ПЕМАНДУ ИЛИ ГОФКРИГСРАТ?

Jul 03, 2016 02:36



Максим Калашников

ПЕМАНДУ ИЛИ ГОФКРИГСРАТ?
К грядущему созданию совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам

Итак, в РФ должна появиться своеобразная «стратегическая администрация» - совет при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Надправительственный орган, который займется не «текучкой», как правительство, а перспективным развитием РФ.
Что перед нами? Серьезный прорыв или очередной пшик?

СЕРЬЕЗНОСТЬ НАМЕРЕНИЙ - «ТАНДЕМ» В НОВОМ ОБЛИЧЬЕ
Для начала - информация из первых уст.
«…«Задачи, которые стоят перед нами, требуют и новых подходов к управлению развитием. И здесь мы намерены активно использовать проектный принцип. Уже в ближайшее время будет создан совет при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Ваш покорный слуга возглавит его, а президиумом совета будет руководить председатель правительства Дмитрий Медведев», - сообщил Владимир Путин на пленарном заседании XX Петербургского международного экономического форума.
О том, что это будет за структура и с какой целью она создаётся, Путин рассказал в общих чертах. Совет займётся ключевыми проектами, которые направлены на структурные изменения в экономике и социальной сфере, на повышение темпов роста экономики, производительности труда, улучшение делового климата и содействие малому и среднему бизнесу, а также на поддержку экспорта. «Эти проекты являются сквозными, затрагивают различные отрасли экономики и социальной сферы, выходят далеко за пределы компетенции одного ведомства и требуют активного участия регионов и муниципалитетов», - объяснил президент и уточнил некоторые детали: «Одновременно в госпрограммах социальной направленности, таких как здравоохранение, образование, жильё, будет выделена проектная часть с чётким указанием, на какие результаты мы планируем выйти к 2020 и 2025 годам и за счёт каких конкретно мер эти результаты должны быть достигнуты». То есть поле деятельности будет более чем широкое. И именно в связи с важностью каждого из направлений общее руководство ими решено замкнуть на самом верху. Но разве всё вышеперечисленное не является компетенцией правительства? Не возникнет ли из-за этого внутренних противоречий в работе? Говорят, что всё учтено - совет встанет над правительством, но руководящих функций у него не заберёт, сосредоточившись на стратегии и её новом амплуа - проектном методе. Как это будет работать, пока неясно. Но детали уже отрабатываются. Так, проектный подход со следующего года будет тестироваться на восьми государственных программах Минэкономразвития. Их будет курировать «проектный офис» внутри министерства. Что означает новшество - новую перестройку, или эффективный рычаг управления, или ещё один «пшик» - определённо пока сказать сложно. В какой-то степени убеждает участие в новации таких разных людей, как Алексей Кудрин - его называют инициатором нового подхода, Герман Греф - в прошлом году он представил президенту доклад о неэффективности госуправления и предложил создать центр управления реформами по типу весьма успешного Pemandu в Малайзии…»
Полный текст -
http://me-forum.ru/media/news/5911/
Как видите, здесь будет все тот же «тандем» - президент и премьер РФ.
Остается вопрос: а будет ли это работать? Не выродится ли все это в военный совет при австрийском императоре, в столь нелюбимый полководцем Суворовым гофкригсрат образца 1799 года? В символ нерешительности и бессилия?

МАЛАЗИЙСКИЙ ОРИГИНАЛ
За образец очевидно берется малазийский Пеманду - The Performance Management and Delivery Unit (Pemandu).
http://etp.pemandu.gov.my/About_ETP-@-Overview_of_ETP.aspx
http://etp.pemandu.gov.my/overview_progressmonth.aspx?cmsID=4ac566e3-c3c1-488c-a63c-97d83ed7e76a
Даже не послевоенное Министерство промышленности и торговли Японии. Ну что ж, Пеманду - часть грандиозной программы развития Малайзии до 2020 года (программа ETP) , принятой в 1991 году. (Как видите, малазийцы времени не теряли).
Собственно говоря, и Пеманду, и Программа-2020 имеют четкие приоритеты. И это - отнюдь не олимпиады и не чемпионаты мира по футболу. Проекты четко делятся на «Бизнес-возможности» (инициативы делового мира) и «Проекты-точки входа». Например, строительство скоростных железных дорог в стране и новой скоростной системы общественного транспорта в столице, Куала-Лумпуре. («Точки входа» должны как бы открывать для развития экономики новые районы и регионы). Четко выделены приоритеты развития экономики Малайзии: электронная и электротехническая индустрии, развитие неуглеводородной энергетики (прежде всего - ядерной), финансовый сектор, «город талантов», туризм, передовая медицина. Столь же ясно обозначены такие акценты, как улучшение работы госаппарата, полиции, развитие образования и качества квалифицированных кадров. В общем, можете сами изучить официальный сайт Пеманду. Под решение конкретных задач Пеманду создает целевые «лаборатории» и проектные офисы. Перед нами - механизм планового развития, способный использовать живое творчество бизнеса и предпринимательства. 8% вложений в программу-2020 - это бюджет Малайзии, 32% - вложения госкомпаний, остальное - частные инвестиции.
А вот какие приоритеты выделяются в РФ? И способен ли работать в ней аналог малазийского Суперинститута развития?

