Гидроакустики братья Лексины снова под ударом!

Mar 30, 2014 21:08

Максим Калашников
Еще в 2005 году я встретился с гениальными русско-советскими гидроакустиками братьями Лексиными (Зеленоград). Они показали мне чудо-оружие, позволяющее нам рывком преодолеть отставание от Запада в гидроакустике и снабдить наш подводный флот аппаратурой, способной засекать даже самые бесшумные субмарины врага. Мало того, их аппаратура дает круговой «обзор» и позволяет обойтись без буксируемых ГАС-антенн.
Я рассказал о том, как их разработка затиралась и саботировалась в СССР, поскольку показывала бесполезность одной «синагоги», каковая в ВПК СССР только передирала западные технологии.
Но и в «новой России» Лексины бьются лбом об стену. И прежде, чем снова привести мой старый рассказ о братьях-гениях, помещаю их нынешнее отчаянное письмо.

«…Мы, Лексины Валентин и Виктор, встречались с Вами и беседовали о состоянии гидроакустического вооружения ВМФ РФ. Рассказывали о государственных межведомственных испытаниях разработанной нами гидроакустической аппаратуры, на которых были показаны результаты панорамного (одновременно во всем секторе обзора) дальнего гидроакустического обнаружения с одновременной панорамной автоматизированной (с участием оператора) и автоматической классификацией морских целей. Эти результаты до сих пор не достигаются современными отечественными (думаем, что и зарубежными) гидроакустическими станциями (ГАС) и комплексами (ГАК).
О высоких тактико-технических характеристиках нашей аппаратуры высоко отзывались заместитель Председателя Комиссии по ВП вопросам при СМ СССР Букатов, первый заместитель председателя КГБ Бобков, бывшие Главкомы ВМФ Чернавин, Громов, Куроедов, Высоцкий.
Нами внедрены высокоэффективные алгоритмы аппаратурной панорамной обработки, например, функционально сверхбыстродействующая трехмерная систолическая решетка спецвычислителей; панорамное угловое сверхразрешение по методу линейного предсказания; многопороговое панорамное обнаружение-классификация; электронный автоматизированный планшет; электронный вахтенный журнал; двумерный, одновременно во всем секторе обзора, спектральный анализ; панорамный трассопостроитель с автосогласованием со спектром атомных подводных лодок-целей; экран надводной обстановки на основе автоанализа параметров "качки" надводных объектов с автооценкой их надводного водоизмещения; экран подводной обстановки с панорамной автоматизированной классификацией даже совершенно бесшумных подводных лодок с оценкой их подводного водоизмещения, скорости хода, дистанции, моментов погружения и всплытия на основе использования эффекта свехнизкочастотной СНЧ "подсветки" морскими помеховыми шумами.

Однако, несмотря на то, что наши изделия имеют на 1-2 порядка лучшие относительно аналогов военно-экономические показатели (соотношение дальности и вероятности обнаружения-классификации к цене изготовления, эксплуатации и ремонта аппаратуры, ее надежности, массе, габаритам, токопотреблению, оперативной модернизационной способности), несмотря на то, что Северный Флот запрашивал заменить все устанавливаемые на подводных лодках ГАС МГ-541 (обрабатывающие сигналы хвостовой ГПБА - гибкой протяженной буксируемой антенны) на нашу ГАС "Дельта-ПМ1" (обрабатывающую сигналы и носовой антенны, и ГПБА, в том числе, впервые для наших ПЛ, осуществлявшую пассивную, без демаскирования, автооценку дистанций целей за счет совместной, как на "Вирджиниях", третичной обработки сигналов носовой и буксируемой антенн), несмотря на наши многочисленные обращения в Минобороны, нашу недорогую, надежную, изготовленную по современным технологиям аппаратуру не принимают на вооружение. Причина - банальна: лоббирование громоздкой, дорогой, абсолютно ненадежной аппаратуры концерна "Океан-прибор".

