ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ: УЧИМСЯ У СТАЛИНА

Jul 29, 2024 23:23

Максим Калашников

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ: УЧИМСЯ У СТАЛИНА

Когда мы будем вытаскивать страну из трясины сырьевой деградации (ставшей причиной неудач на Украине) и бороться с технологической зависимостью страны, то возьмем пример с Иосифа Виссарионовича. Творчески развив его гениальные оргнаходки.

КОГДА И МУССОЛИНИ НЕ ПОМЕХА

Дело было уже после заключения 2 сентября 1933 года договора о дружбе, нейтралитете и ненападении между Советским Союзом и Италией, где к тому времени вот уже десятилетие как правил дуче.

Январь 1934 года. Иосиф Сталин делает отчет XVII съезду ВКП(б):

«Некоторые германские политики говорят по этому поводу, что СССР ориентируется теперь на Францию и Польшу, что из противника Версальского договора он стал его сторонником, что эта перемена объясняется установлением фашистского режима в Германии. Это неверно. Конечно, мы далеки от того, чтобы восторгаться фашистским режимом в Германии. Но дело здесь не в фашизме, хотя бы потому, что фашизм, например, в Италии не помешал СССР установить наилучшие отношения с этой страной…» https://hrono.ru/libris/stalin/13-27.html


Сталин в 1934-м

Муссолини в журнале "Тайм" в 1936...


Дуче уже плохой - "Тайм" 1943-го...


ИВС тогда не был одинок. Муссолини и в США был уважаем. Фашизм в Италии правил с 1923 года. Итальянские инженеры слыли смелыми новаторами. И потому Советский Союз, проводя форсированную индустриализацию, вовсю сотрудничал с амбициозной, но небогатой Италией. Дома Муссолини давил красных, но с Москвой торговал охотно. И делился с нею передовыми технологиями. Например, в конце 1920-х дирижабли считались перспективным видом воздушного транспорта. (До катастроф дирижаблей «Акрон» в 1933-м, «Мейкон» - 1935 - в США и «Гинденбурга» у немцев в 1937-м). У нас был очень популярен любимец дуче: дирижаблестроитель и воздухоплаватель Умберто Нобиле. И когда в Союзе создали трест «Дирижаблестрой» в Долгопрудном, Сталин обратился к Муссолини с просьбой: отпустите к нам Нобиле. Дуче согласился, причем аэронавт поехал в Россию не один.

«В 1931 году Умберто Нобиле принял приглашение от руководства СССР, сделанное ещё в 1929 году, и с 1932 года приступил к работе на Дирижаблестрое в качестве технического руководителя. С собой он привёз небольшую команду инженеров и опытных рабочих.
Под руководством Нобиле были сконструированы дирижабли В-5 и В-6 «Осоавиахим» объемом 2340 м3 и 19000 м3 соответственно. В-6, самый большой из них, представлял собой усовершенствованную версию N-1 «Италия» с фирменной нобелевской полужёсткой конструкцией. Для СССР «Осоавиахим» стал самым большим дирижаблем и рекордсменом…»
https://dolgoprudnymuseum.ru/bulvar-umberto-nobile/

В те годы в редакции «Московского комсомольца», помимо алого знамени городского комитета ВЛКСМ, стоял и флаг фашистской молодежной организации города Рима. В 1929-м летняя Одесса радушно встречала эскадру из 35 гидропланов «Савойя-Маркетти» S.55, что привел туда один из лидеров фашистской партии Итало Бальбо. Летающие катамараны приводнились на Хаджибейском лимане. Присутствовало выше командование ВВС СССР.








https://youtu.be/N5qo9w7h5NM?si=3tKbo9GJB4-_5Cls

image Click to view



https://youtu.be/IHNiTbfTyfQ?si=Tf5iho7uMp-27Az5

image Click to view



(Подобный визит на тех же летающих лодках, торпедоносцах открытого моря, Бальбо совершит и в Америку. Первого июля 1933 года маршал авиации фашистской Италии повел целый флот гидропланов (24 машины «Савойя-Маркетти») по маршруту «Италия-Амстердам-Дерри-Рейкъявик-Картрайт на Лабрадоре - Шедьяк - Монреаль - озеро Мичиган». Так молодое фашистское государство заявило о себе на всемирной выставке «Век прогресса» в Чикаго. Кстати, мы в 1932-м купили для «Аэрофлота» пятерку S.55: чтобы Туполев и Бериев могли начинать конструировать аналогичные наши машины не «с нуля». Дуче взамен получал мазут для своего флота.

