«ФУТУРОБИОФАРМ»: ПОЯВИТСЯ ЛИ У РФ ТАКАЯ КОРПОРАЦИЯ?

Oct 17, 2017 14:43



Максим Калашников

«ФУТУРОБИОФАРМ»: ПОЯВИТСЯ ЛИ У РФ ТАКАЯ КОРПОРАЦИЯ?

Революция в лекарствах и обогащенной пище: пока еще неиспользованный русский шанс

Наши друзья по Партии Дела (компания «Биоцевтика», команда Дмитрия Половинкина) продолжает работу по созданию «пищи будущего» - функциональных, «здраворазвивающих» продуктов следующей эры. На сей раз биоцевты представляют жидкие специи.
Подробнее -
http://www.biozevtika.ru/cooked-in-spices-for-horeca/
То, что специи (в разумных пределах) обладают лечебными свойствами, врачи старой школы знают уж не один век. Просто лишь сейчас наука постигает механизмы их действия.
Но то, что делает «Биоцевтика», может стать основой для еще одного русского прорыва. Причем мирового уровня.

ОСТАНОВЛЕННЫЙ ВЗЛЕТ: ГОЛОС ИЗ 1983 ГОДА
Идея о том, что химические, синтезированные лекарства, равно как и теряющие эффективность антибиотики, не должны быть единственным направлением в фармацевтике, не нова. Есть пытливые умы, которые считают: давным-давно пора с помощью новейших достижений науки изучить те рецепты лечения с помощью целебных растений, что использовал великий Авиценна (ибн Сина). Речь не идет об отказе от «химических» лекарств. Нет, нужно параллельно строить и другую фармацею. Ту, что годна и для профилактики. Ибо вы ведь не сможете пить дорогие иммуномодуляторы и антибиотики заранее.

В библиотеке Максима Калашникова есть статья Веры Ветлиной «По следам травознаев» (1983 г.), где излагается основа новой стратегии. Итак, лечение травами и корнями полезных растений господствовало в медицине многие столетия. Но с развитием химии в ХХ веке это направление отодвинули на второй план. Почему?
Дело в том, что в травах человека лечит смесь, комплекс веществ. А медицина западного типа требовала находить «чистые» вещества, которые, мол, и обеспечивают лечебный эффект. Их можно точно дозировать, а также - синтезировать. Успехи такого подхода бесспорны.
Но оказалось, что чисто химические вещества, во-первых, несут подчас убийственные побочные эффекты. Одно - лечишь, другое - калечишь. А синтезированные вещества все-таки не равноценны природным. Изомерия у них подчас другая (при той же формуле), а человеческий организм сие плохо воспринимает. Равно как и осколки исходных непрореагировавших при синтезе молекул, осколки катализаторов… Синтетические «чистые» лекарства принесли с собою «лекарственные болезни». В чем никак нельзя обвинить лекарства из растений. Их побочные эффекты крайне малы. Сейчас добавилась новая беда: микромир мутирует стремительно, он приспособился к антибиотикам, они теряют силу.
Самое время дополнить синтетические лекарства и антибиотики обновленными лекарствами по древним рецептам. Ведь это еще и дешевле.
Как пишет Ветлина, на Дальнем Востоке в медицине использовалось больше пятисот видов растений, причем изучить успели на начало 80-х лишь малую их часть. Неизученными остались и сотни видов лекарственных растений Сибири. Да и флора Кавказа тоже еще ждет своих исследователей.
В Советском Союзе такие исследования вели в ленинградской школе фармакологов под руководством профессора Н.В.Лазарева (1895-1974). Именно Лазарев ввел в использование современной медициной женьшень и элеутеракокк. С благословления Николая Лазарева Израиль Брехман (1921-1994 гг.) стал исследователем дальневосточных лекарственных растений. В 1957-м он выпустил сенсационную книгу «Женьшень», где показал ценность сего корня для повышения жизненных сил человека. Он же в 1968 году доказал, что редкий, исчезающий женьшень может заменяться намного более распространенным чертовым кустом - элеутеракокком, растением того же семейства аралиевых, что и женьшень. В некоторых случаях элеутеракокк даже сильнее магического корня. Недаром (и я это сам помню) тонизирующая настойка элеутеракокка в 70-е входила в рацион советских космонавтов, продавалась в аптеках. Экстракт чертова куста входил в состав первоначального рецепта легендарного напитка «Байкал». (Не путать с современным эрзацем).
« И.И. Брехман был выдающимся организатором науки и воспитателем многих высококвалифицированных фармакологов. Им был создан сначала «Женьшеневый комитет при Дальневосточном филиале им. В.Л. Комарова АН СССР», позднее переименованный в «Комитет по изучению лекарственных средств Дальнего Востока ДВО АН СССР». Комитет стал интегративным центром более 30 научных и производственных коллективов страны, где изучались и внедрялись в практику ЛС и пищевые средства повышенной биологической ценности. При участии Израиля Ицковича организована поныне действующая лаборатория фармакологии на Горно-таежной станции ДВО РАН (зав. лаб. доктор биологических наук П.С. Зориков - ученик И.И. Брехмана). Последние годы жизни И.И. Брехман был руководителем Отделения проблем регуляции биологических процессов и биотехнологии Тихоокеанского океанологического института ДВО АН СССР, трудясь в котором, он значительно расширил тематику фармакологических исследований, включив в нее биологически активные вещества флоры и фауны Мирового океана. Двое ближайших учеников И.И. Брехмана - д.м.н. О.И. Кириллов и к.б.н. Э.И. Хасина продолжили работу в лаборатории фармакологии Института биологии моря ДВО РАН.
Имя И.И. Брехмана в науке связано с учением об адаптогенах (классе фармакологических средств, повышающих неспецифическую сопротивляемость организма к вредным факторам окружающей среды), впервые сформулированным его учителем Н.В. Лазаревым. Продолжая и углубляя это направление, И.И. Брехман обогатил его не только теоретически, но и практически - созданием целого ряда природных адаптогенов растительного и животного происхождения (настойка женьшеня, жидкий экстракт элеутерококка, настойка аралии, рантарин, сайтарин и др.)…»
http://prim.ranepa.ru/index.php/component/k2/item/914-farmakologiya-i-klinicheskaya-farmakologiya-v-primorskom-krae

