Прусские реформы 1

Aug 28, 2009 22:10

Прусские реформы - ряд государственных реформ и реформ управления, которые сопровождались общественными и экономическими мероприятиями, эти реформы и мероприятия также называют по именам их главных инициаторов Реформы Штейна-Гарденберга. Они были реакцией на поражение, нанесенное Пруссии Наполеоном в битве при Йене и Ауерштадте в 1806 году. Большие территориальные потери, удушающие выплаты контрибуции Франции и стремление утвердиться в кругу великих держав, вынудили правительство Пруссии начать с 1807 года модернизацию, в основе которой лежали идеи просвещения, и которая была частью общеевропейского развития.

Карл фом Штейн, а после него Карл Август князь фон Гарденберг были главными инициаторами проведения в жизнь политики государственных преобразований и реформ управления, а также изменений в аграрном и цеховом законодательстве. К этому добавились связанные с ними военные реформы Герхарда фон Шарнхорста, Августа Нейнхардта фон Гнейзенау и Германа фон Войен, а также проведенные Вильгельмом фон Гумбольдтом реформы образования. Взаимосвязь комплекса реформ определил Гнейзенау, сказав, что Пруссия должна основываться «на тройном превосходстве: оружия, знания и закона» [1].. Момент окончания периода реформ определить сложнее, чем время его начала. 1819 год является поворотным пунктом, как во внутренней политике, так и в политическом законодательстве, когда стремление к конституции в Пруссии сошло на нет, и верх взяли тенденции к реставрации.

1. Причины, цели, основные положения
1.1. Кризис и цель «революция сверху»

Поражение 1806 было не только следствием ошибочных решений или военного гения Наполеона, но было обусловлено и внутренними прусскими структурными причинами. Пруссия в 18 веке была классическим государством просвещенного абсолютизма в Германии. Сословные и другие обособленные силы, такие, как на западе и юге страны, там практически отсутствовали. Во времена Фридриха II Пруссия была сравнительно прогрессивной и ориентированной на реформы страной. Однако, после его смерти, абсолютистская система начала цепенеть и реформы либо застряли на полдороги, либо стали безразличны. Это касается, в частности, отсутствия социальной модернизации. Общий земельный закон прусских государств 1794 года был направлен на создание связей между государством и гражданским обществом, на основе закона и права, но в то же время закреплял феодальный порядок в целом. Хотя на государственных землях крепостное право было отменено, но к востоку от Эльбы, во владениях крупных землевладельцев и знати, оно еще сохранялось[2].

Необходимость проведения реформ для прусского государства была очевидна для многих наблюдателей и высших должностных лиц и до начала войны в 1806 года и нашла свое отражение в меморандуме Штейна и Харднбарга. После этого, в январе 1807 года, Фридрих Вильгельм III. освободил Штейна от должности министра экономики и финансов, которую он на тот момент занимал.[3] Однако, полный крах из-за поражения Пруссии Наполеоном при Йене и Ауерштедте сделали реформы, в конечном счете, неизбежными. По Тильзитскому миру страна потеряла почти половину своих территорий. К ним относятся, прежде всего, районы к западу от Эльбы, и территории, полученные в результате последнего раздела Польши. Таким образом, старое прусское государство фактически исчезло.

В этой ситуации реформаторы в бюрократии и военных кругах взяли верх против консервативной части бюрократии и дворян. Значительное влияние на главных действующих лиц оказала идеалистическая философия Иммануила Канта. Цели реформаторов были определены в Рижском меморандуме 1807 года. Он был сформулирован в основном Бартольдом Георгом Ниебуром, Карлом фом Штейн цум Альтенштейн и Генрихом Теодором фон Шён для Гарденберга. Они констатировали, что революция придала французам совершенно новый импульс. «Все спящие силы были пробуждены, нищета, слабость, устаревшие предрассудки и болезни были разрушены». Пруссии тоже не остается ничего другого, как полностью реформировать себя. Это «заблуждение, что революцию можно наиболее уверенно предотвратить, держась за старое и преследуя тех, кто способен этому (старому) противостоять, возведя это (противостояние) в принцип, привело к тому, что революция возникла и распространялась все шире. Сила этих принципов (противостояния старому) столь велика, они настолько признаны и распространены, что государство, которое их не принимает, либо падет, либо будет вынуждено признать эти принципы, даже жажда разбоя почестей и власти Наполеона и его ближайших сподвижников подчинена этой силе и останется ей подчинена, даже против своей воли. Невозможно отрицать, что, несмотря на железный деспотизм, с которым он правит, он, тем не менее, во многих важных вещах следует этим принципам, или, по крайней мере, внешне вынужден отдавать им должное.»

Авторы делают вывод: «Стало быть, революция в хорошем смысле слова, подготовленная и проведенная ради великой цели облагораживания человечества благодаря мудрости правительства, а не импульсам сил внутренних или внешних - такова наша цель, наш основной принцип. Демократические принципы в монархическом правительстве: вот что кажется мне формой соответствующей текущему духу времени. Настоящую демократию нам придется оставить году 2440, когда она будет создана для людей».
Оглядываясь на поражения 1806, Фридрих Вильгельм III тоже понимал, что лишь при условии проведения фундаментальных реформ в управлении государством и в общественном устройстве Пруссия сможет продолжить свое существование [4].

Наполеон сам уговорил короля в сентябре 1807 года снова поставить фон Штейна во главе правительства, так как он ошибочно предполагал в нем сторонника своей политики. Партия реформ в Пруссии также использовала все свое влияние для возвращения Штейна, но он сам поставил тяжелые условия, по которым от короля требовалось заранее согласиться с основными шагами реформ. К ним относился роспуск королевского кабинета. Правление должно было осуществляться только министрами наделенными правом доклада непосредственно королю. Штейн, будучи последовательным сторонником коллегиальных структур управления, потребовал и получил от Фридриха Вильгельма III. пост главы одного из ведущих министерств. При этом в прямом ведении Штейна оказалось гражданское управление. В отношении прочих министерств, Штейн был наделен правом контроля. [5] Когда Наполеон понял, что Штейн - серьезный противник, он сделал все, чтобы обезвредить его. В конце концов, Штейн был вынужден покинуть Пруссию. Таким образом, на политику реформ ему было отпущено лишь немногим более чем один год, до ноября 1808.

http://de.wikipedia.org/wiki/Preu%C3%9Fische_Reformen
Previous post Next post
Up