СОЦИАЛИЗМ? ПРАГМАТИЗМ!

Sep 16, 2013 12:41

Максим Калашников

СОЦИАЛИЗМ? ПРАГМАТИЗМ!
Заморозка тарифов по-путински: такая «горбуха» не пройдет. Нужно работать, выводя инвестиции из естественных монополий и отказываться от дурацких «мегапроектов»

Заморозка тарифов естественных монополий - шаг отчаянный. Тарифы на перевозки, энергию и тепло душат все, выступая главной причиной инфляции. Но только нынешний режим и здесь вызывает кризис. «РЖД» объявили, что из-за заморозки тарифов придется уволить 60 тысяч работников и свернуть самые необходимые инвестиционные программы. А это - всплеск безработицы и проблемы с транспортом в самом ближайшем будущем.
Власти давно пора понять: простых, «командных» решений тут не существует! Везде нужно упорно работать, а не эффектным «пиаром» маяться. Решение проблемы есть - но вряд ли оно по зубам расейской «вертикали».

ЭТО - ПЛАНОВЫЙ СЕКТОР!
Решение проблемы тарифов в естественных мы давно обсуждали в Партии дела и пришли к выводу: тут не только воровство менеджеров надо пресекать, но и вообще выводить инвестиционные затраты из сих монополий в руки государства. И особого планового органа. Постсоветская практика, при которой железнодорожники, газовики, энергетики должны сами финансировать необходимые инвестиции за счет закладки затрат в тарифы - это смерть в наших условиях. Это - постоянный рост расценок на энергию и перевозки. У нас нет конкурирующих железных дорог. У нас нет конкурента ни «Газпрому», ни Единой системе газоснабжения. Раздробление «Единой энергосистемы» тоже ни к чему хорошему не привело: монополизм никуда не делся, и тарифы тут растут, что называется, не по дням, а по часам.
Просто заморозить тарифы - не выход. Тут не только в потере рабочих мест дело (если «РЖД» говорит об утрате 60 тысяч рабочих мест, то «Газпром» - уже о трехстах тысячах и потере полутриллиона рублей на инвестиции). Простая заморозка тарифов не позволит железнодорожникам расшить узкие места на дорогах и обновить подвижной состав (он у нас еще советский в части локомотивов-то). А это - тоже катастрофа, хотя и отложенная.
Выход очевиден: вообще лишить естественные монополии права финансировать свои инвестпрограммы. Пусть подают заявки на них государству и тщательно их обосновывают: чтобы ничего лишнего там не было. А то «Газпром» вопит, что лишается полутриллиона инвестиционных ресурсов, что ему денег не хватает - а сам готов потратить на строительство своего небоскреба в Минске полмиллиарда долларов. То есть - 15 триллионов рублей. Надо бить по рукам: для филиала в Белоруссии вам и скромного особняка хватит, «манагеры» хреновы!
Государство же, сверстав план инвестиций, за счет бюджета профинансирует обновление «организма» наших инфраструктурных монополий. Только для этого самому государству нужно отказаться от таких идиотских затрат, как вышвыривание десятков триллионов рублей на олимпиады и чемпионаты мира по футболу. Если это сделать, то всякое нецелевое использование инвестиций у «Газпрома» и «РЖД» пресекается в корне. Никаких тебе небоскребов бессмысленных, все - только в нужные объекты. Благодаря этому мы сохраняем замороженные тарифы - а это дает рост именно несырьевому промышленному сектору и агропрому.
Только так можно решить проблему, не вызвав экономического кризиса из-за развала и разворовывания естественных монополий.

АМЕРИКУ В «НЕРЫНОЧНОСТИ» НЕ ОБВИНИШЬ
Имеет ли предлагаемая нами программа некий прецедент? Имеет. Хотя и не прямой. Пример участия бюджета в бизнесе корпораций дает Америка 1920-х, которую ну никак нельзя назвать некапиталистической и нерыночной страной. Откроем замечательный, просто насыщенный фактами труд сталинского историка В.Лана «США от Первой до Второй мировой войны» (1947 г.).
В 1927 году тогда еще будущий президент США Герберт Гувер возглавлял департамент торговли. Он столкнулся с проблемой: страна была вынуждена терять огромные деньги, возя свои товары исключительно на судах европейских компаний. Пароходства самих США конкуренции не выдерживали: зарплата офицеров и матросов на американских судах была намного выше, чем у европейцев. И тогда Гувер разработал и продавил специальную программу государственной поддержки американского торгового флота. Частным морским перевозчикам стали продавать суда по себестоимости, субсидировать их хорошей платой за перевозку почты, а командный состав пароходов (как правило, уволенных в запас офицеров военно-морских сил) - на 50% содержать за счет государства. Так, чтобы тарифы на перевозки грузов оставались коекурентоспособными.
То есть, американцы в те насквозь «рыночные» времена не побоялись применить принцип взятия государством на себя части издержек. В интересах общего развития национального производства.

«БОЛЬШЕ СОЦИАЛИЗМА» НА БЛАГО ВСЕМ

Мы предлагаем поступить подобным образом в отношении естественных монополий в РФ. Да, это - социалистический принцип. Но в данном случае он оправдан: монополии существуют не ради самих себя, а для того, чтобы обеспечивать жизнь и успешное развитие всех прочих отраслей. Ведь нельзя же делать так, чтобы, скажем, Институт ядерной физики существовал исключительно ради того, чтобы давать работу и деньги своей котельной! Национальные «котельные» («Газпром» и железные дороги в данном случае) не могут быть самоценностью. Поэтому с них - постоянные тарифы, а от государства - обеспечение их, сугубо обоснованных и выверенных, потребностей в инвестициях.
Но нельзя ограничиваться только «железом». В Эрэфии ведь разрушается и кадровый потенциал. Людской капитал. И его нужно спасать.

