родине ученого. Эта картина была справедливо признана критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени.


Среди ролей А. Баталова не было проходных: «Живой труп» В. Венгерова по одноименной пьесе Л. Толстого (1969); «Бег» А. Алова и В. Наумова по мотивам произведений М. Булгакова (1971); «Чисто английское убийство» С. Самсонова (1974); «Звезда пленительного счастья» В. Мотыля (1975); «Сгореть, чтобы светить» Н. Чернева (Болгария, 1975); «Москва слезам не верит» В. Меньшова (1979); «Скорость» В. Светозарова (1983), «Зонтик для новобрачных» (1986), - простой перечень этих картин воскрешает личные ассоциации, воспоминания у зрителей разных поколений, убеждает в значительности, неординарности творческой биографии актера.


Однако две киноленты, две роли все-таки стоят особняком. Классика - пьеса «Бег» М. Булгакова, которую блистательно экрани-зировали А. Алов и В. Наумов, где воссоздана подлинная драма гражданской войны и русской эмиграции; роль приват-доцента Голубкова, которую исполнил А. Баталов - точное и тонкое воплощение замысла авторов пьесы и кинокартины. Современная мелодрама «Москва слезам не верит» - фильм, которому уготована счастливая судьба. 


Он получил высшее признание в мировом киноискусстве - премию «Оскар». А. Баталову, как одному из главных героев кинокартины, пришлось вкусить безмерную любовь зрителей. Эти роли несопоставимы по эпохам, по характерам персонажей, краскам, которые использует актер. Роднят их глубина души, человеческая чистота, внутреннее мужество - качества, которыми наделил Алексей Баталов своих персонажей.


Одной из форм творческого самовыражения А. Баталова стала, безусловно, режиссерская работа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины. Это экранизации классических произведений: «Шинель» по Н.В. Гоголю (1960), «Три толстяка» по Ю. Олеше (1966, совместно с И. Шапиро), «Игрок» по Ф.М. Достоевскому (1973), - все они являются примером своеобразного, интересного, в то же время бережного, перенесения образного литературного решения в экранное; все отмечены вниманием критики, неформальным интересом зрителей.


Особое место в творчестве А.В. Баталова занимает работа на радио. Профессиональный интерес и желание постичь, какими средствами создается радиообраз, появилось в период вынужденного бездействия, когда радио стало для него единственным средством общения с миром. 


Его радиотеатр - это театр живого актера, живого многогранного образа, бережного внимания к слову. Среди радиопостановок А. Баталова: «Казаки» Л.Н.  Толстого, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, «Поединок» А.И. Куприна, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира.


С 1975 года творческая биография А.В. Баталова обрела новую грань - он стал преподавателем ВГИКа. В 1999 году он, как художественный руководитель, профессор и заведующий кафедрой актерского мастерства Всероссийского Государственного института кинематографии имени С.А.  Герасимова, осуществляет уже 6-й выпуск своей актерской мастерской. Помимо России ученики А.В. Баталова работают в Киргизии, Белоруссии, Украине, Азербайджане, Узбекистане, многих странах мира. 


Он часто выезжает за рубеж с мастер-классами по методике Русской актерской школы. В основе его педагогического метода, конечно, лежит школа Художественного театра, многообразный личный творческий опыт. Для него лично педагогика - возможность практического использования всех знаний, навыков, приобретенных за годы работы в кинематографе, театре, на радио, в общении с самыми яркими людьми своего времени.


Огромный вклад А.В. Баталова в развитие отечественной культуры оценен высшими государственными и общественными наградами. Он удостоен почетного звания народного артиста СССР (1976), ему присвоены звание Героя Социалистического труда (1989), Государственная премия СССР за фильм «Москва слезам не верит» (1981), Государственная премия РСФСР за художественный фильм «Девять дней одного года» (1963), премия Ленинского комсомола за создание образов молодого человека в фильмах «Дорогой мой человек, «Девять дней одного года», «Летят журавли» и др., премия братьев Васильевых. Алексей Баталов награжден двумя орденами Ленина, болгарским орденом Кирилла и Мефодия.


А.В. Баталов известен и как активный общественный деятель. Многие годы он являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».


Выдающийся русский актер избран Почетным президентом Парижского киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актерские работы года, почетным членом Международного фонда «Мир искусства», почетным членом Правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель).




Алексей Владимирович пишет стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова «Судьба и ремесло». Он является также автором книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.


Он владеет многими необходимые житейскими навыками: еще со времен службы в армии он - профессиональный шофер, автомеханик.


