ВИКТОР ПЕТРИК СНОВА ОКАЗАЛСЯ ПРАВ!

Nov 15, 2017 00:35



Максим Калашников

ВИКТОР ПЕТРИК СНОВА ОКАЗАЛСЯ ПРАВ!

Поздравляю своего друга Виктора Петрика с еще одним подтверждением его правоты. Еще десять лет назад он предлагал абсолютно верный путь обезвреживания жидких радиоактивных отходов и очистки воды от трития.
И еще раз выражаю свое презрение вороньей расейской прессе, толпам ослов-обывателей и Комиссии по лженауке РАН. 10 лет назад неугомонный малоросс предлагал Академии наук заняться делом.

***

Для начала прочел я в крайнем номере журнала «Эксперт» любопытную статью. Привожу здесь ее отрывки.
«…2017 г. Журнал «Эксперт», № 46.
Отходы проявляют активность
Вера Колерова

…В ходе эксплуатации объектов атомной энергетики образуется неприятный «осадок» - твердые и жидкие радиоактивные отходы. По данным экологических организаций, среднегодовое образование таких отходов в России - 1,2 млн кубометров твердых и 1,7 млн кубометров жидких радиоактивных отходов (РАО). Часть их содержится в открытых и подземных хранилищах, что вызывает обеспокоенность экологов.
Если твердые радиоактивные отходы можно измельчить и утилизировать (закопать на полигонах), то жидкие радиоактивные отходы (ЖРО) требуют особого обращения: нормы безопасности требуют переводить их в твердое состояние для последующего захоронения - такой порядок определен федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами».

Чтобы понять актуальность проблемы, можно обратиться к кейсу по ликвидации аварии на японской АЭС «Фукусима-1». Недавно японцы приняли решение слить в океан воду с радиоактивным изотопом водорода тритием: иного выхода не было, так как на станции заканчивается пространство для хранения высокорадиоактивной воды. Да и в Европе, как рассказывают российские атомщики, до сих пор радиоактивные воды в некоторых случаях просто сливают в море. Правда, официальные подтверждения таких действий, по понятным причинам, отсутствуют.

После аварии на «Фукусиме-1» впервые в мире в одном месте был накоплен огромный объем жидких радиоактивных отходов - 800 тыс. кубометров, причем концентрация радионуклида трития в воде, которая скопилась на аварийной станции, в десять тысяч раз превышала предельно допустимые нормы, установленные Всемирной организацией здравоохранения. С очисткой тритиевой воды не могли справиться технологии, использовавшиеся на «Фукусиме-1», - они устраняли только такие радионуклиды, как цезий и стронций. На помощь пришли российские атомщики. В прошлом году был реализован проект очистки от трития жидких радиоактивных отходов по уникальной комбинированной технологии, в разработке которой приняли участие «РосРАО» (ФГУП, которое занимается радиоактивными отходами) и Радиевый институт им. В. Г. Хлопонина (входит в «Росатом»).

В России, в отличие от многих западных стран, уже отработана эффективная технология обращения с радиоактивными отходами, в том числе жидкими. В компании «Термоксид» (входит в структуру концерна «Росэнергоатом») считают, что в этой области Россия если не впереди планеты всей, то уж точно в тройке лидеров.

Специалисты «Термоксида» утверждают, что построенный более десяти лет назад на Кольской атомной станции комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов - один из самых передовых в мире. Там реализована сложная многоступенчатая система переработки ЖРО, вода проходит через цепочку водоочистного оборудования, постепенно очищаясь от органики, солей, тяжелых металлов и на последнем этапе - от радионуклидов цезия с помощью сорбентов производства «Термоксида».
Сорбция - одна из наиболее эффективных технологий очистки радиоактивных растворов (сорбенты вбирают в себя радионуклиды). Но основными способами обращения с ЖРО остаются цементирование (смешивание с цементом и последующая утилизация) и упаривание ЖРО. Однако при этом способе объем отходов увеличивается в несколько раз.

