НЕ СТАЛИНСКИЙ ГКО. А ЧТО?

Oct 19, 2022 23:04



Крокодил глотает медведя

Максим Калашников

НЕ СТАЛИНСКИЙ ГКО. А ЧТО?

Создание В.Путиным СКС (Специального координационного совета) при правительстве РФ по вопросам СВО требует осмысления. Будет ли преодолен очевидный управленческий кризис?

Речь В.Путина: https://youtu.be/863sz1Q--rU

***

Первое. Налицо принципиальное отличие от Сталина, который создал летом 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО), превращая страну в единый боевой лагерь. ГКО сосредоточил всю полноту власти в своих руках, при этом во главе комитета (чрезвычайного правительства) стал сам Иосиф Сталин. Приняв на себя всю полноту ответственности.

ГКО выступал как сверхправительство. В него входили кураторы всх наркоматов-министерств, а решения ГКО имели силу закона для любой организации в СССР. (Именно из ГКО затем вырос «атомный» Спецкомитет Л.Берия). Госкомитет обороны сосредоточил в своих руках высшие военную, политическую и экономическую власти в стране. Н составлял планы развития страны и ежедневно контролировал их исполнение. Документы ГКО обретали силу закона, его уполномоченные работали по всей стране. Была создана сеть городских комитетов обороны (ГорКО), которые координировали работу всех обычных государственных и партийных органов. Примечательно, что собственного бюрократического аппарата ГКО не имел, все его решения готовили профильные наркоматы (министерства) и ведомства. А делопроизводство вел Особый отдел Центрального комитета партии ВКП (б). То есть, Госкомитет обороны не громоздил дополнительной бюрократии: он пронизывал собою имеющийся административный аппарат.

СКС принципиально отличается от ГКО. Глава государства его не возглавляет. Налицо избегание личной ответственности. Совет спихнули на премьера Мишустина. СКС лишь координирует работу правительства, администрации президента, Совбеза, Госсовета и пр. При этом неясно: а почему такой координацией не занимается правительство? Или Старая площадь (АП)? Это что за дублирование функций? Или признание неработоспособности прежнего Кабмина?

Второе. Мы видим (как и в случае с т.н. пандемией) перекладывание ответственности с Центроверха на губернаторов. Вы там сами решайте, что делать, а не понравитесь нам - снимем? Это опять-таки маиакальное стремление Кремля избежать ответственности и в случае чего сказать, что главы регионов виноваты. Но это, увы, прямо расшатывает всю «вертикаль» в ходе военных действий.

***

Третье. Снова все отдается на откуп «плиточно-распильной» бюрократии. Посмотрите на лица, обрамляющие выступление президента на видео. Это же достойно кисти Иеронима Босха! Ни одного технократа-промышленника там нет. При этом сохраняются фигуры, напрочь противоречащие мобилизационному принципу: Силуанов и Набиуллина.

Не создан жизненно необходимый орган при Кремле, который должен обуздать маразм чиновников и сислибов.

Само собой напрашивается создание Высшего экономического совета, причем с непосредственным участием общественных объединений и ассоциаций отраслевых промышленников и аграриев, с интеграцией в ВЭС Торгово-промышленной палаты РФ. Один госаппарат с делом не справится. Профобъединения реального сектора (Союз молочников, Союз мясопромышленнков, Росспецмаш, Росстанокоинструмент, Союз пекарей и т.п.) знают намного больше и гораздо более дальновидны. Да и ситуацию ощущают куда быстрее, буквально кончиками пальцев. Важно, чтобы во ВЭС работали прежде всего не сырьевики, а именно представители всех ветвей машиностроения, приборостроения, химии и фармацевтики, электроники, агропрома.
В отличие от чиновников, промышленники и аграрии (равно как и представители наукоемкого, инновационного предпринимательства) буквально живут своими заводами и фабриками. Для них производства - их кровное дело, дело жизни. И уж они отлично знают возможности для импортозамещения, состояние производственных мощностей и способы заместить подсанкционный импорт за счет поставок из Китая и прочих пока еще не враждебных нам стран. Эти же специалисты способны создать проекты законов и постановлений правительства, максимально эффективные в действии, сберегающие силы и средства. Они же - отличные контролеры действий правительства и ЦБ РФ.
Стране есть чему поучиться у частных промышленников: напомним, как перед войной Петербуржский тракторный завод наладил выпуск отечественных автоматических коробок перемены передач (АКПП) для тяжелой техники, а «Ростсельмаш» - производство своих ведущих мостов и перенес японскую технологию АКПП к себе. Вспомним Верхнехавскую агропромышленную группу: задолго до войны она создала независимое от Запада селекционное свиноводство. Вот это - золотой кадровый фонд сегодня! Руководители таких предприятий помогут стране наладить настоящее импортозамещение: они на практике ведают, что для оного потребно от государства.
ВЭС, как предлагает учредитель «Биоцевтики» Дмитрий Половинкин, следует разделить на отраслевые комитеты (машиностроительный, химический, металлургический, станко- и приборостроительный, электронной индустрии - и так далее) и создать президиум, способный в самые сжатые сроки обобщить работу профильных комитетов - и выдать необходимые решения на подпись главе государства и в помощь кабинету министров.
Но ВЭС не создан!

***

Подвожу итог: создание СКС является имитацией Сталинской модели, не имеющей по сути ничего общего с ГКО. СКС становится пытым колесом в телеге. И оное не разрешает, а усугубляет управленческий кризис в РФ. Становится фактором опасного обострения ситуации.

Добавим сюда специфический фактор. Дело в том, что Сталин успел обеспечить развитие и индустриализацию СССР ДО ВОЙНЫ. Нынешнее руководство РФ до войны индустриализации не провело. И теперь создалась архитрудная ситуация. Это как если бы Сталин прохлопал ушами 1928-1941 годы, не создал новой промышленности - и после столкновения с Германией был вынужден заниматься не только фронтом, но и экстренным строительством Магнитки, Днепрогэс, Сталинградского тракторного, Первого подшипникового, Комсомольска-на-Амуре и т.д.

То есть, задача сейчас - не только вести войну, но и проводить индустриализацию РФ. Но справятся ли с этим высшие сановники в СКС? Ведь пока там - все те же лица. Те, кто успешно профукал время и сотни миллиардов нефтедолларов за пару довоенных десятилетий, но не создал тех самых технологического суверенитета РФ и ее новой, мощной научно-промышленной базы. (Взамен уничтоженной советской). Неужели эти же лица справятся теперь с куда более сложным делом? Новых-то, адекватных вызовам времени кадров там нет как нет…

Потому лично М.К. готовится с обострению системного кризиса в РФ. И к тому, что новая бюрократическая структура «поверх» прежних (то ли Главначпупс по Маяковскому, то ли Фортинбрас при Умслопогасе из «12-ти стульев») не разрешит, а усугубит управленческий кризис в стране…

Путин, Украина, Максим Калашников, кризис

Previous post Next post
Up