Немного психоисторического. ТРИЛОН И ПЕРИСФЕРА ПРОТИВ СЕРПА И МОЛОТА

Aug 15, 2023 19:15

Надеюсь, отрывок из будущей книги. Нам же еще предстоит поднимать РФ из разора и болота отсталости. После нынешней войны. Ну, а тут опыт 1930-х пригодится. Даже если это опыт врага. И сейчас идет эпоха "новых тридцатых", с ее страшными вызовами и новым антирусским фашизмом. Я не про провинциальную бандеровщину...


Если ты не создаешь своего Будущего, то обречен попасть в чужое, созданное твоими цивилизационными врагами. Которое и за твоей счет строится - и против тебя.
Вступая в опасную эпоху «новых 1930-х» и сталкиваясь с новым видом фашизма, мы должны ответить на крайне болезненный для русских вопрос. Как вышло, что СССР, созданный как страна-первопроходец и царство футуристики, сам отказался от роли пионера и демиурга грядущего? Сам сломал оружие Победы (тот самый Спецкомитет Берии) сразу после смерти ИВС и не смог соединить его с дерзким воображением? И почему это получилось у нашего главного врага, Соединенных Штатов? И что должны теперь сделать мы, дабы использовать весь потенциал закрывающих и прорывных технологий?
И начнем мы на сей раз с опыта нашего главного врага.

Если вы хотите увидеть то, что создало мир Запада 1950-1970-х годов, а во многом и продолжает его формировать и сейчас, вам нужно отправиться на Всемирную выставку, что открылась в Нью-Йорке 30 апреля 1939 года. Конечно, машины времени у нас нет, но прочитать о ней и посмотреть хронику стоит.

Огромная по размаху, непревзойденному и поныне, с 44 миллионами посетителей за год работы, она глубоко потрясла современников. По сути, изменила сознание целого народа (посещали ее в основном американцы, население США тогда составляло 130 миллионов душ). Тогда, накануне страшной войны, когда еще электроника была громоздкой и ламповой, антибиотики делали самые первые шаги, а в небе даже монопланы не успели вытеснить громоздкие бипланы, американцы устроили грандиозную выставку «Мир завтрашнего дня», торжественно открытую президентом Франклином Рузвельтом. Символом его стали Трилон и Перисфера: огромная башня-игла с мощными громкоговорителями, устремленная в небеса - и шарообразное здание, внутри коего посетители могли видеть макет-панораму гармоничного города будущего - Демокрасити. Похожую эстетику вы можете наблюдать на послевоенной московской ВДНХ. Да-да, в той самой взмывающей в небо титановой ракете и в шарообразной кинопанораме. Увы, подражали мы той выставке тридцать девятого.

Люди выходили с нее зачарованными. Именно на ней миру представили нейлон и цветную фотографию. И человекоподобного робота Электро. Но нужно смотреть не на отдельные экспонаты, а на все в целом. Там гостей погружали в реальность через двадцать лет. В 1960-й год и даже дальше. Показывали то, что будет с транспортом, путями сообщения, городами, управлением, продовольствием. Здесь люди могли видеть скоростные поезда-модельки, которые доставляют людей в ракетопорт - и оттуда они улетают к другим планетам. В павильоне газовой промышленности можно было увидеть грядущую газификацию страны и все, что может дать Соединенным Штатам эта отрасль. А рядом были павильон авиации, транспорта, медицины. Работали сектора быта и обихода, благоустройства. Павильоны, покрытые светящимися красками, загадочно и волшебно фосфоресцировали в лучах газосветнызх лап и ультрафиолетовых прожекторов. Был даже показательный городок с разными типами зданий будущего.