Сорбенты на рынке представлены довольно широко (они бывают органические и неорганические, селективные и неселективные - для разных типов отходов используются разные вещества и разные очистные установки); их разработкой и производством занимаются научные институты и компании: «Термоксид», Радиевый институт, «РосРАО», Российская академия наук. В мире такие материалы производят финский энергоконцерн Fortum, американский UOP Honeywell, франко-американская Veolia/Kurion, японские компании и много кто еще.

Появляются и новые разработки в этой сфере: например, в Радиевом институте создана установка по синтезу титановых сорбентов. Отработанные сорбенты переводятся в титанатную керамику, что обеспечивает, как обещают разработчики, сокращение объема ЖРО на два-три порядка. По словам Сергея Флоря, руководителя проектного офиса инновационного развития «РосРАО», три-четыре года назад стали появляться подобные разработки неселективных сорбентов (в том числе титанатных): «Они могут иметь хорошие результаты сорбции, очень низкие коэффициенты выщелачивания, но обычно производство таких сорбентов очень дорогое по сравнению с “классическими” селективными. Хотя есть эксклюзивные случаи, где применяются титанатные сорбенты, - например на “Фукусиме-1”, - говорит эксперт. Традиционно использующийся при очистке ЖРО сорбент делается на основе оксида кремния, он в несколько раз дешевле сорбентов на основе титана и отвечает требованиям безопасности…»

***

Это - 2017 год. А вот отрывок из моей книги «Костры новой инквизиции», увидевшей свет в 2013-м.

«…История с радиоактивными отходами: социально-психологический детектив
Повернув рычаг нашей машины времени, вернемся в день сегодняшний.

Еще два года назад я брезгливо морщился, когда читал о попытке Мастера справиться с проблемой Теченского каскада озер, гигантских хранилищ жидких радиоактивных отходов (ЖРО). Господи, ну что за бред - дезактивировать ЖРО фильтрованием воды? А еще - теми же фильтрами очищать воду от трития? Не иначе, мошенник и уголовник Петрик на пару со своим кентом, тогдашним главой "Единой России" Грызловым, решили влезть в систему Росатома и впарить ему все те же углеродные фильтры, кои они до того решили поставить в каждый дом. Казалось, в воздухе носится запашком конца 80-х - начала 90-х, когда в нашу реальность ринулись легионы самозванцев и обманщиков. Тем более что даже представители РАН позором заклеймили затею с радиоактивными отходами.

Но я не знал, что погружусь в настоящий социально-психологический детектив.

Приговор большой науки

О том, что бессовестный делец и шарлатан Петрик вознамерился очищать жидкие радиоактивные отходы (ЖРО) с помощью своих углеродных фильтров, недвусмысленно высказались маститые ученые. Они же нещадно разгромили идею Петрика об очистке воды от изотопов водорода - дейтерия и трития.
"Тут Виктор Иванович явно оплошал. Дело в том, что с помощью фильтрации невозможно отделить молекулы Н2O, D2O и Т2O, равно как и комбинированные (типа HDO) друг от друга: по геометрическим размерам упомянутые молекулы практически не отличаются", - заявил умерший недавно руководитель комиссии по борьбе со лженаукой РАН Эдуард Кругляков.

Его коллега по той же комиссии академик Евгений Александров высказался куда как недвусмысленней…
"Утверждение про тритий из воды - невероятный, запредельный бред. Тритий радиоактивен (период полураспада 12,3 года), и его нет в воде. На самом деле тритий получают облучением лития нейтронами в ядерных реакторах. И это говорится в присутствии Грызлова, Кириенко и др. руководителей страны и атомной энергетики! Если и эта авантюра пройдет и Петрик получит миллиарды для "распила", то для обозначения этого придумана специальная новая буква: она выглядит как П, но с хвостиком как у буквы Ц. - …"
(http://www.lebed.com/2008/art5424.htm).

