Aug 29, 2018 12:00
Наломав на первом из них дров, России в дальнейшем все же удалось выйти на облик Вооруженных сил XXI-го века
В 2014 году в Крыму и в 2015 году в Сирии российскому обществу и миру была представлена совершенно новая российская армия, разительно отличающаяся по всем параметрам в лучшую сторону от армии советского образца. Вполне правомерен вопрос - а кто же является отцом современного российского военного чуда? Последнее время на эту роль стали претендовать люди, чей вклад в укрепление военной мощи государства более чем сомнителен. Очередным толчком к поиску отцов-основателей успешных преобразований в армии и на флоте стал успешный военно-технический форум «Армия-2018». Проанализируем ход реформирования Вооруженных сил, начиная с 2007 года.
Сегодня российская армия вторая по силе в мире, наши граждане Вооруженными силами гордятся, наконец, армия успешно воюет. И возникает вполне естественный вопрос - а кто же отец этого военного чуда, случившегося в течение последнего времени прямо на глазах у граждан?
У победы, как известно, много отцов. И в последнее время на роль успешных реформаторов, внесших определяющий вклад в успех модернизации армии и флота, стали претендовать очень многие. Рассмотрим, насколько основательны эти претензии.
Масштабные преобразования в армии и на флоте России начали проводиться, начиная с 2007 года.
Часть отечественных аналитиков связывает их с изменениями в руководстве Вооруженных сил, но вернее всего мнение, что у государства в тот момент времени в результате благоприятной мировой конъюнктуры просто появились средства на модернизацию армии и флота.
В 1990-е годы и в начале «нулевых» денег на крайне необходимые реформы Вооруженных сил просто не было. Более того, их не хватало на самые насущные нужды армии и флота, вплоть до стирки белья и оплаты за коммунальные услуги, и все преобразования в тот нелегкий период сводились либо чисто к косметическим переменам (сменам вывесок), либо к сокращению боевого и численного состава традиционным пропорционально-долевым способом.
Самое главное - во второй половине «нулевых» в верхних слоях политической элиты страны возникла практически императивная потребность иметь мощные вооруженные силы, соответствующие современному статусу государства.
Ранее высшее руководство российского государства проблемами военной организации страны интересовалось очень мало (или даже не интересовалось вовсе).
В создании современной российской армии и флота, в полном объеме отвечающим требованиям XXI-го века, целесообразно, на мой взгляд, выделить два этапа. По времени их целесообразно разделить следующим образом:
первый этап - 2007-2012 годы;
второй - ноябрь 2012 года и по настоящее время.
ПЕРВЫЙ ЭТАП - 2007-2012 годы
То, что Вооруженным силам требовались реформы, а в некоторых сферах просто радикальные преобразования, сомнений ни у кого не вызывало. Но в России в целом и в Вооруженных силах в частности страшны не реформы сами по себе, а методы их проведения.
За преобразования в армии и на флоте в 2007 году взялась откровенно непрофессиональная команда, подавляющее большинство членов которой составляли выходцы из федеральной налоговой службы и коммерческих фирм. И это, возможно, первый случай в мировой истории, когда за сложнейшие проблемы военного строительства взялись люди, не имеющие об этом сложнейшем деле ни малейшего представления.
К тому же у реформаторов не было никакого всем понятного и разбитого по срокам плана.
Начальник Генерального штаба (2008-2012 годы) генерал армии Николай Макаров, позже выступая в Академии военных наук, охарактеризовал эту ситуацию следующим образом: «мы ввязались в военную реформу, не имея никакого научного обоснования. Все делалось наспех, часто - людьми, которые не очень понимают проблемы, с прицелом на сиюминутное решение задач».
Однако решимости у реформаторов было хоть отбавляй. Тем более, что цели ими преследовались, по их же собственному мнению, самые благие.
Отсутствие опыта реформаторы компенсировали наличием калек, снятых с вооруженных сил Западной Европы и Соединенных Штатов. Их планировали наложить на отечественные виды Вооруженных сил, рода войск, систему военного образования, любые другие организационно-штатные структуры и все ненужное при этом отсечь.