А какие сильные впечатления оставляло посещение павильона автостроительной компании «Дженерал Моторз»! В ее павильоне гости на специальном поезде из кресел перемещались над макетом Америки 1060 года - «Футурамой». Словно летя на самолете, они страну, опутанную сетью моторвэев - скоростных шоссе. По ним мчались на большой скорости игрушечные машинки. А диктор пояснял: такие дороги словно сожмут огромную страну, сделают доступными ее природные богатства. Автомобили на удобных моторвэях смогут перемещаться безопасно, со скоростью в 150 километров в час, причем достаточное расстояние между машинами будет выдерживать специальная радиоаппаратура. Елки-палки, да это же современные умные дороги, которые создаются сегодня, восемьдесят лет спустя! А «Футурама» показывала сие в 1939-м. Удобные развязки, никаких пересекающихся потоков авто. Просторные города, утопающие в зелени, полные света и воздуха. В городах уже есть площадки для личного воздушного транспорта: вертолетов и гиропланов.
А вот ферма будущего: с последними научными достижениями в физике и химии, автоматизированная и высокопродуктивная. А рядом - футуристический аэропорт у города, где причаливают и большие трансконтинентальные дирижабли, и пассажирские самолеты взлетают-садятся. Причем воздушная гавань - это одновременно узел и железных дорог, и автомобильных трасс. А в городе - широкие улицы, и пешеходы не пересекаются с автомобилями.
https://youtu.be/sClZqfnWqmc

image Click to view



Создал «Футураму» энтузиаст грядущего мира и промышленный дизайнер Норман Бел Геддес (1898-1958 гг.). А в шарообразной Планисфере зрители, словно паря в воздухе на эстакадах, могли видеть живой, действующий макет еще одного города грядущего - Демокрасити. Созданный учеником Геддеса - Генри Дрейфусом (1904-1972 гг.) Итак, в центре города, состоящего из концентрических поясов-окружностей - огромный стоэтажный небоскреб. Средоточие административных и деловых контор. Рядом - торговая часть. А в поясах-окружностях - сперва плезантвилли, «города наслаждений»: жилые комплексы из индивидуальных домов на одну семью. Их пояса разделены пркрасными кольцевыми парками. А дальше - пояс миллвиллей, промышленных комплексов, «заводоградов». Движение удобное, опять делается ставка на автомобили и широкие дороги…

Здесь же, на Всемирной выставке-1939, можно было увидеть удобные индивидуальные дома, с просторными террасами и панорамными окнами. С прекрасно оборудованными кухнями, с кондиционерами и пылесосами. С отличными телевизорами и радиоприемниками, с телефонами…
В этом мире хотелось очутиться и жить. Примечательная деталь: именно в рамках грандиозной экспозиции «Мир завтрашнего дня» в 1939-м прошел первый Всемирный конвент научной фантастики (знакомый нынче Worldcom), и среди его участников - любимые мною Айзек Азимов и Спрэг де Камп. Тут попробовали показать даже одежду будущего…

Удивительно, насколько здесь удалось свести воедино дерзкое воображение и предвидение с хваткой и футуристикой капитанов большой промышленности, с отточенным интеллектом конструкторов да инженеров. Альянс оказался на редкость удачным: фактически Америка показала свою мечту-программу. Каковую, в общем, к началу 1970-х в основном и воплотила, за исключением космопортов. (Как хозяева США отказались от космической экспансии в начале семидесятых и СССР за ними последовал - тема отдельная). Да, почва для такого психоисторического (использую термин Азимова) прорыва имелась. Америка была охвачена порывом в манящее Завтра, причем именно в американском облике. Футуристикой был одержим сам президент Франклин Рузвельт, издавший в 1933-м свою книгу «Глядя вперед», где рисовал электрифицированные чистые города с уютными кварталами домов на одну семью и вынесенной подальше от них промышленностью, весьма похожие на то, что показали на той удивительной выставке. Сама страна зачитывалась первым в мире журналом научной фантастики «Удивительные истории», учрежденном в 1926 году изобретателем и предпринимателем Хьюго Гернсбэком (1884-1967 гг.), открывшим миру плеяду нынешних классиков жанра. С 1929-го журнал превратился уже в «Чудесные истории» и выходил до 1936-го. Он звал мальчишек и девчонок в пленительные космические дали и в тот, в общем, мир, что потом показали на выставке 1939-го.
И как бы это ни было нам неприятно, но та выставка стала победой Соединенных Штатов в борьбе за создание нового, будущего мира. Первой серьезной попыткой скрестить большие капиталы, смелое научно-техническое творчество и самую буйную фантазию писателей и футурологов. «Мир завтрашнего дня» не стал оторванной от реальности иллюзией. Да, он состоял из макетов и моделей, как сейчас бы сказали - концептов. Но уже в 1950-е годы моторвэи пришли в виде грандиозной сети скоростных трасс - хайвэев - строительство коих развернется при президенте Эйзенхауэре. Автомобили, телевизоры, бытовая техника в каждой семье - все это начнет стремительно превращаться в сбывшую мечту уже со второй половины 1940-х. А потом придут и роботизация, и умные дороги..
Увы, в СССР при Сталине подобного не сумели породить. И знаменитая ВДНХ, хотя и планировалась как чудесный город нашего Завтра, некое окно в нашу будущую реальность, таковыми так и не стала. Осталась все-таки набором отраслевых и республиканских павильонов. И хорошо, что пока наш враг не устроил сегодня ничего подобного. Никакой выставки воплощений «мечты Клауса Шваба и Греты Тунберг».

