Наши костромские партийцы развивают потребкооперацию

Oct 03, 2018 19:22



Начали с минусовой отметки

(газета «Российская кооперации», № 38 (1072), четверг, 27 сентября 2018 года)

В Костромской области создано «Потребительское общество «Костромское». Недавно оно вошло в Центросоюз Российской Федерации. Кому и зачем понадобилось практически с нуля возрождать в этом регионе потребительскую кооперацию? Рассказывает Юрий ИЛЬИН, председатель правления созданного кооператива.

- Почему я считаю, что мы начали даже не с нуля, а с отрицательной отметки? Потому что жители области, в том числе власть, уже успели забыть за эти 26 лет, что такое потребительская кооперация. Это понятие оказалось глубоко забытым в недрах общественного сознания. Начало было положено в памятном 1992 году, когда наш регион решил в рамках федерального пилотного проекта приватизировать кооперативные организации. Кстати, в других трёх регионах эксперимента пайщикам удалось «отбиться» в ходе атак приватизаторов.
Структуры бывшего Костромского облпотребсоюза стали системой акционерных обществ, большинство из которых и по сей день работает. Однако многие не выдержали конкуренции, сдали позиции подоспевшим транснациональным торговым сетевым структурам. Сетевики предложили другой, современный, уровень сервиса, высочайшие стандарты обслуживания, более широкий ассортимент. Многие бывшие кооперативные магазины брошены, проданы, или их здания используются по другому назначению. Население, создававшее их своими средствами и силами, и наше потребобщество прежними кооперативными фондами пользоваться не вправе. Так что мы возрождаем кооперацию даже не на плечах предыдущих поколений кооператоров и даже не на руинах. Мы её возрождаем с минусовой отметки, с «абсолютного минуса» по Фаренгейту.

- А ведь Костромской облпотребсоюз был не из худших?

- Я бы сказал, что он был в числе лучших, по крайней мере в Центральной России. Коллеги из соседних регионов подтвердят. В потребкооперацию области за 150 лет были вложены колоссальные средства пайщиков и государства, были построены перерабатывающие предприятия, холодильники, базы и пр. В каждом районе выпускалась своя газировка, были мощности по производству хлеба, пельменей, консервируемой продукции. Шла заготовка в огромных объёмах черники, клюквы, брусники, грибов. Наш край лесной, и в обмен на дары леса кооперативные организации получали такой дефицит, который нигде не купишь. Его можно было приобрести в обмен только на сданные грибы и ягоды. Москвичи удивлялись, заходя в кооперативные магазины: «Да у вас тут выбор лучше, чем в «Берёзке»!»

- Что произошло в сфере торгового обслуживания селян в результате приватизации костромской потребкооперации?

- Моё убеждение: разрушение потребкооперации с её магазинчиками в каждой деревушке, с её заготовительной сферой, которая давала людям пусть небольшой, но всё же заработок, привело наряду с другими факторами к тому катастрофическому оттоку людей из костромской глубинки и запустению, которое мы сегодня наблюдаем. Костромское село на северо-востоке региона обезлюдело. Там остались одни старики. Нет не только работы, нет и инфраструктуры, того, что делает жизнь людей комфортной. Это была серьёзная управленческая ошибка. Да и сейчас, к сожалению, те уроки не пошли впрок, до сих пор отдельные сановники искренно считают своим успехом открытие сетевых супермаркетов во всех районных центрах. Однако куда, скажите, идти бабушке, у которой нет внука с машиной, чтобы затовариться на неделю в «Магните», как это теперь принято? Теперь же все сельские предприниматели позакрывали свои деревенские магазинчики и уехали в большие города...
Кооперация вроде бы существует: у нас в областном центре (кстати, на улице Кооперации!) вы даже можете увидеть вывеску «Кострома КООП-центр». Но это опять чистой воды симулякр. Эта аббревиатура и расшифровывается совсем иначе: Костромской координационный посреднический центр. Также не следует верить новым вывескам «КООП-ТОРГ» на некоторых сельских супермаркетах, завлекающих селян дорогими им воспоминаниями. Это очередной симулякр псевдокооперации, разработка коммерческих маркетологов.

- Юрий Анатольевич, зачем в наше время создавать потребительское общество? Ведь магазины сегодня на каждом шагу. Зачем потребителям нужно объединяться?