Мы пытались поделиться проблемами с отечественным гидроакустическим вооружением через газету "Советская Россия" (с 15.01.2014 г.). Но редакция молчит.
Хотим опубликовать наболевшие вопросы для всенародного обсуждения в сети Интернет. Но мой сайт (Валентина) мало кто заметит. Ваш же сайт, по сообщению в Google, самый читаемый. Учитывая Ваш всем известный высокий патриотизм, обращаемся к Вам за помощью либо за советом.
Просим опубликовать наш материал с Вашими комментариями на Вашем сайте. Если Вы согласны, немедленно вышлем.

директор - Главный конструктор ЗАО "НПП "Союз" Лексин Валентин Петрович
директор - Научный руководитель ЗАО "НПП "Союз Лексин Виктор Петрович

P.S. Возможно, нам не отвечают ни Шойгу, ни Рогозин, ни Патрушев, ни Бортников потому, что письма мы писали на бланке ЗАО "НПП "Союз" с указанием электронной почты с обозначением "Sovsoyz"…»

Ну, а теперь напомню, о чем идет речь...

ПРОРЫВ БРАТЬЕВ ЛЕКСИНЫХ

Вопреки мнению о безнадежной отсталости отечественной акустики...

Валентину и Виктору Лексиным удалось сделать еще одно чудо: создать и испытать в практически боевых условиях аппаратуру, засекающую даже полностью бесшумные подводные лодки.
Повторю еще раз: их техника может полностью игнорировать шумы самой субмарины. Это неважно. Лодка может не испускать наружу ни единого децибела. Ее корпус может быть самой вылизанной, идеально-обтекаемой формы. Лексины все равно ее засекут!
Акустика - огромная проблема русско-советского (а нынче - эрэфовского) подводного флота. Под водой нужно хорошо слышать. Если противник обладает более совершенной аппаратурой "слухачей" и более эффективной системой обработки сигналов, он тебя уничтожит. Американцы намного опередили нас в акустике. Их лодки, чьи "уши" по дальности обнаружения субмарин на десятки процентов превосходят нашу акустическую технику, ходили и ходят за нашими ПЛ, держась на том расстоянии, на котором русские акустики их не засекают. Да, СССР строил все более сильные, скоростные и бесшумные подводные корабли, но никак не мог нагнать американцев по акустике. А что это значит? То, что в случае войны американцы первым ударом потопят наши лодки. Ибо это похоже на то, как если бы за очень сильным, но слепым и глухим человеком ходит зрячий убийца с острым слухом. Он может быть слабее жертвы - но зато способен безнаказанно нанести первый удар и расправиться со здоровяком. Положение становилось отчаянным: отечественные подлодки сопровождались американскими, и иногда янки издевались. Скажем, у нашего командира - день рождения. И вот неожиданно по звукоподводной связи как гром среди ясного неба раздается поздравление русского капитана первого ранга Имярек с днем рождения.
Поэтому в 80-е годы американцы завоевали морское господство. Нужно было что-то делать.
На 1984 г. аналитики ГРУ оценивают наше оставание от американцев в этой области в тридцать лет. Примечательно, что сильное отставание началось тогда, когда после смерти Сталина гидроакустику из "епархии" Министерства радиопромышленности передали в Минсудпром. Там тему монополизировал ленинградский "Морфизприбор" - гигант ВПК. И так получилось, что в сем институте акустикой занимались сплошь люди самой талантливой в мире национальности. Ну, вы ее знаете - такая, еще самая курчавая и носатая. И хотя она взялась за дело, и государство бабахало в акустику средства несметные, отставание усугублялось.
Почему? Потому что шли в СССР тем же путем, что и американцы. И даже просто копировали заокеанские образцы. Опыт свидетельствует: в России там, где в научно-исследовательских учреждениях концентрируются люди таки самой талантливой нации и создают монополию, начинается застой и доение бюджета при отсутствии зримых прорывов. Вот если они разбросаны и работают рядом с русскими - совсем другое дело. (Исключение составляют структуры в Израиле: но там - вечная война, власть строго спрашивает за конечный результат, да и ехали туда люди пассионарные, готовые сражаться за новую родину).
В общем, в акустике наша страна в 80-е годы "садилась" никак не могла наверстать янкесов. Хотя именно в это время нужно было сокрушить военно-морское преимущество американцев.
О, как нужна русским принципиально новая гидроакустика! Подлодки США типа «Огайо» к концу 1980-х годов достигли полной бесшумности. Как писал Том Клэнси в триллере «Все страхи мира» (1991-й), уровень шума, испускаемого этими субмаринами, ниже фоновых звуков океана. Что-то вроде шепота во время концерта рок-музыки. Чтобы засечь их, к ним надо приблизиться практически вплотную. «Огайо» не шумит даже на полном ходу в 29 узлов. Их семилопастные винты не дают шумной кавитации - образования кольца из вакуумных «пузырьков» при вращении. Реакторы «Огайо» не имеют шумных насосов. Корпуса лодок этого типа покрыты суперполимерной краской, дающей идеальную обтекаемость.
