Министр энергетики РФ Александр Новак
напомнил, что Россия целенаправленно на протяжении нескольких последних лет диверсифицировала поставки газа и транзитные риски, которые сегодня существуют, например, через украинскую газотранспортную систему.
В этой связи я напомню, что говорили о проекте "Северный поток" руководители страны, Газпрома и Nord Stream AG. Похоже, что все выступающие долго стеснялись публично признать своё желание обойти "транзитного паразита".
Владимир Путин:
Мы с немецкими партнерами договорились строить Североевропейский газопровод. Почему-то считается, что в обход каких-то стран. Да не в обход никаких стран, это просто дополнительные пути доставки энергоресурсов в Европу.
Алексей Миллер: Начало поставок газа по трубопроводу "Северный поток" не будет означать сокращение транзита газа по другим маршрутам, в частности, через Украину и Беларусь.
Так вопрос не стоит. Эти поставки (по "Северному потоку") будут осуществляться по новым контрактам (об этом же написало
агенство Reuters).
Герхард Шрёдер:
Никто не должен опасаться проекта «Нордстрим», поскольку он не является заменой для существующих газопроводов, которые уже открыты и работают, а он является дополнительным.
Отмечу "особый цинизм" заявлений Миллера и Шрёдера, сделанных уже после подписания "Базовых Соглашений" между Газпромом и словацкими компаниями SPP и Eustream, предусматривающих сокращение транзита после ввода в эксплуатацию газопровода "Северный поток".
P.S. По просьбе читателей привожу цитату
из отчёта Газпрома (стр. 73): В ноябре 2008 г. с компаниями «Словацкая газовая промышленность» (СПП) и Eurostream (Словакия) были подписаны «Базовые Соглашения», которые предусматривают поставку и транспортировку природного газа в Словацкую Республику до 2028 г. включительно. Объем поставки составляет 6,5 млрд. куб. м в год, максимальный объем транзита в направлении Баумгартен составляет 51,7 млрд. куб. м в год, а в направлении Ланжгот (предположительно до 2011-2013 года, в зависимости от ввода в эксплуатацию газопровода «Северный Поток») - 17,7 млрд. куб. м в год.
Дата заявления Миллера - 16 февраля 2011 года, Шрёдера - 7 января 2009 г.