СПАСАТЬ НЕ ТОЛЬКО «ЖЕЛЕЗО», НО И КАДРЫ!

Учитывая тяжелые постсоветские реалии, я бы распространил сей принцип и дальше. Чтобы остановить рост тарифов на авиаперевозки, нужно и корпус пилотов вывести в ведение государства, обеспечив на те же 50% их содержание. Пусть их нанимают частные воздушные перевозчики, пусть они им сами предлагают свою часть зарплаты, но государство выделяет их в особый Летный корпус, национальный резерв кадров. Оно обеспечивает всем пилотам приличную ставку и государственную пенсию, занимается их подготовкой, содержанием учебных центров высшего уровня, учебного авиапарка и летных полей. Пусть матерые воздушные волки учат молодежь, передают опыт, не завися от дурных «манагеров».
Что достигается таким образом? Мы полностью решаем проблему нехватки пилотов и пресекаем ввоз в РФ азиатских летчиков-«гастарбайтеров». (Чего добивается «Аэрофлот», ссылаясь на нехватку летчиков, возникшую из-за развала СССР и Министерства гражданской авиации). Мы снимаем с авиакомпаний значительную часть затрат на летный состав и пресекаем маразм «экономии» - когда они норовят свести экипажи всего к двум пилотам. А это - износ людей, утомляемость летчиков, прямая дорога к ошибкам и катастрофам. Экипажи авиалайнеров - это минимум четверо! Включая штурмана, приникающего к грозовому радиолокатору при преодолении и обходе грозовых фронтов.
В свою очередь, это дает возможность государству добиваться стабильности цен на перелеты. Вдобавок нация получает ценнейший кадровый запас на случай военных действий. Ну, а деньги на это берутся за счет отказа от путинского маразма в виде гигантских затрат на всякую спортивно-помпезную муть. За счет пресечения расходов газпромовской братии на очередную храмину.
По тому же принципу надо выстроить профессиональные корпуса гражданских моряков, атомщиков, космических ракетчиков (из системы Минобщемаша СССР - Роскосмоса РФ), инженеров-путейцев, инженеров-энергетиков, инженеров и конструкторов ВПК, инженеров-машиностроителей, инженеров-электронщиков, связистов, химиков, биоинженеров, научных сотрудников в естественных и точных науках, в прикладной науке. Я бы им даже всем свои мундиры выдал и знаки профессиональных «цехов». Чтобы гордости и престижа добавить.
Везде государство обязано наполовину снять затраты на их содержание с предприятий, создав корпоративную солидарность и систему воспроизводства технократических кадров. И дав этим специалистам (нужным нации стократ больше, чем все стадо бесполезного «креативного класса») базовые зарплаты 89-90 тысяч рублей ежемесячно. С учетом второй половины зарплат за счет предприятий они у меня зарабатывали бы и по 150-200 тысяч в месяц. Таким образом мы бы смогли предотвратить впадение Эрэф в новое варварство, в состояние сырьевого захолустья с переизбытком попов, юристов и «креаклов» при острой нехватке инженеров и техников. И мне плевать на тех, кто завопил бы и стал бы обвинять нас в создании подобия итальянских профессиональных корпораций при Муссолини. Это смешение социалистического и капиталистического принципов? Наплевать! Лишь бы эффективно работало. Сработало создание Летного корпуса при немецкой НСДАП, пригодилось при возрождении германской авиации в тридцатые? Сработало. Вот и нам подобное нужно.
Считаю, что таким же образом нужно вывести в отдельные корпуса школьных учителей и вузовских преподавателей, снимая большую часть бремени на их содержание с нищих вузов и с региональных бюджетов, что трещат по всем швам. Преподаватели, работники важнейшей сферы «человекостроения» и «производства кадров», должны получать базовые ставки так же, как и офицеры по линии Минобороны - централизованно. Ибо у нас с образованием и кадрами - национальная катастрофа.
Найти на все это деньги - не проблема. Кипр с Исландией спасать миллиардами долларов не станем. Не станем «солить» финансовые резервы в американских облигациях и в запасах пустых долларов. Откажемся от идиотского «расширения Москвы» стоимостью в хорошую войну. Распродадим десяток президентских резиденций, оставим всего парочку. Воров чиновных станем пачками сажать - с конфискациями - и деньги найдутся.
Тогда мы и тарифы заморозим, и инфраструктуру от разрушения спасем, и золотой запас кадров сохраним да преумножим.

ПОЧЕМУ ОНИ НЕ МОГУТ?
Может ли поступить так нынешняя власть? Не может!
Прежде всего это - нарушение «религиозных запретов» неолиберализма-монетаризма, что исповедуют ельцино-путинские сановники в экономическом блоке правительства с 1992 года. Они скорее загубят РФ, чем поступятся принципами и пойдут на введение прагматических элементов социализма в экономику.
Затем все это требует кропотливой и каждодневной работы чиновников высшего эшелона, а не приятного распределения денег в промежутках между бассейном и тренажерным залом. От этого расейские бюрократы отвыкли.
Поэтому прогнозирую: «заморозка тарифов» по-путински вызовет только новый всплеск безработицы и развал инфраструктуры (с воровством манагеров в монополиях ведь никто не борется). Мы получим новые проблемы с железнодорожным транспортом и с газом. Что станет дополнительным фактором политической смуты в Эрэфии.
Надеюсь, предложенную программу будет воплощать уже новая власть. Народная, национальная. Прагматическая, состоящая из профессионалов, а не из либеральных фундаменталистов, безмозглых изуверов…

Партия дела, Путин, Максим Калашников, РЖД, Газпром, кризис, тарифы

Previous post Next post
Up