В течение короткого срока в армии и на флоте, можно сказать, просто в пожарном порядке, были осуществлены следующие мероприятия:
в целях приведения в оптимальное соотношение между различными категориями военнослужащих и устранения возникших в прежние годы перекосов и диспропорций (солдаты-офицеры-генералы) из армии без анализа и разбора было уволено более 150 тыс. офицеров и генералов;
в Сухопутных войсках, слепо приложив западную кальку, ликвидировано дивизионное звено, мотострелковые и танковые дивизии переформированы в бригады, в результате боевые и оперативные возможности войск резко снизились;
в Военно-воздушных силах и армейской авиации ликвидировали авиационные полки и дивизии, их переформировали в безликие базы разных разрядов, а самолеты и вертолеты сосредоточили, а фактически скучили всего на нескольких аэродромах;
в центральном аппарате ВС, главных командованиях видов Вооруженных сил были резко снижены штатно-должностные категории офицерского состава, особенно бедственным образом это отразилось на Генеральном штабе и его академии;
численность центральных органов военного управления была в разы сокращена абсолютно без учета выполняемых ими задач, к примеру, Главное командование Сухопутных войск сократили до 100 военнослужащих, а Главное управление боевой подготовки было низведено до уровня подразделения в составе главкомата СВ;
на несколько лет был прекращен прием курсантов в ввузы Минобороны, причем особо тяжелые последствия это имело для Военно-воздушных сил, где бездумные и беспорядочные сокращения очень скоро привели к резкой нехватке летного состава, что с особой рельефностью проявилось в начальной фазе конфликта в Сирии;
попутно, вместе с вполне оправданной ликвидацией частей кадра и сокращенного состава, была практически на корню разрушена система мобилизационного развертывания Вооруженных сил и подготовки военнослужащих запаса;
просто в хлам была развалена система технического обеспечения и ремонта вооружения и военной техники;
ничем конструктивным в период с 2007 по 2012 годы не закончились замыслы по закупке вооружения и военной техники за рубежом (стрелковое вооружение, колесные танки, бронеавтомобили IVECO, вертолетоносцы «Мистраль»);
резко осложнились отношения с ОПК. Первые лица военного ведомства требовали сократить, в отдельных случаях в разы, стоимость закупки вооружения. А натолкнувшись на сопротивление «оборонщиков», которых вынуждали работать в убыток, впервые за всю историю российской армии начали массово закупать и заказывать военную технику у стран НАТО, не соответствующую реальным потребностям армии и без соответствующего обеспечения запасными частями и возможностью сервисного обслуживания;
фактически была уничтожена прежняя система финансового обеспечения, которая складывалась долгими десятилетиями и проверена на практике во многих войнах и конфликтах. Денежное довольствие военнослужащим стало выплачиваться по кредитным картам, процессинговый центр которых находится на территории США;
девоенизация и распогонивание военной медицины чуть не привела к ликвидации медицинского обеспечения как такового, а передислокацию (фактически уничтожение) ВМА им. С. М. Кирова в г. Санкт-Петербурге новому руководству вооруженных сил удалось приостановить в самый последний момент;
изобретенная реформаторами «ротация» офицеров и генералов явилась не средством улучшения работы с кадрами, а одной из форм расправы с неугодными руководству Минобороны военнослужащими. При этом абсолютно не учитывались разнообразные климатические, географические различия отдельных областей страны, а также существенная разница в уровнях жизни в разных регионах государства;
в результате распогонивания военной науки не стало офицеров-ученых, а их места так и не были заняты гражданскими специалистами. Военная наука и до сих пор не оправилась от ударов, нанесенных ей в период с 2007-2012 годы.