Наши лодки могли следить за американскими только вблизи из гаваней-баз. В глубоком океане янки отрывались от нас - и превращались в охотников. Примечательно, что субмарины марки «Огайо» с трудом засекали сами американцы. Самое большое расстояние, на котором сами янки могли отслеживать такие лодки - около четырех километров.
Создав такие подводные корабли, американцы сочли, что выиграли у русских противостояние в океанских глубинах. Ведь бесшумнее сделать лодку уже не получалась. А советская гидроакустика явно хромала.
И до сих пор многие считают, что акустическая аппаратура подводного флота США навсегда обогнала русскую. Лексины сделали невозможное: они обогнали Запад. Всего два исследователя-славянина (ярые сталинисты и в детстве - заядлые радиолюбители) сделали то, чего не мог и не может сделать "Морфизприбор" с тысячами работников. Лексины не стали догонять американцев и идти путем их технологий. Они просто изобрели новый способ акустического обнаружения подводных целей. Тот, коего нет нигде в мире. И на отечественной электронике построили аппаратуру, что "видит" лодки на расстоянии не двух-трех тысяч метров, на на дистанции от пятнадцати до 150 километров! (Все зависит от глубины моря, особенностей его дна, воды и времени года). Сравните это с четырьмя километрами для целей типа "Огайо" у самих янки в 1990 г.
То есть, Лексины дали русскому флоту оружие, что превосходит лучшее западное. Их гидроакустика сводит на нет все ухищрения врагов наших в области бесшумности подводных кораблей.
Идея, лежащая в основе метода Лексиных, гениальна: даже самая бесшумная и обтекаемая лодка-"черная дыра", двигаясь в водной толще, испускает сверхнизкочастнотные (СНЧ) звуковые волны. Ведь ей приходится шевелить рулями. Раз в одну-четыре минуты. Иначе нельзя: движитель лодки (грубо говоря, гребной винт или гидрореактивное сопло) расположен сзади, за центром масс субмарины. А потому ее постоянно заносит относительно выбранного направления. Вот и приходится экипажу периодически "подрабатывать" рулями. Либо автоматически, либо вручную. Но от этого тысячетонная махина лодки колеблет огромную массу забортной воды. И чем больше скорость субмарины - тем сильнее колебания. В этом смысле американские сверхбесшумные "сивулфы" и "огайо", что движутся совершенно беззвучно даже на большой скорости, крайне уязвимы.
Колебля водную толщу, лодка распространяет вокруг себя СНЧ-волны. Буквально - в сейсмическом диапазоне. Лексины смогли выделять эти волны в морских шумах и помехах. Они применили особую обработку сигналов, причем на отечественной аппаратуре - и теперь в состоянии видеть даже лодки-"призраки" на своей системе с шестью экранами. Как они обрабатывают сигнал - тайна. Она кроется в особой математике братьев, в их оригинальной схеме сжатия сигналов и построения схемы из спецвычислителей. Двигаясь, лодка-цель создает вокруг себя этакий цилиндр из СНЧ-волн. Верх цилиндра - поверхность моря. Низ - дно. Чем море-океан глубже - тем дальше от субмарины распространяются СНЧ-волны, тем на большей дистанции можно засечь врага. В мелких водах условия хуже. А особенно в Баренцевом море, где и мелко, и дно илистое, звукопоглощающее. Но даже здесь аппаратура наших гениев превосходит западную.
Более того, вражеские лодки как бы "подсвечиваются" шумами моря. Оно ведь шумное - щебечут и трещат рыбьи стаи, щелкают креветки, тарахтят надводные суда. Посторонние звуки, проходя через создаваемый даже самой бесшумной лодкой цилиндр из СНЧ-волн, так изменяются им, что аппаратура наших гениев это засекает.
Первый толчок к созданию качественного прорыва в гидроакустике - весна 1984 года. Камчатка...
Тогда должен был вступить в строй комплекс береговых акустических станций - БГАС "Агам". Над ним почти двадцать лет работал "Морфизприбор". Волновался его главный конструктор, Яков Самуилович Карлик. Ушами "Агама" выступают огромные подводные антенны - очень дорогие дуры стометровой длины. Были назначены сравнительные испытания шести акустических комплексов. Приехали туда и Лексины - как представители субподрядчика "Морфизприбора". Привезли свою аппаратуру. И когда начались испытания, оказалось, что "Агам" не слышит лодки, а лексинская аппаратура - почему-то их засекает. Мало того, удалось зсечь момент всплытия лодки на дальней дистанции. И чем ниже частоты сканирования - тем лучше результаты.
Что тут началось! Внезапно "Агам" сломался. И все такое прочее.
Но именно тогда Лексины увидели, что дают сверхнизкие частоты. Именно тогда военпред "Морфизприбора", советский еврей-патриот Бершадский, и подсказал Лексиным принцип изучения распространяемых субмариной СНЧ-волн.

