Позор с "Восточным" и ракетами-носителями в РФ

May 20, 2015 12:34

Максим Калашников: космическая отрасль рушится не только на Украине. Не только "Южмаш" погибает.
http://m-kalashnikov.livejournal.com/2258063.html
Не менее позорная клоака из воровства и некомпетентности возникла с космодром "Восточный" (его решиои строить еще в 1994-м) и вокруг программы развития ракет-носителей в РФ. Все загадилм, твари! Стадионы-то они строили - за бешеные бабки. А все по технической части - сорвали. Сеогдя один частник Элон Маск имеет РФ в космосе. Вместо того, чтобы заниматься делом, наши "державники" выбросили миллиарды долларов на никому не нужные олимпиады, саммиты, футболы. Ну, чего вы хотите от недоразвитых, которым достались страна и нефтяные триллионы?

Бессмысленная гонка
Ольга Вандышева

Сегодня правоохранители расследуют уже два десятка уголовных дел в связи с различными финансовыми махинациями, коррупционными схемами и нецелевым использованием миллиардов рублей. В итоге вся необходимая инфраструктура, несмотря на рапорты чиновников и аврал, не будет построена в намеченные сроки. И изначальные планы, по осуществлении которых Россия должна была в 2018 году получить независимый выход в космос для пилотируемых кораблей тяжелого класса, фактически сорваны. Запуск серии ракет «Ангара-5», а также ввод космодрома в полноценную эксплуатацию, запланированный на 2020 год, тоже сдвигаются на несколько лет. Максимум, на что мы можем рассчитывать, так это на то, что в декабре 2015 года из новой космической гавани России возле поселка Углегорск в Амурской области будет осуществлен первый запуск беспилотной ракеты-носителя «Союз-2». Как и планировалось еще в 2007 году и на чем настаивает президент Владимир Путин, подчеркивая, что это «одна из ключевых строек страны» и «сроки нужно полностью соблюдать».

Сначала взяли под стражу главу «Стройиндустрии-С» Сергея Терентьева. По версии следствия, он причинил ущерб своим работникам на сумму свыше 14 млн рублей. Затем арестовали директора Тихоокеанской мостостроительной компании (ТМК) Игоря Нестеренко, задолжавшего сотрудникам на момент возбуждения уголовного дела 35 млн рублей. Ему также инкриминируется хищение в размере 55 млн рублей. Ранее было возбуждено уголовное дело в отношении предшественника Нестеренко на этом посту Виктора Гребнева. Но вместо ареста его отпустили под залог в 1 млн рублей, хотя в деле фигурирует причинение ущерба предприятию на сумму 400 млн рублей. Согласно информации, размещенной на сайте ТМК, Гребнев в период руководства компанией расходовал средства, предназначенные на строительство, для приобретения дорогих яхт, квартир, возведение базы отдыха на озере Ханка и строительство собственного трехэтажного особняка.

Член-корреспондент РАКЦ Андрей Ионин считает, что корень всех проблем Восточного надо искать на начальном этапе, когда вместо специальной госкорпорации (по примеру «Олимпстроя») стройкой занялся Роскосмос. «Прежнее руководство Роскосмоса извратило суть решения президента. От него остался только срок - 2015 год, который в 2007 году был обозначен чисто символически. Сейчас идет бессмысленная гонка. И все уже забыли, ради чего затевался этот проект. А он должен был стать точкой роста для всего Дальнего Востока и Сибири, местом притяжения высококвалифицированных профессионалов из европейской части для технологического развития региона. С помощью космодрома планировалось остановить и отток специалистов. Космические аппараты тоже планировалось делать на Дальнем Востоке, а не в европейской части страны. Для космического ведомства все это очень далеко. А руководство Роскосмоса, вместо того чтобы сосредоточиться на реформировании отрасли, занимается разборками со строителями».

В частности, предполагалось создать сверхтяжелую ракету «Русь» и уже в 2018 году запустить ее вместе с космонавтами. Однако от этой идеи решено было отказаться. Хотя еще до последнего времени в научной среде велись дебаты вокруг супертяжелой ракеты, которую предлагали сконструировать различные отечественные предприятия. Подразумевалось, что Россия будет строить ракеты, которые обеспечат нам полеты на Луну и Марс. Но в начале 2015 года создание «супертяжа» стало непосильным для госбюджета, и проект заморозили. В итоге на авансцену вышла серия ракет системы «Ангара», которая была разработана еще в начале девяностых. «Мы отложили решение вопроса по сверхтяжелой ракете, но собираемся прописать в Федеральной космической программе научно-технический задел, позволяющий России выпускать такие ракеты в будущем. А полеты к Луне планируется осуществлять за счет двухпусковой системы старта тяжелой “Ангары”», - сообщил Игорь Комаров.