Однако опытом врага нам не грех воспользоваться сегодня. Ибо нынешняя РФ оказалась в положении, весьма близком к состоянию Соединенных Штатов 1939 года…

ТЕХНОЛОГИЯ ЧУДА
Как же удалась такая выставка? Горько об этом говорить, ведь СССР - страна проектная, мобилизованная, футуристическая. А тут - Соединенные Штаты, страна вроде бы Золотого тельца. Олицетворение капиталистической анархии. И вдруг: вот такая попытка представить почти во плоти образ богатого, изобильного грядущего. Без всяких идеологических отделов он пропитывает социум США и становится руководяще-направляющей силой, почти планом. Каковой выполняется, пускай и с неизбежными поправками.
А ведь выставка открылась в весьма трудные для нашего главного врага. Америка угодила в тяжелейший кризис, в Великую Депрессию. Нищета, голод, 15 миллионов безработных в 1929-1933 годах. Страна на грани социального взрыва и гражданской войны. По сравнению с 1929-м объем промышленной продукции в 1934-м падает до 66,4%. Неимоверными усилиями Нового курса команде Рузвельта удается в 1937-м поднять его 92,2% от докризисного. Но тогда же, в тридцать седьмом, разражается вторая волна депрессии - и в 1938-м американское производство опять падает до 72 процентов от уровня 1929-го. Именно в таком тяжелейшем положении янки готовят свою Всемирную выставку дерзновенной мечты 1939 года. Решаются показать мир, где торжествует американская мечта - в цвете, звуках, «физике». Надо было вдохнуть надежду в собственный народ, окрылить его, подвигнуть на большие свершения. Большим корпорациям США стало очевидно: им не выжить без опоры на широкие народные массы. Потому элита Соединенных Штатов делает ставку на мечту. И ведь у них получилось!
В то самое время, в марте 1939-го, на XVIII съезде ВКП (б) Иосиф Сталин торжествует: Америка сдает! Если она даже не в силах восстановить собственный экономический уровень 1929 года, то СССР по отношению к 1933 году добился роста промышленности в 238%. Он ставит задачу: превзойти ведущие капиталистические страны по производству не только общему, но и на душу населения. В чем должно помочь и великое Стахановское движение. В марте 1939-го, давая обзор Всемирной выставки, «Техника-молодежи» пишет: «На выставке будут представлены, кроме США, 60 государств. Однако можно заранее сказать, что, за исключением СССР, никому из них не удастся реально показать свое будущее. Все, что увидят многочисленные посетители выставки как «завтрашний день», может быть осуществлено в широких масштабах только при отсутствии войн, кризисов, безработицы - этих постоянных спутников буржуазного общества, без которых капитализм немыслим…»
Казалось, Америка создает иллюзион и цирк, скрывая свой неотвратимый упадок. А мы, Страна Советов, неудержимо взлетаем. И скоро сбросим Заатлантическую республику с пьедестала глобального лидера.

Как же мы ошибались! Янки даже мировую войну поставили на службу своей мечте. Наоборот, война ускорила научно-техническое и промышленное развитие США, сделала их финансовым центром мира. Они смогли стравить между собою своих главных соперников: СССР, Германию, Японию, Британскую империю. Мало того, обрели то, чего не предвидели на выставке 1939 года: атомную энергию. Выплеснули в гражданское производство тысячи передовых технологий, родившихся в военных арсеналах. Освоили богатейшую научно-техническую добычу из разгромленной Германии. И потом, как мы уже знаем, уже после гибели в СССР параллельно-опричного «правительства развития» (Спецкомитета) создали свою «администрацию перемен», DARPA. Как и мощную НИС - национальную инновационную систему.
(Отрывок из "Вопросов сталинизма")
...

индустриализация, Сталин, Максим Калашников, СССР, футуристика

Previous post Next post
Up