Ключ к подводной гегемонии

В 1984 году Советский Союз получил ключ к созданию акустической аппаратуры, которая могла слышать американские и любые другие субмарины задолго до того, как те услышат наши лодки. Принципиально новая советская аппаратура по дальности действия в десять и более раз превосходила лучшие американские образцы. А значит, теперь наши "наутилусы" получали возможность "пасти" западные субмарины, оставаясь совершенно незаметными для них. Если американская акустика дает уверенное сопровождение наших лодок на дистанции в 2-3 км максимум, то лексинская техника обеспечивает то же самое на расстояниях в десятки километров (в мелких водах) и в сотни км - в водах глубоких.
Теперь мы принципиально получали возможность расправиться с их ПЛ первыми ударами. Для США это было очень страшно: они-то большую часть своего ядерно-стратегического потенциала держали в море на подводных ракетоносцах, тогда как русские - на земле. СССР получал возможность одним ударом отрубить половину ядерно-ракетного арсенала американцев.
Лексины разработали классическую "закрывающую" технологию (или, по нынешней западной терминологии - совершили подрывную инновацию). Она обессмысливала колоссальные вложения США в технологии бесшумности субмарин. Пускала по ветру их десятки миллиардов военных затрат. Американцы могли затратить еще столько же и создать подводные корабли, которые не просто не испускали бы ни звука, а более того - поглощали бы их. И все равно сие оказывалось совершенно бессмысленным: ведь и такая фантастическая лодка, двигаясь в пучине, все равно будет испускать сверхнизкочастотные волны.
Гидроакустические станции братьев-гениев имеют одну великолепную особенность. Чтобы обеспечить прослушивание окружающих вод со всех сторон, подводная лодка несет на себе антенны - в носу, по бортам и длинный хвост - антенную буксируемую, что волочится за субмариной. Лексинская техника обеспечивает практически сферический обзор, даже если лодка идет без хвостовой антенны! В нынешних условиях, когда в Эрэфии производство буксируемых антенн уничтожено, это - просто спасение для отечественного подплава. При этом они не требуют антенн нового образца: все делается на старых, привычных. Затраты - копечный, а эффект от них - взрывной. Подводный флот наш остается вроде бы тем же, а сила его вырастает кратно!
Отметим, что СНЧ-метод позволяет засекать и надводные корабли, причем на расстоянии в сотни и тысячи километров!
Учтите: к концу 1980-х Советский Союз порождает проект перспективных подлодок для завоевания морского господства - многоцелевых крейсеров проекта 955 "Борей" (КБ "Рубин"). Однокорпусные и очень малошумные, они заменяли собой разношерстный подплав первых поколений. Каждый "Борей" мог топить вражеские лодки и надводные корабли - и наносить статегические удары ядерными ракетами. Если бы они получили еще и аппаратуру Лексиных?
(В СНОСКУ:
Что такое подводный крейсер типа "Борей"?
Длина 170 м
Диаметр 13,5 м
Средняя осадка 10 м
Водоизмещение
Надводное: 14,720 т
Подводное: 24,000 т
Энергетическая установка
1 ядерный реактор
1 ПТУ с ГТЗА
1 гребной вал
1 водомётный движитель
Экипаж 130 человек
Вооружение:
Ракетное: в РФ - «Булава» (первоначально, в СССР - "Барк")
Количество ракет: 16
Торпедное: торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты
Число торпедных аппаратов: 8
Калибр: 533 мм
Скорость
В надводном положении: 15 узлов
В подводном положении: 29 узлов
Максимальная глубина погружения - 450 м
Рабочая глубина погружения - 380 м
Автономность - 100 суток