Несмотря на вихрь разрушительных преобразований в армии и на флоте, до сих пор считается, что по итогам конфликта 8.8.8 были сделаны правильные выводы. Обычно говорят так - «было бы справедливо вспомнить тех, кто стоял у истоков создания современной армии в России, и среди них - конечно же, об экс-министре обороны Анатолии Сердюкове и его начальнике Генштаба Николае Макарове. Ведь именно благодаря им был сделан решительный шаг в сторону профессионализации военной машины».
Если присмотреться к авторам подобных высказываний, то их биографии написаны как под копирку - в армии не служил, в структурах ОПК не трудился, опытом строительства и боевого применения войск (сил) не располагает. В самом лучшем случае имеет первоначальное военное образование, но по службе дальше командира взвода не продвинулся.
К примеру, ими утверждается, что многие современные образцы вооружения и военной техники (в частности, ракеты Х-101/102, 3М-14 «Калибр», истребитель Су-57, ЗРС С-400) были приняты на вооружение (совершили первый полет) именно при Анатолии Сердюкове.
Однако был ли экс министр обороны причастен к замыслам создания этого оружия, участвовал ли он в выработке тактико-технических требований, стоял ли у истоков соответствующих НИР и ОКР?
Разберемся всего лишь с некоторыми образцами ВВТ, успех в создании которых сегодня начинают приписывать Анатолию Сердюкову.
Для примера возьмем уже знаменитые крылатые ракеты большой дальности типа Х-101/102. Это изделие разрабатывалось конструкторским бюро «Радуга» примерно в 1995-2013 годах. Бросковые испытания ракеты состоялись в 1995 году (по другим данным - в 1998 году). Первый вариант ракеты 3М-14 «Калибр» был представлен в 1997 году. В эти годы Анатолий Сердюков был генеральным директором АО «Мебель-Маркет» в Санкт-Петербурге. Из всего этого можно сделать только один вывод - к разработке «Калибров» экс министр обороны непричастен.
Или же рассмотрим ситуацию с истребителем 5-го поколения Т-50. Он действительно совершил первый полет при Анатолии Сердюкове. Но программа по разработке перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации стартовала еще в мае 2001 года. В 2004 году президенту России Владимиру Путину был уже продемонстрирован макет самолета. А в этом году Анатолий Сердюков был он назначен заместителем министра Российской Федерации по налогам и сборам. Так что он тогда толком и не знал, что такое Т-50
К примеру, апологеты Анатолия Сердюкова утверждают, что именно при нем была принята на вооружение ЗРС С-400. Это действительно произошло 28 апреля 2007 года. Но министром обороны Сердюков был назначен 15 февраля 2007 года. За эти два месяца он ни разу не был в НПО «Алмаз» - предприятии-разработчике ЗРС С-400. Сам проект создания комплекса «Триумф» был рассмотрен в 1988 году. В это время Анатолий Эдуардович работал заместителем заведующего секцией и заведующим секцией магазина № 3 Ленмебельторга. Он тогда и не подозревал, что ведется разработка перспективной зенитной ракетной системы большой дальности.
Подобные примеры можно перебирать очень долго.
Но вывод только один - к созданию абсолютного большинства образцов современного вооружения и военной техники, так успешно зарекомендовавших себя в ходе последних вооруженных конфликтов, экс министр обороны отношения не имеет.
Возникает вопрос - а кто же стоял за большинством образцов вооружения и военной техники, которые с таким блеском проявили себя в конфликтах последнего времени?
Кто вырабатывал предложения по организационно-штатным структурам, на которых в настоящее время во многом держится российская армия?
Хорошо информированные специалисты считают, что во многом (не во всем, разумеется) сегодняшние успехи Вооруженных сил следует связывать с именем Анатолия Квашнина - начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ в период с 1997 по 2004 годы. Именно тогда были засеяны те семена, которые дали такие хорошие всходы сегодня.
Во многом замыслы Анатоля Квашнина были сформированы под влиянием опыта (порой очень горького) двух чеченских кампаний, в которых генерал принял самое непосредственное участие. По большому счету, именно его взгляды нашли отражение во многих тактико-технических требованиях, заданиях, НИРах и ОКРах на разработку перспективного вооружения.
