Максим Калашников
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТОЙ МИРОВОЙ
Что ждет Кремль в Заколдованном замке Грядущего? Конец ресурсной эпохи
Сегодня мы займемся своего рода эзотерикой идущей Четвертой мировой (мятеже)войны. Россиянская власть похожа на несчастного, угодившего в лабиринт заколдованного замка. Вот он идет по анфиладе комнат - и назад пути нет. Ибо ход за ним обваливается, и камни преграждают саму возможность отступить. Вот впереди темная палата, где поджидают свирепые псы с глазами, аки круглые плошки. Это - угроза экономического краха и верхушечного переворота. Но если наш герой сможет справиться с Псами Смуты, то дальше его ждет новый Коридор Вызовов.
Коридор эпохи, в которой миру уже не нужно столько сырья, сколько сегодня или вчера. Новая реальность, где рушится сырьевая (на новоязе - «ресурсная») экономика Эрэф. Новая волна научно-технического прогресса, которую нынешняя Москва снова проспала.
СТОЛЬКО УГЛЕВОДОРОДОВ И МЕТАЛЛОВ СКОРО НЕ ПОНАДОБИТСЯ
В 1936-м, на съезде НСДАП в Нюрнберге, Адольф Гитлер заявил: немцы жили бы намного богаче, завладей они «неисчерпаемыми богатствами и запасами сырья Урала и бесконечными плодородными равнинами Украины». В тот момент мир еще не знал о том, что Зауралье стоит над океанами нефти и о том, какие сырьевые богатства скрыты в Сибири, а то бы фюрер Третьего рейха и об этом сказал бы. Как позже он говорил о необходимости взять нефть Баку, Майкопа и Грозного…
Перед нами - типичный образец сырьевого мышления той поры, когда промышленность была очень неэкономичной и прожорливой. Когда она требовала бездн сырья и энергии. Но время изменилось. Теперь производство стало очень экономичным. Но психология торговцев сырьем намертво поразила расейских бонз: они как будто застыли в 1930-х годах.
Реальность же такова, что на единицу производимой продукции развитым странам и Америки, и Европы, и Азии требуется все меньше и меньше сырья. Как, впрочем, и на обеспечение жизни каждого гражданина. С 1973 года драматически упало удельное потребление топлива автомобилями, стала энерго- и ресурсосберегающей индустрия. Посмотрите: вот уже хлынули на рынок яркие светодиодные светильники с «солнечным» спектром света. Их уже можно вкручивать в патроны, делавшиеся еще под лодыгино-эдисоновские лампы накаливания. По сравнению с прежними лампочками Ильича они потребляют энергии в десять раз меньше, по сравнению с газоразрядными - впятеро менее. Значит, на освещение жилищ и городов энергии потребуется кратно меньше. Распространаются асинхронные электромоторы, обрушивающие потребность в токе на десятки процентов.
Но дальше - больше. Началась революция аддитивных материалов. Созданные с помощью порошковой металлургии и стереопечати изделия требуют на 30-40% меньше металла, чем созданные с помощью привычных литься, резки, обточки и фрезерования. При этом один обрабатывающий центр-многокоординатник заменяет собою 10-15 станков 1970-х. Если это - лазерный оптомехатронический центр, то экономия энергии и исходных материалов - еще больше. Но прогресс идет дальше: появились нанотрубки. Добавляй их в сталь, алюминиевые сплавы, в бетон, в пластики - и ты получишь очень прочные и твердые материалы, с помощью которых можно делать более тонкостенные изделия без всякого ущерба для их надежности. То есть, не нужно будет столько цемента, металлов и полимеров. Появятся прочные, но ажурные мосты, каркасы зданий, корпуса машин и механизмов. А значит, упадет потребность в энергии на их производство, то есть - спрос на нефть, газ, уголь. И, само собой, на руду, на продукцию металлургии и нефтехимии. Скоро появятся углепластиковые и сверхпрочно-керамические корпуса автомобилей (уже покойный Владимир Попов в 1997 показывал глиняные кирпичи, царапающие стекло). Помню, как Цветов в репортаже из Японии 1983 года показал керамический автомобильный мотор…
Скоро все это станет обыденностью, неся смерть и разорение «Газпрому», «Роснефти», металлургичесаким и угольным «королям» РФ. Как, впрочем, и их аналогам в иных странах.
