Евгений АРСЮХИН
Горе от гаджета, или Стив Джобс как проводник нового Средневековья
Вернитесь к книге, пока бумажные книги физически есть!
Стив Джобс, недавно скончавшийся, и его детище, компания Apple - это факелы тьмы и апологеты нового Средневековья.
Вижу, как при этих моих словах тут и там раздается сначала глухой, а потом злобный ропот:
- Ты что такое пишешь? Они культуртрегеры, носители прогресса, инноваций, модернизации. Да ты видел, как Джобс свои гаджеты презентовал? Как Моисей скрижали. Как люди в зале плакали при виде новой айпада?
Видел-видел. И я вам говорю: ребята, вы заблуждаетесь. Сейчас буду все подробно объяснять. Средние века я не для красного словца приплел. Что это вообще за века такие? Это когда феодал на коне едет, а крестьяне в пояс кланяются? Сие как раз неважно. Главное: это эпоха власти грамотного над неграмотным. Угнетенные проигрывали потому, что не умели читать и писать.
Они не знали, как заработать больше - и оставались в бедности. Не знали военного дела - и проигрывали битвы. Поэтому важнейшая монополия феодализма - это не право на землю, а монополия на грамоту. Феодализм закончился с эпохой Просвещения. Что вряд ли случайно. В каком-то смысле феодализм в России продержался до революции 1917 года. Еще моя бабушка не умела читать.
Коммунисты понимали, что неграмотными управлять проще. Но надо было индустриализацию делать. Враждебное окружение, сами понимаете, стране нужен уголь, чугун, металл. Проблему управляемости решали через цензуру. И все же «шибко грамотные стали». Самиздат, разговоры на кухнях... Свалили коммунистов. Я могу долго рассуждать в таком же духе. Но причем тут Стив Джобс? Я вспомнил о нем, когда сегодня уходил на работу. Глаз выхватил на столе горку книг - недавно купленных. Пара новинок из Голландии, одна из Венгрии, несколько изданий Государственного исторического музея... Спецлитература по истории в основном.
Раньше таких горок не было. Я брал новинки в метро и там читал. За 3-4 дня управлялся с самым объемистым томом. Так почему не читаю теперь? А читать я перестал, как у меня появился айфон. Заразная штука оказалась. Ныряешь под землю, сразу его из сумки, и в Facebook. Что-то там у друзей? Затянуло. Тебе написали, ты написал, узнал, что кто-то встал не с той ноги, а кто-то сфотографировался на Гавайях, глядишь, а уже до нужной станции доехал.
И вот за ту пару месяцев, что у меня в распоряжении гаджет от Apple, отупел я, товарищи, безумно. Соцсети чем плохи? Ты когда книгу читаешь, смотришь как бы снизу вверх. Более умный (как правило) человек тебе что-то передает. Потому что хорошие писатели, специалисты - они же умнее среднего гражданина.
А когда читаешь посты в соцсетях, ты смотришь по горизонтали. А равных тебе. И ничему не учишься. Вроде бы да, интеллектуальная деятельность. Упражнения в остроумии по поводу политических, социальных событий и без повода. А на деле - вода в ступе. Имитация.
Марк Цукерберг с его Facebook и Apple с его гаджетами решают ту же задачу, что коммунисты, только изящней. Как добиться, чтобы люди были грамотными и могли вкалывать на своих хозяев («ергично фукцировать», по выражению одного советского писателя, пародировавшего сленг комиссаров), но при этом были дураки дураками?
Цензура, как мы видели, тут помогает лишь отчасти. Но не замкнуть ли людей друг на друга? Как некогда в средневековой деревне. А ты слышал, что Митька говорил? А Машка что намедни брехала? Вот даже по мне видно, что это работает!
Когда я поделился своими соображениями - где же еще, в Facebook - известный журналист Леонид Бершидский резонно возразил мне: с помощью гаджетов можно ведь книги читать, а не только в соцсетях сидеть. Конечно, можно. Но тут встает вопрос, а что оцифровано? Конечно, детективы, любовные романы и прочая мура - да. Конечно, классика - но классика вся или почти вся читана вроде. Но вот моя любимая историческая литература, причем узкоспециальная, та, что без фантазеров вроде Фоменко и откровенной лажи, не оцифрована ни разу.
Встает вопрос, что перед нами за явление. Или временные трудности (вскоре вообще вся литература сразу станет выходить в цифре, а бумаги не будет совсем). Или тонкие манипуляции с нашими мозгами. Я рискну предположить, что второе. Что власть над «оцифровкой» есть монополия нового феодализма. Даже если бумагу выгонят из жизни, стоящая информация будет стоить так дорого, что это автоматически отсечет от нее «народ». Нас, конечно, такое положение дел не устраивает, и, дабы не заглядывать в футурологическую даль, призываю вас к простой вещи.
Вернитесь к книге, пока бумажные книги физически есть. Плохая книга лучше хорошей переписки. Нами можно управлять, лишь пока мы темные. Мы уже не «самые читающие в мире», но еще и не пещерный «средний класс» из американского городка.
http://www.kp.ru/daily/26012.4/2936287/