Живет и работает в Москве.
http://www.biograph.ru/


ИНТЕРВЬЮ
Дорогой мой человек
Алексей БАТАЛОВ: “Я всегда делал то, что хочу”
http://www.mk.ru/blogs/idmk/2003/04/12/mk-daily/9246/


Алексей Баталов. Ребята, не засоряйте мозги глянцем!
http://gazeta.aif.ru/online/aif/1400/03_01


РАЗНЫЕ ИНТЕРВЬЮ
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/batalov/


Дочь Алексея Баталова блестяще дебютировала в кино
На фестивале "Московская премьера" показали новый фильм Михаила Богина "Дом на Английской набережной". На сцене Дома кино рукоплескали не только режиссеру, но и сценаристке-дебютантке Гитане-Марии Баталовой. Дочь всеми любимого актера передвигается на инвалидной коляске и с трудом разговаривает. Тем не менее в Маше богато отозвалась вся ее родословная. Одна бабушка - Нина Ольшанская - была известной актрисой театра, другая - Гитана Леонтенко - знаменитой цирковой артисткой, как и ее дочь, Машина мама. Дядя Миша - протоиерей-интеллектуал Михаил Ардов, сводный брат Алексея Баталова. Маша выросла мужественным, умным, обаятельным, добрым человеком. Она труженица и: ужасная хохотушка. Много пишет, печатая одним пальцем на клавиатуре, покрытой металлической пластиной с прорезями для клавиш, чтобы попасть в точности на нужную букву.
Интервью Марии Баталовой газете «Московские новости»:
http://elena-sem.livejournal.com/186399.html