Даже в сельском хозяйстве комбайны-роботы, сверхточная обработка земли и капельное орошение резко роняют потребность в ресурсах.
А впереди - новая эра электромобилей с аккумуляторами, которые и емки, как бензиновый бак, и еще заряжаются за десять минут (благодаря нанотехнологическим материалам). И здесь удельное потребление резко снизится.
Конечно, дальше возможно появление компактных термоядерных электростанций, которые еще в разы уменьшат потребность в углеводородах. Но еще до этого россиянских «вождей» ждет еще один удар, отнимающий прежние реки нефтедолларов - «ново-средневековая» индустриализация на Шестом техноукладе. Или, как ее называют на Западе - «индустриализация-4.0». И она резко уменьшит потребность в сырье и энергии, ибо при ней не будет расточения ресурсов в привычной конкуренции. Реалии новой экономики напомнят реалии средневековых городов с их ремесленными цехами-корпорациями-гильдиями.
По Гегелевой спирали, по закону отрицания отрицания, который не могут отменить ни грозные указы президента, ни стволы и дубинки Росгвардии, мир новой индустриализации напомнит порядки X-XVI столетий, а не последующих веков.
И вот почему…
МИР СРЕДНЕВЕКОВОЙ «ЦЕХОВОЙ ЭКОНОМИКИ»
Знаете, как действовала экономика Средних веков? Очень рационально. Там не соревновались два производителя, скажем, шляп в одном городе, тратя попусту материалы и труд. (Ибо один разорился, второй - выжил). Нет, все мастера одного ремесла объединялись в цех, он же - корпорация. Цены устанавливались на десятки лет. Как и высокое качество изделий. Лишних мастеров тех или иных дел в городе не имелось. Но зато каждый потребитель мог придти к мастеру-полноправному члену цеха и получить, к примеру, шляпу того самого фасона и цвета, который хотел, причем идеально подходящую к его голове. С теми самыми перьями и украшениями, которые он хотел. Причем шляпа эта будет только высшего качества и по утвержденной цене.
Вместо шляпы могли быть доспехи - и мастер, отдавая заказ клиенту, должен был облачиться в латы, и покупатель самолично проверял их крепость, нанося удар кинжалом. Если работа была плохой, платить было некому. А если хорошей - то клиент отсчитывал нужный столбик золотых. Ибо получал он доспех, идеально пригнанный по его, потребителя, фигуре, да еще и сделанный на совесть.
Цеха объединяли портных и кузнецов, мыловаров и ткачей, ювелиров и пивоваров, плотников и гробовщиков. Вообще всех профессионалов. Каждый цех имел свой герб и устав, свою церковь и самоуправление, и даже на поле боя цеховики выходили одним отрядом. Цех заботился о вдовах и сиротах, о калеках и стариках. Никакой лишней затраты ресурсов в массовом производстве и конкуренции не было. Конкурировали разве что деревенские гончары на ярмарках да купцы могли привезти товары из другого города. Но в основном покупатели ходили к местным мастерам - ибо могли получить индивидуально сделанные вещи, с учетом всех их прихотей, причем в оговоренный срок и высочайшего качества. По понятной цене.
Именно поэтому каждый, кто посвящал жизнь тому или иному ремеслу (крафту на нынешнем расейском новоязе) должен был много лет походить в учениках, пожив в домпе мастера-учителя. Потом ученик переходил в подмастерья. И только потом, много лет спустя, он мог стать мастером, изготовив так называемый «шедевр» - образец изделия. Будь то клинок, лемех, браслет или мыло. Коллегия мастеров должна была придирчиво изучить шедевр и вынести решение о приеме нового мастера в цех-гильдию.
Но не то же самое мы увидим в эру новой, насыщенной информационными технологиями, гибко-роботизированной промышленности? С помощью IT каждый потребитель получит индивидуально изготовленный именно «под него» товар. Учитывающий все его надобности, вкусы и прихоти. Будет исключена стихийная конкуренция и пустой расход ресурсов на то, что не найдет спроса и потерпит поражение в конкуренции. Не будет товаров, выбрасываемых на свалку. Делать новая индустрия будет лишь то, что нужно и заказано заранее.
А нет конкуренции и поиска нужных решений наугад - уменьшится и расход сырья, и энергии. Снова падает удельное потребление нефти, газа, угля, металлов и пластиков.