Таким образом, ставка сделана на пилотируемую «Ангару-А5В» (грузоподъемность до 25 тонн при выводе на низкую орбиту) и сверхтяжелый носитель «Ангара-7» (грузоподъемность до 38 тонн) с дополнительной кислородно-водородной ступенью, которая сможет выводить на геопереходную орбиту восемь тонн груза. Стоимость создания этого носителя составит 37 млрд рублей. А вся программа выпуска тяжелой «Ангары» с учетом строительства и оснащения наземной инфраструктуры для нее обойдется примерно в 150 млрд рублей. Таким образом, именно эта ракета со временем заменит устаревший «Протон-М». Несмотря на то, что сейчас у нас достаточно много заказов на «Протоны», они имеют несколько серьезных минусов. Во-первых, «Протон-М» выводит на околоземную орбиту не более шести тонн, тогда как французский «Ариан-5» - 10,5 тонны (однако он вдвое дороже «Протона»). Во-вторых, «Протон» уже исчерпал резервы по модернизации. В-третьих, с ним периодически случаются аварийные ситуации, из-за чего России выставляют огромные счета международные страховые компании. Наконец, «Протон» работает на вредном гептиле. Из-за суммы этих факторов полеты «Протонов» с Байконура планируется завершить в 2020 году, а их производство и вовсе свернуть.

Однако окончательная судьба «Протона» будет зависеть от того, как покажет себя «Ангара». Эта ракета прошла лишь два испытательных запуска с космодрома Плесецк. Следующие намечены на 2016 год. Но даже после этого еще нельзя будет сказать, что ракета «научилась летать». Понадобятся дальнейшие испытания, в том числе с реальным грузом. Когда же «Ангара» полетит с Восточного, затрудняются предсказать даже космические эксперты. Ведь для этой ракеты нужны специальная стартовая площадка и технический комплекс, на строительство и испытания которых уйдет несколько лет. Пока же там не начались даже земляные работы - их старт запланирован на вторую половину 2015 года. То есть первый запуск «Ангары» с Восточного произойдет в лучшем случае не раньше чем через пять лет. Возможно, что-то более конкретное появится в новой федеральной космической программе до 2025 года, которая должна быть утверждена в конце мая - начале июня. Пока же называются «плавающие» сроки - от 2021-го до 2024 года. «Изменения по срокам могут быть разные. Например, первый пуск этой ракеты планировалось осуществить еще в 2007 году. Но она полетела на семь лет позже. Хотя, когда задумывался космодром Восточный, сроки были подкорректированы и назывался 2011 год, - говорит Александр Железняков. - В итоге все эти бесконечные переносы сроков негативным образом отражаются на нашей космической программе. Так же как и постоянные метания: то мы решаем создавать ракету-носитель “Русь”, то перекладываем все пуски на “Ангару”. Но при этом отказываемся создавать сверхтяжелый носитель. На коммерческих запусках это никак не отразится. Но если мы ставим цель долететь до Марса, то сверхтяжелый носитель нам нужен обязательно».

Конкуренты наступают
У России есть серьезные достижения в пилотируемой космонавтике и технические средства, которые позволяют сохранять статус ведущей космической державы. Сегодня мы можем запускать на околоземную орбиту грузы любого назначения и (теоретически) выводить станции к другим планетам. Однако наши технологии не позволяют производить достаточно хорошие спутники, которые делают американцы и европейцы. В результате мы занимаем менее 2% мирового рынка, который использует достижения космонавтики. А его годовой объем, по разным оценкам, составляет около 200 млрд долларов.

Более того, нынешняя ситуация чревата тем, что мы можем потерять позиции и на рынке коммерческих запусков, где традиционно получаем основную прибыль. Сегодня в этом небольшом сегменте рынка мы занимаем 50%. Между тем нас все более серьезно подвигают другие игроки. В частности, американская компания SpaceX, основанная в 2002 году Элоном Маском, со своей новой ракетой Falcon 9. «Американские ракеты уже составили сильную конкуренцию российским “Протонам”. А когда у нас появится новая полноценная ракета, не ясно. Если процесс затянется на десятилетие, мы можем скатиться до нулевых показателей на коммерческом рынке, - констатирует Иван Моисеев. - Нам нужно обеспечить надежность, восстановить потерянную репутацию, сохранить старые контракты и обеспечить их исполнение в будущем. Если же мы не выправим ситуацию, перспективы не очень радужные». «Маск создал абсолютно новое производство ракет конвейерного типа. Он делает ракеты, которые в полтора раза дешевле наших “Протонов». А если в пилотируемой космонавтике главное - надежность, то на коммерческом рынке - цена, - поясняет Андрей Ионин. - Поэтому, чтобы конкурировать с американцами, надо предложить ракеты еще дешевле. Если у Маска цена 60 миллионов, то мы должны предлагать за 45. “Протон” мы продаем за 100 миллионов. И “Ангара” пока неконкурентоспособна на рынке коммерческих запусков, так что не надо никого обманывать. Как бы мы ни реформировали нашу космическую отрасль, мы не сможем запускать носители так же дешево. Для этого надо делать совершенно другую ракету».

Полный текст -
http://expert.ru/expert/2015/20/bessmyislennaya-gonka/?151850

Но сначала хорошо бы все-таки завершить строительство многострадального космодрома.

Ангара, Элон Маск, Восточный, Максим Калашников, Роскосмос

Previous post Next post
Up