Новую силу обретали советские "убийцы авианосцев США" (и их подлодок тоже) - подводные крейсеры типа 949. И наши стратегические лодки-ракетоносцы тоже - они получали возможность лучше уходить от американского сопровождения. Да и неатомные субмарины Советского Союза, получив новую гидроакустику, становились опаснейшими врагами атомных подводных кораблей Запада. Получив акустическое превосходство, русские лодки могли высаживать в США (в случае чего) диверсионные отряды с ядерными фугасами.
В 1980-х американских адмиралов мучили страшные сны. Они видели комбинированные атаки на свои авианосные группы. С неба - налет русских «бэкфайров» Ту-22 и «медведей» Ту-95, выпускающих тучи дальнобойных крылатых ракет. А из-под волн морских нападает целая «волчья стая» имперских субмарин. Да не простая, а тоже комбинированная. Лодки «проекта 670А», мощные «скаты», мчась на 26-узловой скорости, с расстояния в восемьдесят километров бьют по кораблям дальнего охранения авианосца ракетами типа «Аметист», выстреливая их из-под воды. Более новые «скаты-м» ракетами «Малахит» с дистанции в 120 километров топят корабли ближнего охранения. А главный удар наносят две (больше в Империи построить не успели) лодки «проекта 949», мчащиеся с тридцатиузловой скоростью. Их ракеты типа «Гранит» бьют на несколько сотен верст...
А теперь представьте себе, что вся эта армада обладает гидроакустикой, что на принципиальном уровне лучше и эффективнее американской! И еще у русских лодок есть сверхширокополосная радиосвязь, что намного лучше длинноволновой...
Технология Лексиных - классический "умножитель силы". С принятием ее на вооружение мы могли добиться отличного эффекта: подлодок у страны вроде бы прежнее число, а вот по силе своей они как бы удвоились в количестве.