Другой выдающийся ученый-травник СССР, Георгий Крылов («профессор в кирзовых сапогах», 1912-2003 гг.), работал в Западной Сибири и на Алтае. Крылов исследовал известные тибетским знахарям лечебные свойства золотого корня - родиолы розовой. Он обнаружил растение в Алтайских горах в 1961 году. А позже исследователи Томского мединститута (группа профессора Альберта Саратикова-Саратикянца, 1921-2004 гг.) подтвердили достоверность народного опыта. Препараты из родиолы розовой показали себя отменным стимулятором, что повышают умственную и физическую работоспособность. Они, как оказалось, лечат функциональные заболевания нервной системы. Тогда же впервые создали и напиток-тоник из золотого корня.

«…Саратиков провел оригинальные исследования по фармакологии сибирских лекарственных растений - шлемника байкальского и левзеи. Его учителями стали основоположник сибирской школы фармакологов лауреат Государственной премии академик АМН СССР Николай Васильевич Вершинин и профессор Евгения Михайловна Думенова. На 5-м курсе Альберт Самойлович совмещал отличную учебу с работой аспиранта и ассистента кафедры фармакологии. В 1946 г., через 7 месяцев после окончания института, он защитил кандидатскую диссертацию «К вопросу о стимулирующем действии левзеи сафлоровидной», в 1953 г. защитил докторскую диссертацию «К механизму кардиотонического действия сибирской синтетической левовращающей камфоры». Памяти великого учителя Николая Васильевича Вершинина А.С. Саратиков посвятил свою первую книгу - биографический очерк «Н.В. Вершинин» (1953)…»
http://medznate.ru/docs/index-80395.html

КЛАД ПОД НОГАМИ
Читаю статью Веры Ветлиной, которой уж давно нет с нами - и узнаю Михаиле Молодожникове, который смог «прижить» в нашей стране почечный чай с Явы (Сухумская станция Всесоюзного института растениеводства, затем - опорный пункт лекарственных растений близ Батуми).

«МОЛОДОЖНИКОВ Михаил Михайлович (1905 - 1977) - крупный специалист по лекарствоведению тропических и субтропических растений. Старший научный сотрудник, заведующий лабораторией ботаники Закавказской ЗОС ВИЛРа. Вначале работал на Украинской ЗОС ВИЛРа, в Сухумском отделении ВИР. В 1937 - 1939 гг. - организатор Аджарского опорного пункта ВИЛАРА в г. Кобулети (с 1940 г. преобразованного в ЗОС ВИЛАРа), где он работал до конца жизни. Одновременно с большой работой по интродукции ценных тропических и субтропических лекарственных растений почти ежегодно организовывал экспедиции по изучению лекарственных растений флоры Кавказа. В результате выявлены многие перспективные источники лек сырья (виды крестовника, полынь таврическая)…»
http://www.9lc.com/molodojnikov-mihail-mihaylovich.html

Именно Михаил Молодожников, когда юный СССР оказался в блокаде санкций и лишился поставок противомалярийной хины, смог вырастить в Закавказье перуанское хинное дерево.
Другой выдающийся исследователь лекарственных растений, Питирим Массагетов (1894 - 1972 гг., кавалер Ордена Трудового Красного Знамени в 1951 г.) открыл более сорока видов лекарственных растений-источников алкалоидов. Уроженец Алтая (массагеты - название одного из скифских племен), он 1922 по 1965 г. работал в Научно-исследовательском химико-фармацевтическом институте (впоследствии Всесоюзный научно-исследовательский химико-фармакогностический институт им. С. Орджоникидзе). За это время провёл более 30 дальних экспедиций в Среднюю Азию, Казахстан, Закавказье, на Кавказ и Алтай. Заведовал химико-ботанической лабораторией. Его посмертная книга «Заветные травы» вышла в свет в 1973-м.