В этих вопросах начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин, неуемная энергия которого известна всем его сослуживцам, принимал самое деятельное участие.
Так же добрым словом необходимо вспомнить и министра обороны Сергей Иванова (2001- 2007 годы). Он не только поддерживал многообещающие идеи и замыслы Анатолия Квашнина, но и оказывал им всемерную поддержку и немедленное продвижение.
К слову говоря, именно при Сергее Иванове в военном ведомстве была создана та благожелательная атмосфера, при которой генералам и офицерам можно было высказывать свое аргументированное мнение, не боясь унизительного и оскорбительного разноса, что стало характерной практикой в военном ведомстве в 2007-2012 годах.
Иными словами, руководство министерства обороны периода 2007-2012 годы совершенно необоснованно приписывает себе подвиги, которых на самом деле не было.
Слава богу, отмечают специалисты, владеющие обстановкой, что малоквалифицированная команда управленцев военного ведомства времен Анатолия Сердюкова не смогла вникнуть в существо вопросов, заложенных в большинство ОКРов и НИОКРов. Иначе последствия для отечественного вооружения и военной техники могли быть просто катастрофическими.
Более того, именно в этот период была резко подрублена вера офицерского состава в перспективы развития Вооруженных сил. В эти смутные времена высших, старших и даже младших офицеров начали в массовом порядке изгонять из рядов Вооруженных сил.
Причем особенно тех, кто не говорил экс министру обороны Анатолию Сердюкову «да», «так точно», не ел глазами нового начальника, не восхищался его действиями, восклицая при этом «как гениально!».
Именно в период с 2007 по 2012 были разрушены многие научные школы, долгими десятилетиями складывающиеся в военных вузах. В особенности гибельными для армии и флота оказались потери среди высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава. В основном это произошло за счет исключительно бездумной передислокации высших учебных заведений из одного населенного пункта в другой. По большому счету, ничего это не давало, разве что освобождения каких-то исторических квадратных метров.
В заслугу Анатолию Сердюкову обычно ставят увеличение в несколько раз денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий офицеров и генералов запаса и в отставке. Но связывать эти мероприятия исключительно с деяниями первых лиц военного ведомства того периода, наверное, не стоит. Просто у государства были на это тогда средства. А если нет денег, то их выделению на повышение денежного довольствия не поможет и сотня служебных записок с просьбами о помощи.
И есть во всем этом деле еще один немаловажный момент - о предстоящем значительном увеличении денежного довольствия военнослужащих в узком кругу высших офицеров Вооруженных сил говорил еще министр обороны Сергей Иванов. То есть решения по этому вопросу принимались уже тогда. Поэтому и в этой сфере заслуга Анатолия Сердюкова более чем спорна.
И уж в отцы современного российского военного чуда он точно не годится.
Наконец, период с 2007 по 2012 годы в истории Вооруженных сил стал печально знаменит грубым, а зачастую просто хамским отношением первых лиц военного ведомства не только к младшим и старшим офицерам, но и к высшему руководящему составу Вооруженных сил.
Именно в эти времена возникло известное своей пренебрежительностью прозвище российских военнослужащих - «зеленые человечки». Особо усердствовал в этом плане «женский батальон». Между тем еще никогда и никакие замыслы, густо замешанные на хамстве и оскорблениях, не давали конструктивного результата.
Вполне возможно, что период с 2007 по 2012 годы так и войдет в историю как самый хамский этап в реформировании ВС.
В результате преобразований 2007-2012 годов Вооруженные силы России вместо важнейшего государственного института, отвечающего за обеспечение безопасности страны, превратились в мегакоммерческую корпорацию, в которой объемы вывода в частные руки государственной собственности и хищений бюджетных средств (достаточно вспомнить только «Оборонсервис») достигли колоссальных масштабов, напрямую угрожающих национальной безопасности.
К концу 2012 армия была разобщена и деморализована. Непрофессиональное руководство и привлеченный для организационно-штатных вивисекций «женский батальон» не имели фактически ничего общего с офицерским составом.
