Итак, сначала - вполне респектабельное в РФ издание говорит: нефтегазовая отрасль в РФ исчерпана донельзя…
Через три-четыре года падение нефтедобычи в России окажется явью. К этому времени российским нефтяникам потребуется разработать и внедрить программу инновационного развития отрасли, чтобы компенсировать дефицит ресурсов и снижение добычи, считает вице-президент нефтяной компании «ЛУКойл» Леонид Федун
http://expert.ru/expert/2011/12/zametit-korovu-v-korovnike/Природу не обманешь, по многочисленным прогнозам, с 2014-2015 года Россия начнет снижать добычу нефти. Именно с этого времени, как я ожидаю, заработают новые программы поддержания добычи. И к этому времени, скорее всего, начнут обсуждать проблему восстановления ресурсов, поскольку шельф Карского или Охотского моря - это хорошо, но ведь есть и материковые ресурсы, просто для них пока нет технологий, нет ключика. В противном случае я не понимаю, откуда мы сможем найти еще 500 миллионов тонн дополнительной добычи в год. Потому как двадцать лет добычи на заявленном уровне означает, что у нас должно быть как минимум 10 миллиардов тонн запасов.
- А Восточная Сибирь как же, что-то вы про нее и не вспоминаете уже.
- Что вы имеете в виду?
- Ну, там тоже нефть есть.
- Она есть, но вся Восточная Сибирь содержит существенно меньше запасов, чем есть в баженовской свите. Другое дело, что пока нам из «баженовки» удается добывать лишь около 300 тысяч тонн. Сланцевую нефть невозможно извлекать при существующем налоговом режиме, поскольку ее себестоимость в десять раз выше обычной…
КО ВСЕМУ ЭТОМУ ДОБАВИМ:
Экспортные нефтепроводные мощности увеличатся со 125 млн тонн в 2000 году до 400 млн тонн в 2020-м, экспортные газопроводные - со 185 до 382 млрд кубометров. Все эти трубы, чтобы окупить их строительство, надо будет чем-то заполнять. Чем?
Ответ дан в докладе об Энергетической стратегии страны до 2030 года, подготовленной Министерством энергетики. Предполагается, что добыча газа в России едва ли не удвоится, достигнув 1 трлн кубометров в год при экспортных поставках в 350-370 млрд кубометров. Добыча нефти в благословенном 2030-м должна превысить 530 млн т, а экспорт - 330 млн тонн.
Пока в оптимизм Министерства энергетики верится с трудом. Ведь эти рекордные объемы углеводородов надо, во-первых, добыть и, во-вторых, продать.
Три четверти всех разведанных запасов газа сосредоточены в 21 крупном месторождении. Большинство из них уже вовлечены в разработку не менее 15 лет. Четыре крупнейших (Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и Вынгапурское) дают до 80% всей добычи. И уже вступили в фазу падения добычи. Для резкого роста ныне стагнирующей газодобычи (см. график 2) нужны вовлечение в оборот глубинных газосодержащих слоев на этих месторождениях (так называемых ачимовских пластов) и ввод в строй новых месторождений. Последние есть только на Ямале и на шельфе северных морей (например, Штокмановское). Потребуются колоссальные силы и средства на их освоение.
Кроме того, не назовешь безоблачной и перспективу продаж газа на экспорт. По данным International Energy Agency, роль российских поставок на рынок ЕС неуклонно снижается (см. график 3), пока, правда, только в относительном масштабе. Но давление со стороны сланцевого газа вполне может привести и к снижению физических поставок, как это уже было в 2009 году.
С нефтью тоже не все гладко, особенно по части добычи: на старых месторождениях Западной Сибири она неуклонно падает. В Восточной Сибири Энергетическая стратегия до 2030 года ожидает добычи в лучшем случае на уровне 60 млн т в год - этого будет недостаточно даже для наполнения ВСТО после завершения строительства второй очереди, когда суммарная мощность нефтепрвода составит 80 млн т. Единственная надежда на резкое расширение добычи в перспективном регионе - шельфе северных морей. Но это будет крайне сложное и затратное мероприятие: климатические условия в регионе суровы.
http://expert.ru/expert/2011/11/pojmannyie-setyu/ Максим Калашников: мы давно говорили о том, что власть трехцветных макак даже ТЭК РФ довела до ручки, истощила, не обеспечила инвестициями и техническим перевооружением. А после гибели СССР - оказалась бессильной освоить нефть Восточной Сибири. Об этом я лично писал еще в начале 2000-х - благодаря хорошим отношениям с двумя глава Минтопэнерго: Петром Родионовым и Виктором Калюжным.
Падение нефтедобычи в РФ становится реальностью ближайшего будущего. Это в дополнение к тому кризису в электроэнергетике, к коему привела реформа по Чубайсу. Пиздецы складываются, как я и предупреждал в книге "Цунами 2010-х". Рушится основа основ сырьевой расейской, примитивизированной экономики - топливно-энергетический комплекс.
Мы пытались предупредить о грядущей беде на «Нейромир-ТВ»
http://rutube.ru/tracks/3518842.html?v=3526ea3f94cb4fc8d97cdf7aa6aca2d0 You can watch this video on www.livejournal.com
Неизбежность коллапса российского топливно-энергетического комплекса. Анализ положения в нефтегазодобывающей отрасли генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым - в интервью Максиму Калашникову.
Но время, судя по всему, упущено.
ТЭК РФ не стал потребителем инноваций и заказчиком для русской науки. См. график из "Эксперта".
Приведу также слова Владимира Капустина, генерального директора ОАО «ВНИПИНЕФТЬ», а заодно - руководителя рабочей группы по модернизации основных фондов и внедрению инновационных технологий в комитете РСПП по энергетической политике.
«…Наука в сфере переработки и нефтехимии ещё сохранилась в нашей стране, да и уровень не хуже, а то и выше мирового. Например, Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН, возглавляемый академиком Саламбеком Хаджиевым, Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, возглавляемый академиком Валентином Пармоном, выполняют современнейшие высокотехнологичные разработки в области нефтехимии и нефтепереработки. Однако то, что сегодня есть у них, - это на уровне пилотных полупромышленных установок. В промышленность же их не пускают по разным причинам - из меркантильности, из желания купить западные технологии.
Отечественной науке трудно пробиться, так как выросло поколение нефтепереработчиков, безосновательно предпочитающих всё иностранное российскому. Если не будет метода проб и ошибок, мы никогда не внедрим свои отечественные технологии, некому будет передавать наш наработанный опыт. И через 10 лет будет то же самое. И так без конца, а разрыв между нашими и зарубежными технологиями тем временем будет нарастать. Иностранные компании активно проводят свои технологии и часто преследуют цель взять от России как можно больше…» (Полный текст -
http://www.promros.ru/article/347).
БИМТ-технологии
http://m-kalashnikov.livejournal.com/424407.html БИМТ-ТЕХНОЛОГИИ: ЧЕГО НЕ ЗАМЕЧАЮТ НИ В КРЕМЛЕ, НИ В ОФИЦИАЛЬНОЙ "ИННОВАТИКЕ" РФ?
http://m-kalashnikov.livejournal.com/316778.html С кризисом ТЭК РФ придется бороться уже новой - русской национальной (и социальной) - власти.