Словом, в уме моем создался яркий образ то ли полоумного, то ли отпетого мерзавца, который предлагает очередное снадобье от всего на свете. В сем случае - очередной чудо-фильтр, что и на кран в кухне якобы ставить можно, и на очистные сооружения ядерной промышленности.
Однако история оказалась намного сложнее и интереснее того, что преподносили нам пресса и признанные академики. Оказалось, что распадается она на две вполне самостоятельных линии. И что никто ЖРО через водяные фильтры гонять не собирался. И что использовались разработки, сделанные в недрах вполне академического института…»

***
«…Теченская беда
Каскад Теченских озер в Челябинской области близ ядерного комбината "Маяк". Красота неописуемая! Гладь озер - то лазоревого, то ультрамаринового цвета, она манит к себе, зовет усталого путника в жаркий летний полдень. Окунись в нас, смой дорожную пыль с пропотевшего тела.
Но это - смерть. Ибо прекрасные озера - огромный могильник жидких радиоактивных отходов. Здесь скопилось более двухсот миллионов кубометров радиоактивных жидких отходов (ЖРО).

Смотрю видео - передачу НТВ осени 2007 года.

Валерий Романовский, генеральный директор Радиевого института имени В. Г. Хлопина:
- Технология, которая создана на новейших нанотехнологических принципах, работает. Аналогов ей в мире нет, это совершенно оригинальная технология…

Опытная установка комбинированной (электрохимическо-абсорбционной) очистки воды работала два месяца на 11-м водоеме знаменитого Теченского каскада, прогнав через себя 100 кубометров зараженной воды. По сути, оные озера - громадные хранилища жидких радиоактивных отходов ПО "Маяк" в Челябинской области. Причем уровень активности вод изначально - 2,5-3 тысячи беккерелей на литр. Как свидетельствует В. Романовский, очистку удалось довести до 1 беккереля на литр.

- Технология работает, она перспективная… - говорит глава Радиевого института.
Итак, воду удалось очищать от стронция-90, кобальта-60, цезия-137, европия-152 (154,155).
Глава "Росатома" Сергей Кириенко:

- На переработке ста "кубов" воды принципиально подтверждено, что она может работать с большими объемами. Технологию нужно будет дорабатывать до промышленного уровня (это отдельная работа), но даже тот уровень технологии, что имеется сегодня, позволяет приступить к решению практических задач…

… Вся прелесть в том, что можно делать мобильные установки в разных точках. Одной из точек может быть хвостохранилище Чепецкого завода по производству ТВЭЛов. Это и Новосибирский завод, в хвостохранилище которого тоже возникает проблема жидких дренажных отходов. Надо повнимательнее изучить вопрос по подводным лодкам (атомным. - М. К.)…

Так более пяти лет назад начиналась почти детективная и при этом очень красноречивая история.

А что было на самом деле?

Речь в видеозаписи идет об установке, созданной компанией Виктора Петрика и успешно испытанной сначала в Радиевом институте (структуре Росатома, в научном центре с мировым именем), а затем - на Теченском каскаде. Никакой банальной фильтрации через измененный углерод здесь и в помине нет. Как, впрочем, нет здесь никаких египетских пирамид, шаманских заклинаний и вечных двигателей.
Замысел был смелым. Создать именно электрохимическую сорбционную установку для очистки вод от радиоактивных отходов. Именно сорбционную, а не фильтрующую. Опыты проводились в Радиевом институте на модельных растворах. Этот уважаемый во всем мире институт по итогам опытов и обратился к главе "Росатома" Сергею Кириенко. Резон прямой: Теченский каскад водоемов - исполинская радиоактивная бомба. Ежегодно несколько миллиардов рублей уходит на то, чтобы укреплять дамбы каскада, предотвращая попадание зараженных вод сначала в Исеть, в потом - и в Тобол. Поглотивший в себя последствия Кыштымской катастрофы 1957 года и последующие сбросы жидких радиоактивных отходов (ЖРО), Теченский каскад должен быть очищен. (Каскад, кстати, и сейчас регулярно пополняется отходами). Ибо это решит и одну из самых серьезных экологических проблем страны, и позволит изначально обезвреживать ЖРО, и даст русским еще один путь экспансии на мировой рынок.