Они как бы представляли собой абсолютно две разных армии и их интересы по сути дела ни в чем не соприкасались.
В результате бездумно и поспешно проводимых реформ обстановка в ВС России начинала выходить из-под контроля. Откровенно закипавшая ситуация в армии и на флоте и оборонно-промышленном комплексе, грозящая бунтами и социальным взрывом, начала всерьез тревожить руководство страны.
В определяющей степени именно эти обстоятельства привели к отставке руководства ВС периода 2007-2012 годов.
ВТОРОЙ ЭТАП - ноябрь 2012 - по настоящее время
Порой некоторыми представителями российского экспертного сообщества высказывается точка зрения, что основные направления военной реформы после смены руководства военного ведомства в ноябре 2012 года не претерпели значительных изменений, и никаких радикальных преобразований и тем более контрреформ в армии после этого временного рубежа не осуществлялось.
Сторонники подобного подхода упускают из виду одно важнейшее обстоятельство.
Политика серьезного руководителя федерального уровня никогда не строится на публичном отрицании сделанного предшественником. Это при любых обстоятельствах контрпродуктивно и вредит делу.
И военно-политическое руководство страны ни при каких обстоятельствах не может открыто заявить российскому обществу, что первые пять лет в Вооруженных силах страны при их же непосредственном участии и руководстве вначале проводятся реформы, а затем под их же контролем осуществляются контрреформы. Кто ожидает подобных заявлений даже на уровне рядовых исполнителей, более чем наивен.
А менять и создавать заново после ноября 2012 года в армии и на флоте пришлось очень многое.
Достаточно сказать, что на исходе 2012 года в Минобороны отсутствовали основные планирующие документы деятельности военного ведомства. И план деятельности МО РФ до 2020 года, и План обороны, и другие ключевые документы стратегического планирования были разработаны уже после смены руководства в ноябре 2012 года.
Первое, что сделали новые первые лица Вооруженных сил - остановили перемещение по стране многочисленных воинских железнодорожных эшелонов с личным составом и техникой.
Во исполнение замыслов предыдущего руководства военного ведомства по укрупнению военных городков части и соединения российской армии перемещались зимой 2012-2013 годов на неподготовленные инфраструктуру и служебные фонды. Между тем военные городки, где предполагалось разместить прибывающие полки и бригады были и без того переполнены бесквартирными офицерами и пенсионерами. Во многих случаях конечным пунктом маршрута частей и соединений было просто чистое поле.
Чуть ли не пол армии было в этот момент на платформах и в вагонах. Беспорядочные передислокации были решительно пресечены.
Бригады в Сухопутных войсках начали обратно переформировать в дивизии. Больше подобные соединения в российской армии не создавали. Все вновь развернутые соединения за последнее время - только дивизии.
Начался возврат к полковой и дивизионной структуре в Военно-воздушных силах.
Просто титанические усилия были предприняты для укомплектования армии летным составом, ибо пилотов и штурманов не хватало просто катастрофически.
Надо было решительно наводить порядок в оплате жилищно-коммунальных услуг. Перечисление денежных средств за свет и воду осуществлялось без учета их реальной стоимости и завышалось в несколько раз, а иногда и на порядок-два.
Но одно - выправить ошибки и перекосы прежнего руководства. На этом армию нового типа не построишь. Тут нужны усилия совершенно другого порядка и масштаба.
И вот что сделано всего за пять лет.
Совершен прорыв в оснащении Вооруженных сил высокоточным оружием большой дальности. Количество носителей наземного, морского и воздушного базирования увеличилось более чем в 12 раз, а высокоточных крылатых ракет - более чем в 30 раз. Это позволило создать полноценные группировки носителей высокоточного оружия, способные применять ракеты по целям на дальности до четырех тысяч километров.
Силы общего назначения получили 3 237 танков и других боевых бронированных машин; более одной тысячи самолетов и вертолетов; 150 кораблей и судов; 6 подводных лодок, 1800 современных беспилотных летательных аппаратов.
