Юрий Нерсесов:
Война за дудаевское наследство
Кадыров и Умаров воюют за оккупированную Дудаевым территорию
Последний теракт на Северном Кавказе примечателен, прежде всего, сочетанием места проведения с национальностью двоих из троих погибших. То есть все написали, что управляемая террористом-смертником машина взорвалась у здания РОВД селения Серноводск Сунженского района, и что взрыв унёс жизни полицейских Александра Егорова, Леонида Пучкова и Юнуса Сулейманова, но, только зная историю вхождения Серноводска в состав Чечни, можно оценить зловещий смысл произошедшего. Егоров и Пучков погибли, защищая землю, с которой были изгнаны их соотечественники, и на которую они никогда не вернутся, чем бы ни закончилось сегодняшнее противостояние в регионе.
Когда Джохар Дудаев захватил власть в Грозном, Чечено-Ингушская АССР разделилась на отделившуюся от России Чечню и оставшуюся в её составе Ингушетию. Вскоре дудаевская хунта решила, что земли им досталось маловато и пора округлить территорию за счёт русских поселений Ингушетии. Оформляя это решение, «избранный» хунтой из своих сторонников парламент потребовал присоединить к Чечне Сунженский и часть Малгобекского района Ингушетии. Через неделю - 15 ноября 1992 года - боевики под личным командованием Дудаева разоружили и взяли в плен российский блокпост на окраине Серноводска, а заранее прибывший в Ингушетию исполняющий обязанности премьер-министра РФ Егор Гайдар проследил, чтобы захватчикам не сопротивлялись.
Полный текст -
http://www.apn-spb.ru/opinions/article14270.htm Юрий Нерсесов
Памятник чеченским эльфийкам
Рамзан Кадыров установил памятник девушкам, которых полевой командир Джохара Дудаева нашёл в народных песнях и выдал за настоящих
Глава Чечни Рамзан Кадыров торжественно открыл памятник 46 чеченским девушкам, погибшим при штурме аула Дади-Юрт русскими войсками 15 сентября 1819 года. Согласно официальной чеченской версии, попав в плен после штурма мирного аула кровавыми русскими карателями, девушки утопились с ними в Тереке. В 2009 году Рамзан Ахматович в честь 190-летия этого события объявил каждое третье воскресенье сентября Днём чеченской женщины, о чём сообщил в блоге:
«Сегодня мы после реконструкции торжественно открыли мемориальный комплекс памяти погибших в сентябре 1819 года жителей села Дадин-Юрт. Этот населенный пункт был полностью сожжен по приказу Ермолова. Все жители, включая женщин, стариков, детей, погибли. Девушки Дадин Айбика, Амаран Зазу и их подруги вдохновляли песнями защитников села, а оказавшись в плену, со связанными руками бросились в бурные воды Терека. Они предпочли смерть бесчестию. Именно ко дню их подвига мы приурочили празднование Дня чеченской женщины».
Интересно, что четыре года назад, сам Рамзан Ахматович описывал события несколько по-другому:
«Мы учреждаем этот праздник также в ознаменование подвига 46 чеченских девушек, которые во главе с Дадин Айбикой 15 сентября 1819 года после того, как село Дади-Юрт было полностью разрушено и сожжено войсками генерала Ермолова и девушки были схвачены в плен, во время переправы через реку Терек предпочли смерть в волнах реки позорному плену и не захотели, чтобы их касались руки тех, кто повинен в убийстве отцов, матерей, братьев, сестер, повинен в сожжении родного села, и они бросились в реку».
Третью версию озвучил сайт Chechenews.com, по данным которого девушки утопились вместе с конвоирами, но конкретно Дади Айбика погибла на вражеских штыках. Есть мнение, что девиц было 36 и утопились они вместе с 36 офицерами, собиравшимися их изнасиловать… Так утопились со связанными руками или бросились в воду вместе с конвоирами? Когда Кадыров лгал: четыре года назад, сейчас, или оба раза? Как погибла прекрасная Дади Айбика? И вообще откуда взялась информация об утонувших девах?
В исторических документах того времени ничего подобного нет, хотя сам управляющий гражданской частью в Грузии, Астраханской и Кавказской губерниях Алексей Ермолов, описывая штурм аула, не скрывает жестокости боя и лишь указывает, что карательная экспедиция была предпринята в ответ на чеченские набеги:
«Желая наказать чеченцев, беспрерывно производящих разбой, в особенности деревни, называемые Качкалыковскими жителями, коими отогнаны у нас лошади, предположил выгнать их с земель Аксаевских, которые занимали они, сначала по условию, сделанному с владельцами, а потом, усилившись, удерживали против их воли. При атаке сих деревень, лежащих в твердых и лесистых местах, знал я, что потеря наша должна быть чувствительною, если жители оных не удалят прежде жен своих, детей и имущество, которых защищают они всегда отчаянно, и что понудить их к удалению жен может один только пример ужаса.
Полный текст -
http://www.apn-spb.ru/publications/article14272.htm