Сталин прозорлив: он уверен, что подступает Вторая мировая, что Версальский мир - лишь передышка. Надо строить военно-морской флот. При этом после катастрофы мы утратили ценнейшие кадры конструкторов-корабелов, вместе с их опытом разработки передовых кораблей - тех же эсминцев типа «Новик». Что делает Сталин? Обращается за помощью к Италии. Муссолини соглашается - Москва хорошо платит. И вот компания «Ансальдо», машиностроительный гигант (прожил до 1993 года) продает нам техническую документацию на строительство современных эсминцев. Именно она стала основой для создания «дестроеров» 7-й серии, легендарных наших эсминцев Великой Отечественной. В 1934-м это случилось. Оставим за кадром судьбу наших конструкторов «семерок», не надо было расстреливать многих из них, но это - отдельная история. А вот принцип подготовки своих конструкторов с помощью командировок на передовые иностранные предприятия и приобретения технической документации следует взять на вооружение. Тем паче, что эсминцы 7-й серии не были копиями итальянских, наши многое добавили.

БЫСТРО ПОГЛОЩАЯ ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В начале 1930-х мир терзает спад Великой депрессии, туго приходится даже Италии. Всем нужны заказы - сохранить объемы производства. Сталин умело пользуется моментом. СССР закупает у итальянской корпорации «Ансальдо» мощную судовую паротурбину и документацию на нее. Есть секретная справка 11 мая 1934 г. - от Управления кораблестроения Управления ВМС РККА о сотрудничестве с «Ансальдо» в области судостроения. (https://istmat.org/node/48392)

Из нее мы узнаем, что Союз приобрел документацию на тьму агрегатов и машин.
«II. В развитие договора фирма поставит:
а) Полный комплект главных и вспомогательных механизмов - котлы, турбо- и дизель-динамо, минные компрессоры, аэрорефрижерационные машины, рулевую машину и прочие мелкие механизмы машинно-котельной установки, полностью идентичные таковым итальянского крейсера «Е. ди Савойя», со всеми рабочими чертежами, расчетами и спецификациями по электромеханической части. Механизмы этого корабля являются наиболее современными в итальянском флоте и изготовляются фирмой в настоящее время для находящегося в постройке 36,5 узлового крейсера водоизмещением 6950 т.
б) Технопомощь по постановке производства перечисленных выше механизмов на заводах СССР, как в части металлургии, так и в части механической обработки и монтажа. Технопомощь будет заключаться в передаче заводам СССР всех данных технического процесса, поставке калибров, шаблонов, приспособлений и устройств, необходимых для изготовления этих механизмов, посылке в СССР своих высококвалифицированных инженеров (18 24) и техников для обучения и руководства работами наших заводов и, наконец, обучении наших инженеров (12) и рабочих (10) на своих заводах.
в) Комплект чертежей, расчетов и спецификаций по корпусной части крейсера «Монтекукколи», одного из наиболее новых крейсеров итальянского флота, вступающего в строй в 1935 г., а также теоретические чертежи и чертежи винтов для запроектированного нами крейсера и эсминца…»
Нет, не просто готовый корабль заказывали, как это пробовали сделать с «Мистралем» при Сердюкове, не приобретали готовые комплектующие, как до 2022 года и даже сейчас - брали технологии, чтобы делать самим. И кадры готовить свои, квалифицированные. Читаем далее:
« Все данные по технологическому процессу изготовления механизмов будут сданы в течение 8 месяцев, причем первая партия - через 80 дней. Длительность обучения наших специалистов на заводах фирмы (12 инженеров и 10 рабочих одновременно) определена в 45 месяцев…»
« Стоимость технопомощи и условия платежей определяются следующим образом:
1) За механизмы с чертежами и расчетами (п. II. 1) уплачиваются 26 млн. итальянских лир, из коих 70% - векселями с 18 мес. кредитом, частями по мере изготовления механизмов (в течение года) и 30% наличными, из коих 15% после сдаточных испытаний и 15% - после годового гарантийного срока работы этих механизмов.
2) За технопомощь, обучение нашего персонала и инструменты (п. II. 2), включая лицензии на право воспроизводства в СССР трех комплектов турбин, уплачивается 5 млн. 350 тыс. итальянских лир, выплачиваемых в течение 5 лет равными частями каждые 6 месяцев; 90% платежей векселями с 18 месячным] кредитом и 10% наличными (последний платеж)…»
В общем, учитесь, студенты. Китай сейчас так же делает. Изучает лучшие образцы техники - и учится делать сам. Сталин пример показал.