Голем против гениев

Нельзя сказать, что Лексиных в СССР не заметили. Заметили, да еще и как! И не где-нибудь, а в Комитете госбезопасности Советского Союза. Дали возможность усовершенствовать свою аппаратуру и вести исследования на камчатском полигоне.
Но Лексиным тотчас же стали мешать. Несмотря даже на покровителей в КГБ. Ведь они бросили вызов громадной и неэффективной бюрократии позднего Советского Союза. Против них ополчился "Морфизприбор", который оказался уязвленным. Как это, мол, так? Мы работали над темой десятки лет, с большими затратами - а тут возникают эти два брата-близнеца, которые тратят копейки, а создают нечто совершенно немыслимое. То, что лучше. Это что же - конец кормушке в виде оборонных заказов, которые теперь достанутся Лексиным? Это - конец получению престижных постов, премий, орденов? Военная и гражданская бюрократии уже тогда стали складываться в голем (квазиживое разумное сверхсущество), стремившийся не задачи быстро решать, а как можно больше выдивать средств из бюджета. Предположим, есть два способа решить задачу, скажем, в акустике. Один способ - принципиально новая акустика, которая для своего создания требует всего нескольких миллионов рублей и нескольких лет. Другой способ - громадные вложения в миллиарды рублей и работа протяженностью в десятки лет. Что выбирает Голем? Именно второй, самый дорогой и длительный путь. Ведь бюрократии важно не задачу завоевания морского господства (и обеспечения безопасности страны) решить, а как можно больше и дольше тянуть денег из бюджета.
Понятное дело, что бюрократия попыталась уничтожить Лексиных. На Камчатке, когда они стали испытывать свою аппаратуру (комплекс "Мера-А" в 1987 году), кто-то стал обрывать кабели подводных антенн-гигантов, вдвое сокращая их возможности. Но аппаратуре братьев это не помешало. В марте 1987-го они обнаруживают реальную американскую многоцелевую субмарину. Поднятые по тревоге вертолеты отогнали ее, забросав шумовыми гранатами.
В 1987 году они выступали перед зампредом КГБ СССР Филиппом Бобковым. Тот сначала дал им всего четверть часа. Но Лексины привезли с собой цветные слайды и видеозаписи, показывая, как их комплекс засекает американскую субмарину. И вместо пятнадати минут Бобков слушал их два часа подряд. А потом вызвал начальников управлений КГБ и попросил Лексиных повторить выступление. Филипп Денисович обещал братьям всевозможную поддержку. Именно это, пожалуй, и спасло братьев от Голема. Обеспечило им необходимое прикрытие. Но даже при этом им пришлось потратить годы и уйму нервов, чтобы пробить свой проект.
Им дали два сектора в "Морфизприборе" - но там начали ставить палки в колеса всеми возможными способами. Братьев сильно выручил советский патриот, капитан второго ранга Бершадский, заведовавший военной приемкой. Он всячески пропагандировал СНЧ-метод, рассказывал о Лексиных в штабе ВМФ и в Военно-промышленной комисии при правительстве СССР. На помощь пришли и военные моряки: они-то очень хорошо видели преимущества новых комплексов. Всего за пятнадцать месяцев братья построили экспериментальный многоканальный комплекс "Мера-А", испытывая его на Камчатке в 1987 и 1988 годах. В восемьдесят восьмом достигнут впечатляющий результат: братья отслеживают неизвестное им движение семи лодок, причем длительность поддержания контакта в 75 раз выше, чем у шатной береговой станции "Агам". Один из контактов поддерживался 9 часов! Причем потом комиссия установит, что Лексины совершенно правильно определили пеленги движения лодки, ее скорость, расстояние до цели, подводное водоизмещение и момент всплытия.
В 1986 и 1988 годах Лексины работают на Черном море. В рамках научно-исследовательской работы (НИР) "Медиана" - обнаруживают малошумные дизель-электрические лодки по СНЧ-полю с помощью буев, с которых в глубину уходят кабели с микрофонами. Уже в1992 и 1993 гг., в рамках НИР "Дельта-Ч", они делают то же самое с помощью линейных антенн, уложенных на дно.