ФИЛЬМОГРАФИЯ
роли в кино
2007 Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя  ::  камео
2005 Далеко от Сансет-бульвара  ::  Константин Далматов
2004 Тайна Волчьей пасти  ::  Папа Таранца
1998 Чехов и К
1991 Полтергейст-90  ::  главная роль
1990 Похороны Сталина
1986 Зонтик для новобрачных  ::  Красков
1986 Досье человека в "мерседесе"  ::  Григорьев
- Предательство во все времена наказуемо. Предательство и смерть, молодой человек, неразделимы - Липа! Всё как-то на блюдечке с голубой каемочкой!
1984 Время отдыха с субботы до понедельника  ::  Павел  ::  главная роль
1983 Скорость  ::  Игорь Владимирович Лагутин
1979 Профессия - киноактер
1979 Поздняя встреча  ::  Сергей Иванович Гущин  ::  главная роль
1979 Москва слезам не верит  ::  Слесарь Гоша (Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша.. )  ::  главная роль
На роль 40-летнего Гоши пробовались многие популярные актеры, в том числе Виталий Соломин и Вячеслав Тихонов, однако никто из них не устраивал режиссера. Когда Меньшов уж было отчаялся найти подходящего актера и решил сам сняться в роли Гоши, даже прошел кинопробы, худсовет не утвердил его.
Помог случай. Как-то по телевизору Меньшов посмотрел фильм "Дорогой мой человек" с Алексеем Баталовым в роли молодого врача Володи Устименко. Увидев актера, режиссер понял, что именно он должен играть Гошу. Однако заманить в картину Баталова было непросто. Актер, ознакомившись со сценарием, от роли отказался, сославшись на занятость. Однако через пару дней он позвонил режиссеру домой и сказал: "Знаете, я перечитал еще раз сценарий и хочу попробовать!" Баталова утвердили без проб, несмотря на то, что он был на 11(!) лет старше своего героя!
1975 Рикки-Тикки-Тави  ::  Роберт Лоусон  ::  главная роль
1975 Звезда пленительного счастья  ::  Декабрист князь Сергей Петрович Трубецкой  ::  главная роль
Князь Сергей Петрович Трубецкой, боевой офицер, полковник, любимый войсками, был избран накануне диктатором восстания и, как известно, не явился на площадь.
Когда он услышал со стороны площади отчетливый грохот пушки, то воскликнул: «Господи! вся эта кровь падет на мою голову!».
1974 Чисто английское убийство  ::  доктор Ботвинк  ::  главная роль
1974 Петр Мартынович и годы большой жизни
1974 Возврата нет  ::  Егоров
секретарь партийной организации
1971 Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина.
1970 Внимание, черепаха!
1970 Бег  ::  Голубков Сергей Павлович (анаграмма фамилии Булгаков)  ::  главная роль
Приват-доцент Петроградского университета
«Бег» был любимой пьесой Михаила Булгакова.
В «Беге» отобран и переосмыслен огромный жизненный и документальный материал. Мечтательный приват-доцент Голубков воплотил в себе реальные черты философа и писателя Владимира Николаевича Ильина, родившегося под Киевом в том же 1891 году, учившегося в том же университете и в 1918 году ставшего там приват- доцентом, затем бежавшего в Турцию, читавшего там лекции, перебравшегося в Берлин и Париж.
1968 Живой труп  ::  Федор Протасов  ::  главная роль
Федор Протасов с самых вершин общества опускается на самое его дно и делает этот выбор осознанно, не желая жить ложью..
1967 Седьмой спутник  ::  эпизод
1966 Три толстяка  ::  Канатоходец-революционер Тибул  ::  главная роль
Когда Алексей Баталов готовился к съемкам "Трех толстяков", он четырнадцать месяцев учился мастерству канатоходца. Дублеров не признавал никогда, даже когда по канату мог пройти кто-то другой.
1966 В городе С
1964 Свет далекой звезды  ::  Лукашёв Петр Степанович
секретарь горкома
1963 День счастья  ::  Берёзкин  ::  главная роль
1962 9 дней одного года  ::  Физик -атомщик Гусев  ::  главная роль
В результате экспериментов Гусев получает опасную для жизни дозу радиации. Предупреждения врачей не останавливают ученого в долгих и, может быть, последних поисках истины...
Михаил Ромм не хотел брать Баталова на роль Гусева. "Мне нужен другой актер, - доказывал Ромм, - более эмоциональный, экспрессивный, а Баталов - он какой-то замороженный внешне". Примчавшись в Москву из Симферополя, даже не заехав домой, Баталов рванул на "Мосфильм" к Ромму. И проникновенно-жестко, интеллигентно-напористо, как это умеет, пожалуй, только он, сказал: "Я очень хочу сниматься в вашей картине". Это было сказано таким тоном, что отказать Ромм не смог.
1960 Дама с собачкой  ::  Дмитрий Дмитриевич Гуров  ::  главная роль
Гурову около сорока лет. Его женили рано, когда он был еще студентом второго курса, и теперь жена казалась в полтора раза старше его. Изменять ей он начал уже давно, изменял часто и, вероятно, поэтому о женщинах отзывался почти всегда дурно...
Любопытный факт, связанный с ролью Гурова:
Фильм консультировала одна старая дворянка, дотошная и въедливая, помнившая дореволюционную эпоху. Увидев, как ходит Баталов, старушка сразу же заявила: "Он косолапит. Так русские интеллигенты той эпохи не ходили". Надо знать баталовский характер, чтобы представить себе, сколько времени и сил он угрохал на выработку "правильной" походки. А походка исправляться не хотела.
Вскоре съемочная группа поехала в Крым, в Ялту, стали обходить места будущей съемки. И вдруг какой-то старичок-лодочник, увидев одетого для съемок Баталова, обрадованно закричал: "Вы поглядите-ка, шляпа точь-в-точь как до революции носили! Такая была, помнится, у Антона Павловича Чехова. И между прочим, молодой человек, - обратился он к Баталову , - у вас походка чрезвычайно напоминает походку Чехова. Он тоже чуть косолапил..." Тогда только Баталов перестал мучиться с этой дурацкой походкой.
1958 Дорогой мой человек  ::  Врач Владимир Устименко  ::  главная роль
Врач Устименко предан делу, которому служит, и одной-единственной любви, которую проносит через всю жизнь, любви к взбалмошной девушке Варе Степановой.
1957 Летят журавли  ::  Борис Бороздин, жених Вероники  ::  главная роль
1955 Михайло Ломоносов
1955 Мать  ::  Павел Власов  ::  главная роль
Роль Павла Власова - был дерзкий шаг со стороны Алексея Баталова: Павла уже играл знаменитый дядя (Николай Баталов) в классическом фильме Пудовкина, всем помнилась широкая улыбка на лице рабочего, своего в доску, парня. Баталов вступил в трудное соревнование и его выиграл - он выразил новое сознание на самом подсознательном уровне: в нем было больше от отечественной культурной традиции, чем от октябрьского переворота.
1955 Дело Румянцева  ::  Сашка Румянцев  ::  главная роль
шофер-дальнорейсовик
1954 Большая семья  ::  Алексей Журбин  ::  главная роль
1944 Зоя  ::  Алексей, ученик 8 класса
редактор школьной стенгазеты 


озвучивание
2005 Казус Кукоцкого  ::  закадровый текст
1997 Маленькая принцесса  ::  читает текст
1995 Первая любовь  ::  Читает текст
1995 Роковые яйца  ::  Читает текст
1994 Железный занавес  ::  Читает текст
1991 Верный Руслан  ::  Читает текст 


Режиссер
1972 Игрок
1966 Три толстяка
1959 Шинель
Сценарист
1989 Поездка в Висбаден
1966 Три толстяка


школа-студия МХАТ, интервью, Баталов Алексей Владимирович

Previous post Next post
Up