Недаром в сталинские времена создали ВИЛР-ВИЛАР (Всесоюзный институт лекарственных и ароматических растений). «ВИЛАР создан в 1931 году на базе Научно-исследовательского бюро по лекарственным и душистым растениям и вошел в состав Академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина. В 1991 году институт вошел в состав Россельхозакадемии. С 2013 года учредителем института является Федеральное агентство научных организаций (ФАНО).
В настоящее время в состав института входят 12 научных отделов, единственный в России Ботанический сад лекарственных и ароматических растений и 3 филиала: Белгородский, Северо-Кавказский и Средне-Волжский…»
http://vilarnii.ru/present/about/
Дело в том, что лекарства находятся буквально у нас под ногами. Листаю очерк Ветлиной. Подорожник - средство против ран и нарывов. Спорыш (гусятник, птичья гречиха) в настое - средство от лихорадки, от недугов печени и почек. Одуванчик окрещен «северным женьшенем». По успокаивающие качества пустырника знают все. Его внесли еще в Государственную фармакопею СССР.
А вот в Приамурье в СССР исследовали ресурсы стеблелиста мощного. Это растение стоит в том же ряду, что и женьшень, элеутеракокк, заманиха. В начале 80-х исследовательский отряд в бассейне Амура возглавляла Нина Телекало…
Господи, вы представляете себе, о каких ресурсах и возможностях для нашей страны идет речь?
Знаете, я сам использую такие средства, как бетулиносодержащий экстракт бересты и порошок имбиря. Они мне обеспечивают тонус и спасение от хронической усталости. А если задействовать весь потенциал лакераственных растений русской земли и основать новое направление в мировой фармацевтике? То самое, второе?

МОЯ МЕЧТА
Моя мечта - создание в РФ сильной частно-государственной корпорации «Футуробиофарма». Лекарства из растений - это вам не синтетические препараты, на создание и испытаний коих требуются годы, архидорогое оборудование, годы испытаний и затраты в сотни миллионов (а иногда в миллиард и более) долларов. Рынок лекарств в мире жестко и беспощадно монополизирован. Слабым и малым тут не место, у них - самые ничтожные шансы на то, чтобы пробиться и вырасти в корпорации мирового уровня, невзирая даже на самые революционные (прорывные) разработки. Сегодня на глобальном рынке господствует «Большая Фарма»: олигополия всего нескольких транснациональных компаний. За последние тридцать лет издержки на вывод новых лекарств на рынок в развитых странах выросли практически на порядок, в 10 раз.
Считаю, что надо создавать в РФ государственно-частную компанию «Футуробиофарма». При ней - строить междисциплинарную научно-испытательную, клиническую базу. Общую для всех участников. Такая корпорация могла бы взять на себя «узаконивание» тех лекарств и препаратов, что, не пройдя все положенные стадии доклинических и клинических испытаний, продаются под видом ветеринарных снадобий (например, АСД), биологически активных добавок или косметики. (Например, отличные препараты из бетулиносодержащего экстракта бересты, усиливающие действия обычных препаратов при лечении гепатита Ц, обладающие отменным антиоксидантным и противовирусным действием, продаются именно как БАДы).

А применять все это можно в системе Минздрава РФ, всему миру показывая действенность нового (или хорошо забытого старого) направления в лекарственной индустрии.
Здесь же - разработка и продвижение препаратов на основе экстрактов из лекарственных растений, новое использование старинных рецептов траволечения в новом обличье (условно - проект «Авиценна-21»).

Здесь же можно поставить перспективное дело: создание рецептур функциональных, обогащенных, биологически активных пищи и напитков. Это - пища и питье с целебными функциями, несущие в себе экстракты лекарственных растений, естественные тоники, антидепрессанты и т.д. Здесь же - пища для «сердечников», больных онкологическими недугами, диабетиков, обладателей пониженного иммунитета, истощения нервной системы и т.д. А также - пища и питье с профилатическими свойствами, для приверженцев здорового образа жизни. Это то, чем занимается в порядке энтузиазма наша «Биоцевтика».

Партия Дела, Максим Калашников, Дмитрий Половинкин, новая индустриализация, футурология, Биоцевтика, инновации

Previous post Next post
Up