Приходят времена горбачевского бардака. По стране несется антисталинская истерия. Но Лексины - сталинисты. Они не приемлют горбостроечных уродств. Им тотчас пытаются пришпилить ярлык "врагов перестройки" и так сорвать им работу. Лексиных в обиду не дают. К лету 1990-го года готов их бортовой лодочный комплекс "Дельта-П", работающий от носовой цилиндирической антенны "Скат-КС". Его ставят на огромный подводный "линкор" типа "Акула" (или "Тайфун" по натовской классификации). Братья впервые в жизни уходят в плавание на борту огромного подводного корабля, чтобы испытать свою аппаратуру в сложных условиях Баренцева моря.
"Акула" поражает Лексиных. Гигантский подводный корабль с двумя корпусами, расположенными бок о бок, как у катамарана. С плавательным бассейном и сауной. Они живут и работают на нем бок о бок с моряками. И первый же учебный поход приносит успех. Они на экранах своего комплекса видят американскую субмарину класса "Лос-Анджелес", что пасет нашу лодку, держась слева по борту и чуть впереди. В то же самое время, штатная аппаратура "Акулы" ничего не слышала. Доложили командиру: так мол, и так. Что делать?
Проверить показания лексинской аппаратуры можно было только одтиним способом - дав мощный ультразвуковлой импульс, чтобы "осветить" окружающее постранство. Но лодка, на коей они шли, находилась на боевом патрулировании с целой батареей стратегических ядерных ракет на борту. Командир не имел права выдавать своего местоположения подобным бабаханьем. Но на борту находился адмирал из штаба. Он решил рискнуть и приказал: давайте импульс, но не записывайте это в судовой журнал.
Бабахнули. И тут же онаружили американскую лодку там, где указывали Лексины!
Первый же выход в море показал, что СНЧ-комплекс братьев по дальности онаружения реальных целей в два-три раза превосходит штатную высокочастотную аппаратуру. В вот по длительности удержания цели на контроле превосходство получилось огромным - в 91 раз! То есть, обычная аппаратура могла засекать американцев на приличном расстоянии - но тут же теряла их, едва только вражина сбрасывал ход. Испытания шли в приповерхностноми слое и при движении около дна, и особо - в подледном плавании. Тогда и подтвердился вывод братьев: чем глубже море - тем на более далекой дистанции онаруживаются вражеские субмарины. А самые тяжелые условия для акустики - подо льдом. Главное, что при операциях в Атлантике и Тихом океане наши подводники получали подавляющее преимущество перед американцами в дальности обнаружения! Причем в десятки раз.
Потом они ходили на той же лодке-великане зимой 1990-1991 годов, уже в Баренцево, Норвежское и Гренландское моря. В чужие, враждебные воды. И там тоже "секли" бесшумные американские субмарины.
Время текло смурное. Страна рушилась. В 1989 году загадочно погибла замечательная подлодка "Космомолец". Из-за странного пожара на борту. Чтож, и Лексиным довелось пережить подводный пожар. Они и сейчас убедительно доказывают: то была серия диверсий. Ведь потом, когда экипажу удалось справиться с огнем, было найдено зажигательное устройство. А в борту прочного корпуса лодки, отремонтированной в Северодвинске, обнаружили прорезанную дыру, закрытую пробкой из пенопласта - и зарашенной шаровой краской для незаметности.
Когда СССР пал, братья не сдались. Они смогли довести комплекс до "товарного" вида, создав по сути коммерческую фирму - при том, что как коммунисты-ортодоксы ненавидят сам принцип частного предпринимательства. Смогли неимоверными усилиями выстроить новые схемы производственной кооперации для серийного выпуска своих комплексов - ведь многие прежние предприятия-партнеры погибли из-за варварской приватизации по Чубайсу в 90-е годы. Подводники страстно жаждут получить их комплекс "Дельта" на вооружение. Шкиперы тех лодок, на коих испытывалась техника Лексиных, умоляют оставить ее на корабле.
Но вот попадет ли он в арсеналы РФ? Вопрос...

братья Лексины, гидроакустика, Максим Калашников, Владимир Кучеренко, книги Максима Калашникова, ВМФ, подводный флот

Previous post Next post
Up