Да, снова всплывут средневековые недостатки. Численность мастеров (производителей) будет ограничиваться. А из-за исчезновения необходимости конкурировать резко замедлится темп прогресса в технологиях. Видимо, ради сохранения НТР в мире будущего нужно создавать обители и города ученых, изобретателей и новаторов. И вообще сообщества любителей перемен. Территории поиска и экспериментирования, которые смогут подхлестывать новую, «цеховую» индустрию.
А ЧТО ЖДЕТ РФ В ТАКОМ МИРЕ?
Но для Эрэфии все это - чисто теоретический вопрос. Она-то свою сложную индустрию с 1991 года вырубила, растеряла и погубила кадры. Нынешние выпускники технических вузов - это просто позор в основной массе. Варвары, вырядившиеся в «прогрессоров», убили целые профессиональные, инженерные, конструкторские и научные школы. Эрэфия, избрав пусть самодебилизации и упрощения, выбрала путь добычи и продажи сырья. Тупой «электорат» рукоплескал таким же бонзам-дебилам, когда те в 2000-2014 годах распыляли углеводородные доходы на стада заграничных легковушек, сыров, тряпок.
Нынешняя РФ на глазах идет назад, в ней производителей роботов, промышленного оборудования будущего и передовых технологий - кот наплакал. Да и те выживают не благодаря государству, а вопреки его усилиям все раздавить, закошмарить и свести экономику к сырью. Или к формуле «Украл - вывез». Что власть творит с наукой - все видят. И какова эффективность ее «роснан» и сколковых. Истеблишменту смертельно опасна индустриализация: она породит новые общественные силы, которые сметут власть воров, сырьевиков и ростовщиков. Он и давит все непосильными по процентам кредитами, ордами своих «контролеров» и «правоохранителей», садистскими налогами и не менее садистскими фискалами-мытарями.
Власть под себя сформировала и электоральное быдло, молящееся на все импортное и русских новаторов закидывающее грязью. Быдло,уничтожающее самых умных и творческих. И верящее в бред о том, что Эрэфы - якобы самая богатая в мире страна, которая, де, таит в себе всю таблицу Менделеева. Быдло все в толк взять не может, что не сырье, а ум, творчество и труд дают богатство. А все страны, вздумавшие жить с продажи полезных ископаемых, проиграли. В 1870-х Перу, например, испытала кратковременный расцвет: всему миру нужна была ее селитра. Для пороха, взрывчатки, как источник азота для химического производства и удобрений. Но Габер в Германии создал технологию получения азота из воздуха - и где оказалось Перу? Как и иные поставщики селитры Южной Америки?
Так что представьте себе, что будет с РФ тогда, когда в мире развернется новая технологическая эра! Что ждет ее, сидящую на сырьевом колу, когда спрос на ресурсы станет падать в развитом мире? (Всякую Африку не считаю - тамошним дикарям нечем платить за углеводороды и металлы). Новая волна НТР уже поднялась и катится по планете. Как и предсказывал мой друг Андрей Кобяков, это произошло в середине 2010-х годов. Да и в книгах Максима Калашникова сия перспектива давно уж расписывалась на все лады.
Потому и похожа «элита» РФ на несчастного в заколдованном замке. Даже если и удастся ей сейчас устоять под ударами внутреннего системного кризиса, даже если не рванет в ней смута, то дальше придется лицом к лицу столкнуться с реальностью, где сырье обесценивается. Что принесет упадок той же экономики, раскол «элиты», ее драку за скудеющие источники валюты и разложение силовых структур. И не помогут тут даже сотни ракет с ядерными «головами», прорывающие любую ПРО. Ибо жить-то не на что станет.
Наш враг во Второй Холодной это отлично знает. Саму новую НТР он использует как оружие уничтожения отсталых, как «технологическую колонизацию». Враг знает, что «элита» РФ сама обеспечит удушение научно-технического прогресса на своей территории. Когда-нибудь настанет час - и развивщийся враг сможет уничтожать «вождей» отсталости мгновенно. С помощью стаи роботов-«насекомых», возникающих словно ниоткуда. А то и вообще с помощью оружия на таких новых принципах, кои наши сегодняшние бонзы и вообразить не в силах. Но до этого «элита» РФ получит импортозависимую страну, ею же и проворованую, да еще и лишенную прежних источников дохода.
Такова эзотерика НТР в идущей Холодной войне-2.