КОНЕЧНО, ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА
Что бросается в глаза Максиму Калашникову сразу? Прежде всего то, что создание «стратегической администрации» при Кремле запоздало как минимум на 17 лет. Это надо было делать еще в 2000-м, когда цены на нефть шли вверх, и когда 2000-2014 годы можно было использовать для того, чтобы превратить углеводородно-сырьевые сверхдоходы в новую русскую индустрию. Современную, роботизированную и наукоемкую. Вместо этого нефтяные триллионы пустили псу под хвост: расхитили, вложили в ценные бумаги западных стран, проели (закупили стада импортных легковушек вместо станков), похоронили в бессмысленно-непроизводительных «мегапроектах» типа олимпиады, саммита АТЭС, мундиали-2018 и так далее. Уж лучше бы тупо автострады строили или тянули бы скоростные железные дороги, что ли…
Теперь, когда нефтяных сверхдоходов нет и в помине, а бюджет страны - в дырах, наш истеблишмент вспомнил о том, что надо бы заниматься стратегическим развитием. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но как тогда решать проблему острейшего дефицита средств для развития, как вернуть потраченные зря годы и триллионы рублей? Хватит ли на это изрядно похудевших финрезервов РФ и неиспользуемых остатков бюджета? Ведь их, взятых вместе - всего лишь полтриллиона долларов. А нужно-то в разы больше.
Ответа нет. Но пустота кошелька - лишь часть проблемы. Есть вопрос посерьезнее: кадровый. Кто войдет в состав этого Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам?

КВАРТЕТ ДЕДУШКИ КРЫЛОВА
Сразу же бросается в глаза первый управленческий провал: фактически работу Совета (его президиум) будет тащить на себе премьер-министр Д.Медведев.
Во-первых, одно и то же лицо не может заниматься и текучкой (правительство РФ), и стратегическим развитием. Ибо возникает конфликт интересов. Об этом мы с С.Кугушевым писали еще в «Третьем проекте».
Во-вторых, мы все знаем об управленческих и экономических «талантах» Медведева. С равным успехом можно было поручить командование кораблем бармену-стюарду. Медведев «нареформирует» - могу об заклад побиться.
В-третьих, в состав совета очевидно войдут такие «гиганты мысли», как Кудрин и Греф. Откровенные монетаристы, откровенные убийцы отечественной промышленности в бытность свою министрами экономики и финансов и вице-премьерства (Кудрин). Очевидно, сюда же попадут погромщики Академии наук, авторы «реформы» по уничтожению русского образования, сырьевики и банкиры-ростовщики.
Мы видим всю ту же политику власти: не допускать в управление экономикой и финансами новых, компетентных людей-практиков. Из несырьевой промышленности и регионов. По кругу тасуется одна и та же засаленная «кадровая колода» из одних и тех же «своих», способных обеспечивать лишь конфузы, провалы и исчезновение средств. Назначения идут по принципу: «Вчера - главный гинеколог, завтра - главный агроном, послезавтра - первый оружейник».
В СССР все время шло пополнение высшего эшелона толковыми кадрами, показавшими себя в деле, на практике. Вверх выдвигались успешные директоры крупных заводов, талантливые генеральные конструкторы, передовые руководители областей, районов и городов. Ибо в СССР вовсю работали наука, индустрия и сельское хозяйство. А РФ - «сырьевизована» и деиндустриализована. Как здесь отбирать нужные кадры? Опять по родственно-клановому признаку? Да мы это и сейчас видим: иных экономистов, кроме Кудрина, власть не знает. Двигать наверх строителей Сочинской олимпиады? Ну, так она поставила рекорд по раздуванию затрат, хищениям и неэффективности вложений. Ни малейшей попытки двинуть наверх капитанов успешно работающих заводов в РФ мы не видим. И не узрим!
Так что кадров-то при нынешнем курсе у Кремля нет. И быть не может. Выйдет лишь очередная версия басни Крылова про квартет из четырех животных.
«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь…»

