пеш. пов. на Флорищи (Металлист)- ур. Павловка- ур. Софьино- Ильинское Кольч. р-на- Верхние Клины- Косинское- Ильинское Ю.-П. р-на- Юрьев- Польский (~44 км)
Как я понял, понятие Большой Стромынской дороги было гораздо шире, чем путь в Стромынь. В древние времена, до появления Владимирки, по ней ездили на Суздаль и Владимир, а с расцветом мануфактур Стромынка стала удобным прямым путем в зарождающийся Текстильный край- на Шую. За Киржачом она проходила севернее нынешнего города Кольчугино. Туда можно заехать с первой электрички на автобусе Александров- Владимир, а обратно удобен ночной поезд из Юрьева- Польского. За длинный день я собрался еще погулять по городу и его ближним окрестностям, на которые не хватило времени
прошлый раз .
Нитка на Яндекс- картах На автобус в Александрове садился с местными, на повороте. Водитель долго соображал, куда мне надо и сказал впредь говорить "Макарово", именно такой указатель стоит у поселка Металлист на трассе. В лесу останавливать не захотел, а я и не настаивал, дошел по шоссе. По Стромынке здесь идет широкая просека лэпки, дух старины не ощущается. Красота начинается на зарастающем поле бывшей деревни Софьино, особенно на спуске в широкую долину Пекши к Ильинскому. Здесь дорога среди полевых цветов выглядит, как и века назад. В Ильинском сохранились руины кирпичного усадебного дома и большой заросший парк, видные еще издалека (
http://deadokey.livejournal.com/52953.html ). Я пошел к ним напрямик через ферму- пройти можно, но тропы нет и крапива. По развалинам интересно полазить, а парк настолько зарос, что замысел садовника совсем не угадывается. Пошел по задам села на выход, на околице обернулся и увидел... полуказарму, как на железной дороге. Подошел поближе- больничный городок, один корпус действующий, в одном была школа и он заброшен, всё в идеальном историческом виде. Красиво же строили на рубеже веков!
Дальше дорога шла полями, сейчас ее отлично видно. Местами насыпь превратилась в заросшую аллею, колея идет рядом. По ней ездят из совхоза Борще Большевик косить, до самых дальних лугов перед речкой Мурмогой. А еще дальше начинается бруль... Сама насыпь дороги видна в лесу, но на ней уже выросли деревья в обхват, кусты, всё это завалилось и переплелось. Ломишься, как медведь, малиной лакомишься... Пробовал искать параллельную дорогу луговинами, не нашел. ГПС не включился, а без него отходить далеко от спасительной насыпи не рискнул. Мурмогу перешагнул в месте пересечения дороги, похоже, раньше там был мост. А надежды на чай из нее не оправдались- жарко, течение встало и вода плохая. Насыпь на том берегу так же прекрасно читалась и в конце концов привела к длинному подболоченному лугу, откуда уже была колея в поля к Клинам. Мораль: если вы не краевед или кладоискатель, ходить через этот лес так не надо, а как надо- не знаю...
Перед Клинами поля засажены, здесь уже не по всякому азимуту пройдешь. К Верхним Клинам с церковью и еще одним заросшим парком (
http://deadokey.livejournal.com/17359.html ) дороги не нашел, прошел кое-как по краям полей. Побродил по парку, пытаясь разобрать в этом хаосе старинные аллеи и вышел к церкви. И к какой церкви! Круглый в плане зал, барочный декор, высокий купол. И всё заброшено, заросло березками и рябинками. Спросил в деревне воды, объяснил, что лыжник. Больше вопросов не задавали :) Пошел в перелесок, кашки сварил, подремал. Часы достал- полседьмого! Окрестности Юрьева, похоже, опять остались на следующий раз... Ну и ладно, зато жара спала, дорога- идеальная накатанная грунтовка между возделанных полей, идешь и радуешься. Перед городом старая Стромынка соединялась с Юрьевской дорогой из Александрова, сейчас в этом месте уже асфальт. Я продолжил путь полями прямо, чтобы посмотреть церкви в Косинском и другом Ильинском и дойти до города по грунтовкам.
Церковь в Косинском, восьмерик на четверике, уже восстановлена. Белеет издалека, главка так и сияет на солнце. Подходить не стал, её прекрасно видно с полей. Полевые дороги здесь изумительно красивы, широкие долины маленьких речек, старые села, а с другой стороны на горизонте уже видны колокольни Юрьева. Торопиться в город не стал, под закатным солнышком заварил еще чайку в лесополосе. Хорошо!
Уже по вечерней прохладе прошел Ильинское. Стройная классическая церковь здесь пока стоит без ремонта, открытая всем ветрам. Надеюсь, с ней тоже все будет хорошо... После Ильинского у дороги есть пруд с удобными мостками, можно умыться или искупаться перед городом.
В Юрьев- Польский вошел только полодиннадцатого вечера. Ой- ё, сегодня ж "праздник Военно- Морского флота"!.. Такое ощущение, что в городе я был единственным трезвым. Пробежал по валам, распугивая парочки местных и отнекиваясь от "ты на нас почти наступил", "куда рвешь" и "курить есть". Монастырская колокольня- чудо! Георгиевский собор- загадка... Город с подгородними селами вообще достоин отдельной поездки. У вокзала сохранился целый квартал деревянных ж/д домов начала века. Сам вокзал тоже стоит, но обложенный кирпичом. Посетил ночную палатку рядом, меню радует- всё, что можно разогреть в микроволновке. Ограничился чаем. В поезде на этот раз взял белье. Всего 116,50, а сколько удовольствия, после крапивы завернуться в чистую простынку!
А Стромынка "бежит" опольем дальше за речку Бабку, мимо Даниловского с островерхой колокольней заброшенной церкви, мимо местечка с волшебным названием Доброе Пристанище на Гаврилов Посад и дальше лесами на Шую. Сколько там от Шуи до Кинешемского поезда?..
Все фото в
альбоме .