Как строили «Киров», лучший крейсер довоенного ВМФ СССР? За основу взяли теоретический чертеж итальянского крейсера «Евгений Савойский». Полный пакет технических документов на корабль мы купили у все той же «Ансальдо». Главным конструктором крейсера назначили Анатолия Маслова. Строительство началось по постановлению Совета труда и обороны от 11 июля 1934 года № 58сс. Корпус крейсера заложили на Ленинградском судостроительном заводе № 189 имени С. Орджоникидзе. Кстати, Анатолий Маслов (1884-1968 гг.) превратился в одного из самых выдающихся корабелов СССР, в 1942 г. став лауреатом Сталинской премии, а двумя годами позже (без защиты диссертации, по итогам практических работ) - доктором технических наук. И тогда же вступил в партию.
«В 1932 году опубликовал работу «За революционные темпы и методы внедрения электросварки в судостроении» и начал первым на практике использовать сварку вместо клёпки в корпусных конструкциях крейсеров.
…В 1933-1945 годах - главный конструктор лёгких крейсеров проектов «26»(крейсера типа «Киров»), «26-бис»(крейсера типа «Максим Горький») и «68» (крейсера типа «Чапаев»). С 1944 года заведовал кафедрой конструкции судов Ленинградского кораблестроительного института. Вёл научную работу в области судостроения…» (https://aftershock.news/?q=node/933010&full)

Довольно долго длилось наше сотрудничество. Его не прервало вторжение Муссолини в Эфиопию в 1935-м и провозглашение возрождения Римской империи в 1936-м. Все стало сворачиваться лишь с ноября 1937-го, когда фашистская Италия присоединилась к Оси, Антикоминтерновскому пакту, созданному Третьим рейхом и Японской империей. Но и то последний наш заказ итальянцы выполнили в 1938-м. Строительство лидера «Ташкент», самого быстроходного корабля нашего ВМФ. Заказ исполняла компания «Одеро Тэрни Орландо» ( «Odero Terni Orlando»), существующая и поныне. 9 сентября 1935 года в Ленинграде заключили договор между Главморпромом Нарокмата тяжелой промышленности и означенной фирмой. На проектирование и постройку быстроходного разведчика. Подписывали: с советской стороны - директор «Судопроекта» Л.Окорский Л. С., с итальянской - Луиджи Орландо. Заложили «Ташкент» в Ливорно 11 января 1937-го. А 17 марта 1939 года начались ходовые испытания в Италии. Корабль показал скорость 43,56 узла - более востмидесяти километров в час. К тому времени мы уже косвенно воевали с дуче в гражданской войне в Испании, грянувшей в 1936-м.




На сем сотрудничество с фашистской Италией закончилось. Лидер «Ташкент» станет кораблем-героем Великой Отечественной, примет участие в обороне Одессы и Севастополя и погибнет от бомб люфтваффе в Новороссийске 2 июля 1942-го.
Вот так. Прагматизму Сталина надо учиться. Давно пожелтели страницы тех контрактов, умерли те, кто ставил на них подписи, безнадежно устарели тогдашние чудеса техники и технологий. Но сам подход к делу Сталина вечно жив и молод…
#технологический_суверенитет
(Полный вариант работы выйдет в журнале Изборского клуба).


#технологический_суверенитет, индустриализация, Сталин, Максим Калашников

Previous post Next post
Up