УМНОЖЕНИЕ ХАОСА
Скорее всего, создание управленческой надстройки над разболтанным и недееспособным государственным аппаратом РФ лишь углубит и усилит управленческий хаос.
Во-первых, власть уже показала неспособность к системному подходу в управлении экономикой. Так, Пеманду в Малайзии опирается на внятный план развития экономики страны, принятый еще в 1991 году. Вы можете показать Максиму Калашникову внятный план развития РФ и новой индустриализации? В РФ даже перспективные планы разных ведомств и госкорпораций противоречат друг другу.
В РФ власть объявляет о программе «Национальной технологической инициативы», при этом забывая принять план индустриализации страны. Ибо кто и как востребует наши технологические новинки-то? Технологии - не пирожки и не улыбка Чеширского кота, им нужна среда в виде развитой и многоотраслевой национальной промышленности, равно как и агропрома. Технологии сами по себе не живут. Но власть считает иначе.
Ярчайшим примером управленческого бессилия государства РФ служит программа развития электронной промышленности на 2013-2025 годы. Вот уж где торжество неолиберального идиотизма! Предполагается, что средства для разных пунктов программы будут изыскиваться по принциу «Половина - государство, половина - частник». Но, поскольку промышленные потребители отечественной электроники убиты (например, производство русской бытовой техники), то спрос слишком мал. А в этих условиях никакой частник не станет вкладывать миллиарды долларов в строительство, например, сложнейшего электронного машиностроения - аппаратуры для производства собственно микросхем. Дураку же понятно, что тут должны быть стопроцентно государственные вложения в «основание пирамиды» электронной отрасли. Дураку - но только не правительству РФ.
В общем, нужен системный и проектный подход в деятельности государства. Без всего этого «русо-пеманду» породит дикое месиво из ТОРов, региональных агентств и корпораций развития, планов госкомпаний, регионов и министерств. Там сам черт ногу сломит. И кончится все полным болотом.
Но мы идем дальше. Под «стратегическую администрацию» потребны:
- выход из ВТО и введение разумного (в духе Менделеева) протекционизма для отечественной индустрии;
- совершенно иная кредитно-финансовая политика, дешевые и долгие кредиты индустрии и инфраструктурным проектам за счет разумной эмиссии, выкидывание Набиуллиной с поста главы ЦБ и замена ее на «рузвельтиста» Глазьева;
- создание рядом с «российским Пеманду» еще и Комиссии по борьбе с коррупцией в стиле аналогичной структуры сингапурского диктатора Ли Кван Ю;
- развитие самоуправления (а не бюрократической «липы»), честные выборы, чистка судов и силовых органов, намертво пораженных продажностью и цинизмом.
Вы видите в политике РФ хотя бы подобие всего этого? Я - не вижу. Наоборот, принципы ВТО отстаиваются намертво, управление экономикой и финансами - в руках осатаневших монетаристов, кредиты недоступны, налоги - губительны для производства. Про все остальное молчу. «Элита» - как куча дурно пахнущих экскрементов, а из этого помета чего ни строй - куча гуано только и выйдет.
Для успешного развития страны нужна вера в таланты собственного народа и способность не подражать кому-то, преклоняясь перед всем заграничным, а делать что-то свое, причем - первыми в мире.
Этого в РФ напрочь нет! Ее «элита» - раб по духу, она поклоняется Западу и готова с соплями счастья заимствовать с него все. Хоть откровенный бред. Например, стоило Элону Маску предложить авантюристический проект «Гиперпетли» (транспорта в виде модулей в трубе с выкачанным воздухом, движимых электромагнитным полем) - как расейские верхи с визгом решили строить «Хайперлуп» на Дальнем Востоке для связи с Китаем. Хотя ежу понятно, что сей «транспорт будущего» и нерентабелен (вакуум в трубах поддерживать пробовали при их длине в сотни километров?), и опасен (как вытаскивать пассажиров из вакуумных труб в случае чего?). Но в РФ этого не замечают и готовы выкинуть миллиарды долларов на эту авантюру.
А вот то, что новосибирцы уже давно предложили аэроэстакадный транспорт (экраноплан Бартини над полимерной эстакадой), в Москве не знают. Хотя это - дешевый и очень скоростной транспорт.
Максиму Калашникову очевидно, что «русо-пеманду» станет свалкой для иностранных технологий вчерашнего дня и всякого техно-бреда, раскрученного западными медиа, причем сугубо импортного. Никакие отечественные разработки здесь поддержки не получат. Логика будет такова (могу поспорить): «Если того, что вы предлагаете, нет на Западе, нам это не нужно. А если есть, то тоже не нужно - мы купим заграничное».
И, наконец, для Пеманду на русской почве критически необходимы ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ элиты, ее рациональность. А этого у расейского бомонда даже под микроскопом не найдешь. Его состав - безалаберные баре и кутилы, прожигатели жизни. У них в стране для создания перспективного среднего вертолета не хватает 600 миллионов долларов. Вместо того, чтобы найти их в казне, они бухают в десятки раз больше денег на футбол, а на перспективный вертолет деньги добывают продажей части акций «Вертолетов России» каким-то арабам. Да и пример «Газпрома», который на футболистов тратит больше, чем на свою научно-техническую программу, зело красноречив.
Любимое занятие «элиты»: вместо концентрации денег и усилий на самом главном - распылять их на всякую чушь. На развлечения спускать триллионы, на дело - сущие крохи. Так было все четверть века новейшей истории РФ. Неужели все враз поменяется?

ИТОГ НЕИЗБЕЖЕН
А потому вот мой прогноз: затея провальна. Она мертворождена. Нашлепка с красивым названием над месивом из некомпетентности, бесхозяйственности и воровства сама станет их частью. Мы уже видели, что получилось из потуг создать инновационную систему и чего стоят эти «Роснано» со Сколково. Все выродится в очередной «гофкригсрат».
На топкой почве солидного дома не построить, особенно - без фундамента. Начинать надо с базовых вещей.
Думаю, что умным - достаточно.

Максим Калашников, кризис

Previous post Next post
Up