- Действительно, кажется, что проблем нет. Шагу не ступи - наткнёшься на сетевой супермаркет. Но что он предлагает? То, что они продают, совсем не похоже на то, на чём выросло наше поколение. Сети работают на чисто коммерческих условиях, исключительно ради прибыли. Им важно только, чтобы входная цена на товар была пониже, а продажная цена - повыше. Они готовы продать на этих условиях всё что угодно, без разбору. А между тем число онкологических заболеваний у нас в регионе растёт, в том числе рак пищеварительной системы. Рак «молодеет». Отчего это? Медики напрямую связывают это с тем, что мы стали есть некачественную пищу, напичканную «химией», приготовленную не по традиционным, а по «эффективным» технологиям. Люди начинают понимать, что нужно разбираться, что потребляют, самим заботиться о здоровье семьи, быть повнимательнее к тому, что мы пьём, чем дышим, чем и как занимаемся.
Поэтому идея создания потребительского общества нашла немало сторонников. Правда, идее понадобилось время, чтобы вызреть. Несколько лет мы с единомышленниками обдумывали, зачем, для кого мы создаём потребительское общество, какие у него ресурсы, как оно будет работать в рамках закона «О потребительской кооперации…». И вот осенью 2017 года мы зарегистрировали потребительский кооператив «Потребительское общество «Костромское». Сейчас в нём уже более 70 пайщиков, а если учитывать их семьи, то мы объединяем около 200 человек. Вокруг нас появился ещё больший круг сторонников. Опять же смысл потребительского общества - в решении значимых для пайщиков интересов и потребностей, для одних это сбыт своей продукции, для других - потребление качественных продуктов, для третьих - совместный досуг и общение с животными, как, например, в нашем конно-оздоровительном центре «Гармония».

- То есть вы объединились, в частности, ради того, чтобы потреблять качественные, экологически чистые продукты питания? Где вы берёте эти продукты?

- Наше общество объединяет и потребителей, и производителей, то есть фермеров, крестьян, представителей малого бизнеса. Люди вносят паевые взносы, этими взносами можно рассчитываться за продукцию. Недавно мы открыли в Костроме первый КООП-центр «Кооперативный № 1». Это место, где люди могут узнать о потребкооперации, вступить в неё, получить паевую книжку, увидеть и попробовать образцы натуральной продукции, заказать фермерскую продукцию и получить её. Это больше, чем получение натуральной еды и напитков. Сейчас хотим открыть подобный центр в одном из спальных районов - поближе к покупателям.
Есть и кооперативное производство. В пустеющем на зиму, к сожалению, селе Сандагора мы открыли КООП-ЭКО-пекарню, где выпекаем прекрасный без- дрожжевой хлеб. И хотя в это село завозят хлеб из других мест, за 70-80 километров, наша пекарня вне конкуренции. Но опять типичная проблема: понадобился помощник пекаря, а в селе нет рабочих рук. Хлеб развозим по деревням. Пока используем приспособленный транспорт. Скажем, старенькую «буханку» мы приняли в качестве паевого взноса. Но надеемся обзавестись когда-нибудь фирменной автолавкой.
Мы были на Всероссийском кооперативном форуме «Новая кооперация» в Ульяновске. Нас поразил масштаб мероприятия, порадовало приветствие Президента России Владимира Путина участникам форума, огромное впечатление произвёл проект создания Центросоюзом мультисервисных офисов-автолавок совместно со Сбербанком. В условиях, когда население на селе сокращается и нет смысла держать почтовый офис, офис банка, такие автолавки - очень хорошее решение для нашего региона. Очень интересными нам показались и предложения Ульяновского автозавода, предложившего новый формат сельской автолавки.
Недавно я встречался в Центросоюзе с Сергеем Грицаем, первым заместителем председателя Совета Центросоюза, с Юрием Рязановым, заместителем председателя правления. Костромичи просили включить их в проект «Автолавки России». Очень надеемся, что старшие товарищи нас обязательно поддержат.

- Вы вошли в Центросоюз России. Чем продиктован этот шаг?

- Мы стремимся вернуть в Костромскую область богатые и пока никак не используемые возможности потребительской кооперации, возродить двухсотлетние традиции костромских кооператоров, дать населению качественные продукты, а производителям - гарантированный сбыт. И без Центросоюза России это невозможно.
Кроме того, заинтересованы получить те же преференции, которыми пользуются наши коллеги в других регионах. Наш губернатор Сергей Ситников проявляет большую заинтересованность в развитии потребкооперации, его последнее развёрнутое выступление на НТВ показало масштаб его понимания важности кооперации для региона и значимости нашей работы… Мы подготовили даже проект трёхстороннего Соглашения между нашим потребительским обществом, Центросоюзом и областной администрацией. Но… получили красивую отписку. «Создавайте союз!» - требуют чиновники. Мы бы и рады, но стоило нам обратиться к существующим в области потребительским обществам с просьбой объединиться, как выяснилось, что почти все они, по сути, мелкие семейные предприятия и в объединении абсолютно не заинтересованы.

- Дружите с соседними потребсоюзами?

- Да, очень стремимся к этому и намечали даже деловые встречи, но они, к сожалению, пока так и не состоялись. Надеемся, что плодотворные контакты всё же будут.

Беседовала Елена ИШКОВА

Партия Дела, кооперация, письма Максиму Калашникову, Кострома

Previous post Next post
Up