Это позволило перевооружить: 12 ракетных полков на комплекс «Ярс»; 12 ракетных бригад - на комплекс «Искандер»; 12 авиационных полков на МиГ-31БМ, Су-35С, Су-30СМ, Су-34; три бригады армейской авиации и шесть вертолетных полков на Ка-52 и Ми-28; 16 зенитных ракетных полков - на зенитную ракетную систему С-400; 19 дивизионов - на комплекс «Панцирь-С»; 13 дивизионов - на ракетные комплексы «Бал» и «Бастион».
Изменены подходы к комплектованию Вооруженных Сил личным составом. Количество военнослужащих по призыву уменьшилось на 50 тысяч (с 290 до 240 тыс.). Численность военнослужащих по контракту возросла в 2,4 раза - со 162 тысяч человек в 2012 году до 384 тысяч в настоящее время.
Восстановлен институт прапорщиков и мичманов.
Укомплектованы контрактниками на 100%: сержантские и старшинские должности; боевые подразделения бригад специального назначения, бригады (полки) морской пехоты, батальонные тактические группы; должности, связанные с эксплуатацией сложной техники.
В Вооруженных Силах сформировано 118 батальонных тактических групп, укомплектованных только военнослужащими по контракту.
Соединения и воинские части укомплектованы на 95-100% профессиональными военными кадрами, в каждой бригаде содержится по две батальонные тактические группы, что позволяет немедленно приступить к выполнению задач по предназначению.
Система подготовки офицерских кадров приведена в соответствие с потребностями Вооруженных Сил и включает 36 образовательных учреждений Минобороны России.
Сформирована система довузовского образования, включающая 26 дошкольных образовательных учреждения и три филиала.
Ликвидирована многолетняя очередь на постоянное жилье, срок его ожидания сокращен в 6 раз. За пять лет свои права на жилищное обеспечение реализовали 457 тысяч человек.
Из них 149 тысяч обеспечены служебными квартирами, 120 тысяч 900 получили постоянное жилье, компенсацию за поднаем жилья получили 107 тысяч 700 военнослужащих. Свое право в рамках накопительно-ипотечной системы реализовали 79 тысяч 400 человек.
Внедрена новая форма жилищного обеспечения - жилищная субсидия. С 2014 года ей воспользовались 24 тысячи 100 военнослужащих.
В 15 раз возросли темпы строительства военных объектов. Всего за пять лет построено 10 тысяч 221 здание и сооружение.
Строительство ведется по всей территории страны, включая арктические районы и военные базы, расположенные за рубежом.
В Арктике на островах Котельный, Земля Александры, Врангеля и мысе Шмидта за пять лет возведено 425 объектов общей площадью более 700 тыс. кв. метров, в том числе три уникальных комплексных военных объекта «Арктический трилистник». Продолжается строительство и реконструкция военных аэродромов на архипелаге Земля Франца Иосифа, Новосибирских островах, мысе Шмидта и в районе г. Анадырь.
За всю историю освоения Арктики еще ни одна страна в мире в условиях Крайнего Севера не реализовывала такие масштабные проекты.
В результате проводимых мероприятий уровень поддержки армии российским населением достиг 92%, что является максимальным показателем за всю историю социологических измерений.
Однако впереди еще очень работы.
В частности, необходимо продолжить совершенствование группировок сил общего назначения на Западном и Юго-Западном стратегическом направлении.
В ВМФ приступить, наконец, к строительству кораблей класса эсминец и крейсер с потенциалом ПРО.
Довести до необходимого количества число многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885М и иметь их хотя бы две дивизии.
Уделить повышенное внимание совершенствованию морских десантных сил.
Проанализировать возможность создания Командования морских перевозок.
Иметь хотя бы две дивизии тяжелых транспортных самолетов с межконтинентальной дальностью полета.
Приступить к масштабному серийному производству среднего самолета ВТА.
В общем, проблем много. Но есть уверенность, что решаются и будут решены.