В чем - дерзость замысла? В сущности, ничего особенного в электрохимической сорбционной технологии нет. Электролиз открыт в позапрошлом веке, и он действительно позволяет очищать многое. Но вот беда: при нем электроды постепенно теряют силу, пассивируются. Как только с этим явлением ни боролись! Вплоть до того, что делали вращающиеся круглые электроды, которые постоянно зачищаются специальными ножами. А тут создатели установки применили не металлические электроды, а электроды из специально обработанного углеродного материала, спрессованного с титановым порошком. Со стороны катода образуется гидроокись титана и так называемые титановые мицеллы, которые захватывают из жидкости ионы растворенных радиоактивных веществ. А дальше все это поглощается из жидкости не чем иным, как углеродными соединениями высокой реакционной способности - УСВР.

Опыты в Радиевом институте (на модельных растворах) показали, что таким образом можно снизить радиоактивность воды до уровня в 0,25 беккереля. Получается система о двух ступенях: первая - электрокоагуляция, вторая - поглощение с помощью УСВР. На выходе получаются радиоактивный стронций (кобальт, и т. д.), уже надежно упакованные в углерод. Фильтр из УСВР, напитанный радиоактивными элементами, затем можно прессовать в "блины" (или в цилиндры) автоматически. Таким образом, радиоактивная гадость уменьшается в объемах в тысячи раз, принимая форму для долгого и удобного захоронения. Можно кубометр ЖРО превратить в три кубических миллиметра сухих отходов.
Все прочие технологии обезвреживания ЖРО однозначно проигрывали разработке команды Виктора Петрика. Можно, конечно, выпаривать воду Теченского каскада, собирая на дне выпаривателей радиоактивный осадок. Но это - чудовищные энергозатраты.

Попробуйте-ка выпарить 200 миллионов кубометров зараженной воды! При этом в воздух летит радиоактивный изотоп йода.

Есть технология обратного осмоса (или мембранная очистка). Но ее недостаток в том, что в итоге такой очистки (как и при опреснении соленой воды) образуется жидкий радиоактивный концентрат, который придется сбрасывать назад, в каскад озер. Да, 70 % зараженных вод становятся чистыми, но тридцать процентов с повышенной радиоактивностью идут назад! То есть, при такой технологии дезактивации в объеме Теченские водоемы, конечно, уменьшатся, но в них окажется ядреный радиоактивный "рассол", который потом снова разбавят осадки и естественный сток воды в озера каскада.
Есть технология очистки ЖРО с помощью ионообменных смол. Но вот беда: для этого нужно, помимо всего прочего, очищать саму воду зараженных водоемов. Иначе "смоляные фильтры" забиваются другими ионами…
По всем показателям электрохимическо-сорбционная технология оказалась выгоднее. Именно поэтому в 2007 году была построена опытная установка для проверки на Теченском каскаде. Ее и забросили туда в сентябре 2007 года в 40-тонном контейнере.
И тут начались другие чудеса…»

***

Полностью всю грязную историю работы над решением проблемы ЖРО и, кстати, над проблемой решения тритиевой проблемы можно прочитать здесь:
https://profilib.com/chtenie/117660/maksim-kalashnikov-novaya-inkvizitsiya-kto-meshaet-russkomu-proryvu.php

А здесь скажу: браво, Виктор Петрик! Жаль, что желчно-злобный академик Кругляков не дожил до сего дня. Ткнуть бы его носом в новые факты. Теперь «лженаучная» технология, оказывается, успешно работает.

Десять лет назад Виктор Петрик выступил как энергичный организатор перспективной работы. Он смог скоординировать работы Радиевого института и своей частной лаборатории, сделав то, чего не сделали выживающие из ума «светила». Он давал РАН шанс выжить и заняться полезным для страны делом.
За это его попытались уничтожить, натравив на отличную разработку стадо ослов. И страна, которая могла бы приступить к решению страшной проблемы еще десять лет назад, опередив весь мир, бездарно потеряла время. Более того, предложенные тогда новации открывали путь к использованию тяжеловодных ядерных реакторов, способных работать на необогащенном уране. Резко удешевляя ядерную энергию.
Ослы пусть остаются ослами. А Виктору Петрику жму руку. Если кого-то атакуют вороньи стаи расейской прессы, это - верный признак того, что человек делает что-то очень важное для русского будущего.
...

сорбция, тритий, ядерная энергетика, Максим Калашников, ЖРО, Виктор Петрик, инновации

Previous post Next post
Up