В российской прессе обсуждается новый вариант трассы "Южного потока", согласно которому
три нитки газопровода пойдут через Крым. Нетрудно убедиться, что такое решение увеличит затраты Газпрома.
Во-первых, "национальное достояние" уже истратило 1.5 млрд евро на первую нитку газопровода (половину от 3 млрд).
Во-вторых, затраты Газпрома на строительство газопроводов без иностранных партнёров и без банковских займов
всегда получаются выше, чем на совместных проектах. Стоимость километра "Южного коридора" позволяет с уверенностью предположить, что сухопутный вариант газопровода в Севастополь обойдётся в 5-6 млрд евро. Это уже больше того, что Газпром планировал потратить на подводную часть South Stream.
А если Газпром выберет подводный маршрут вдоль южного берега Крыма, то расходы вообще взлетят до небес. Достаточно вспомнить, что затраты на 1 км газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи почти вдвое выше, чем на одной нитке "Южного потока", хотя мощность "олимпийского" газопровода вчетверо (!) ниже.
А ещё надо построить участок от Севастополя до Варны. Кстати, я не уверен, что Saipem подпишется на выполнение контракта на строительство газопровода из аннексированной территории. Всё же, деньги пахнут. А других подрядчиков с опытом прокладки газопроводов на глубине 2 км - нет.
P.S. Двухниточный газопровод до Севастополя (2 х 350 км) с тоннельным переходом под Керченским проливом обойдётся примерно в 6 млрд евро (по
опубликованным Газпромом затратным нормативам Южного коридора). Однониточный на 11.8 МПа - примерно в 5 млрд. Специфика объекта предполагает повышенные нормы отката, так что реальные затраты могут быть выше.
Три нитки от Севастополя до Варны (3 х 440 км) будут стоить 3.6 млрд евро, из которых 1.8 млрд придётся на долю Газпрома.
Всего получается: 1.5 + 5.5 + 1.8 = 8.8 млрд евро. В старом варианте Газпром должен был заплатить 5 млрд.